Принято

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 30.08.2013г. протокол №1

Утверждено

приказом по

МКОУ Подгоренская СОШ

от 02.09.2013г. № 72

Директор школы_________

В.Н.Климова

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и утверждения рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету.

1.3. Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);

- образовательных потребностей и запросов обучающихся;

- особенностей контингента обучающихся;

- авторского замысла педагога.

Таким образом, в рабочей программе отражены, прежде всего, целевые

ориентиры конкретного образовательного учреждения.

1.4. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

                     дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

                     конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

 

1.5.    Функции рабочей программы:

 

                     нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

                     целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

                     определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

                     процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

                     оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 

2. Технология разработки рабочей программы

 

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником,  педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения (данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения).

 

3. Структура рабочей программы

 

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

- Титульный лист.

- Пояснительная записка.

- Учебно-тематический план.

- Содержание тем учебного курса.

- Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

- Календарно-тематическое планирование.

- Перечень учебно-методического обеспечения.

3.2. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

3.3. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения.

3.4. Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.

3.5. Содержание курса – структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

3.7. Календарно-тематическое планирование  является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Каждый отчетный период (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год, оформляется в виде таблицы. Графы в таблице могут быть изменены по решению МО для конкретного предмета или предметов МО.

3.8. Перечень учебно-методического обеспечения – структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, использованные автором.

 

4. Утверждение рабочей программы

 

 4.1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

- обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, ставится гриф согласования: «Рассмотрена». Реквизиты протокола заседания ШМО.

- обсуждение и принятие Программы на заседании педагогического совета школы. Решение педагогического совета отражается в протоколе заседания, ставится гриф: «Принята». Реквизиты протокола заседания педагогического совета.

- получение согласования у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

4.2. После указанных процедур рабочая программа утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения, который ставит гриф утверждения на титульном листе: «УТВЕРЖДЕНА». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Реквизиты приказа.

При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

4.4. Один экземпляр утверждённых рабочих программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательного учреждения ведётся периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.


Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

Рассмотрена

 на заседании МО учителей       (…) цикла

от ____________                 

протокол №

Принята

на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ

от  _____________                

протокол    №___

 

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от ____________      № _____

Директор школы________

                          Ф.И.О.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по (предмет)

… класс

 

Ф.И.О., (род.падеж)

учителя …….категории

МКОУ Подгоренская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласована

с зам. директора по УВР

_______

____сентября 20___г

 

 

 

20___- 20____ учебный год

 

 

Приложение 2

 

Варианты табличного представления учебно-тематического планирования

 

 

 

Вариант 1

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

практические

1.

 

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются

 

Итого

 

 

 

 

Вариант 2

п/п

Наимено-вание разделов и тем программы

Коли-чество часов

Лабораторные и практические работы

Самостоятельная учебная деятельность

1.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Календарно-тематическое планирование

 

№урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Оборудование

Дата

 

 

факт

план