Принято

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 30.08.2013г. протокол №1

Утверждено

приказом по

МКОУ Подгоренская СОШ

от 02.09.2013г. № 72

Директор школы_________

В.Н.Климова

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 О СТРУКТУРЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И

УТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

I. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом школы, Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Примерными основными образовательными программами.

1.2 Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

1.3 Основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

1.4 Основная образовательная программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.

 II. Структура и содержание основной образовательной программы

2.1 Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса − 20% от общего объема основной образовательной.

 2.2  Основная образовательная программа содержит:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

3) учебный план;

4) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

5) программу отдельных учебных предметов, курсов;

6) программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

7) программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программу коррекционной работы;

9) систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.

 2.3 Требования к разделам основной образовательной программы:

 2.3.1 Пояснительная записка должна раскрывать:

·        цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;

·        принципы и подходы к формированию основной образовательной  программы и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения;

·        общую характеристику основной образовательной программы.

 2.3.2 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

- обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

- являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

- Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

- Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самим образовательным учреждением в соответствии с его типом и видом.

2.3.3 Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

2.3.4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать:

- описание ценностных ориентиров содержания образования;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе:

1. от дошкольного к начальному общему образованию;

2. от начального общего образования к основному общему образованию;

3. от основного общего образования к среднему (полному) общему образованию.

 2.3.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы;

- программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета, курса;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; (с учетом перехода на ФГОС по ступеням образования)

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 2.3.6 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна содержать:

- перечень планируемых результатов воспитания, формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения  школьников;

- рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

- рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

- рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

 2.3.7 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

- пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

- формирование установки на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- применение рекомендуемого врачами режима дня;

- формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

 2.3.8 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы должна содержать:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной, через систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий;

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

- планируемые результаты коррекционной работы.

 2.3.9 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы  должна:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов  и формирование универсальных учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу);

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

III. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы

3.1 Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе Примерной образовательной программы и данного Положения о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы.

 3.2 Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы определяется локальным актом образовательного учреждения.

 3.3 Основная образовательная программа перед утверждением должна рассматриваться Советом школы и педагогическим советом, по итогам рассмотрения оформляется протокол.

3.4 Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, в которые разрабатывается основная образовательная программа.

 3.5 Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу, рассмотрев их на заседании.

IV. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу

4.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.