Календарно-тематическое планирование к курсу Обществознания для 9 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Иванова

Пояснительная записка к планированию курса «Обществознание» для 9-го класса

 Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию для 5-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

 Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в первом концентре. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.

Цели курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:

ü      развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познава­тельных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореа­лизации;

ü      воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к соци­альным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

ü      освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социаль­ной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом каче­ствах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

ü      овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основ­ах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

ü      формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

ü      формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

ü      воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

Формы организации учебного процесса:

ü       коллективная;

ü       групповая;

ü       индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.

Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.

Планирование создано на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)

Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009

Базовый учебник и дополнительная литература:

Л.Н.Боголюбов Обществознание 9 класс М.: «Просвещение» 2010

Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев; А.И.Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 класс Учебное пособие М.: «Русское слово» 2002

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 9-го класса

Дата

Разделы, темы, количество часов Тип урока

Понятия, термины

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Глава I. Политика (10 часов)

1

 

Урок 1. Политика и право

Урок исследование

Политика, политическая власть

Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Актуализация знаний

Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку

§ 1, задания, эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу»

2-3

 

Уроки 2-3. Государство

Урок характеристика

Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство.

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы

Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

Устный опрос, проверка эссе

Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества»

§ 2, задания и вопросы,

Учебный проект «Идеальное государство»

 4

 

Урок 4. «Политические режимы»

Урок лабораторного типа

Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая и представительная. Конституция

Знать сущность политических режимов

Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос, проверка проектов

Схема «Политические режимы», «Формы правления»

§ 3, вопросы, задания Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».

5-6

 

Уроки 5-6. Правовое государство

Урок исследования

Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд

Знать признаки и сущность правового государства.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Тестовый контроль

 Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация

§ 4 Вопросы для повторения

7

 

Урок 7. Гражданское общество и государство

Урок практикум

Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата

Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Тестовый срез знаний

Статистические данные

§ 4, вопросы и задания § Проект «Наше участие в формировании гражданского общества»

8

 

Урок 8. Участие граждан в политической жизни

Урок проблема с элементами дискуссии

Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм

Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.

Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос, проверка проекта

Пакет с дополнительным материалом

§ 6, вопросы и задания к § 6 Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни»

9

 

Уроки 9. Политические партии и движения

Урок исследование

Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность

Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Устный опрос, проверка проекта

Схема

§ 67 практикум, проблема, мини-проект «Молодежная партия»

10

 

Урок 10. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика»

Основные понятия темы

Знать основные положения темы «Политика».

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Решение проблемных заданий, проверка проектов.

Презентация к уроку

Эссе «Партия есть организованное общественное мнение»

Глава II. Право (24 часа)

11

 

Урок 11. Право

Урок практикум

Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права

Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права.

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать.

Проверка эссе

Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница»

§ 8, вопросы и задания

12

 

Урок 12. Правоотношения и субъекты права

Урок-практикум

Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные

Тестирование

Таблица «Дееспособность» Презентация к уроку

§ 9, вопросы и задания Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты»

13-14

 

Уроки 13-14. Правонарушения и юридическая ответственность

Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности

Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Устный опрос, проверка эссе

Схема «Виды юридической ответственности»

§ 10, вопросы и задания

15

 

Урок 15. Правоохранительные органы

Урок-практикум

Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные

Тестовый контроль

Пакет с дидактическим материалом

§ 11, вопросы и задания Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице»

16-17

 

Уроки 16-17. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Уроки - практикумы

Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина.

Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Актуализация темы

Схемы «Жизненные блага»

§ 12-13, вопросы и задания к параграфу

18-20

 

Уроки 18-20. Права и свободы человека и гражданина

Уроки лабораторного типа

Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека

Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека.

Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый контроль

Схема «Классификация прав человека»

§ 14-15, вопросы и задания

21-22

 

Уроки 21-22. Гражданские правоотношения

Урок практикум

Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества

Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Тестовый опрос

Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних»

§ 15-16, вопросы и задания Эссе «Договор дороже денег».

23-24

 

Уроки 23-24. Право на труд. Трудовые правоотношения

Уроки с элементами деловой игры

Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда

Знать основы трудовых правоотношений.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Решение правовых задач и проверка эссе

Пакет документов

§ 17, вопросы и задания

 

25-26

 

Уроки 25-26. Семейные правоотношения

Уроки с элементами - деловой игры

Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор

Знать основы семейных правоотношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

Таблица, презентация

§ 18 вопросы и задания, эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе»

 

27-28

 

Уроки 27-28. Уголовно-правовые отношения

Урок исследование

Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники

Знать основы уголовно-правовых отношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый контроль, проверка эссе

Схема «Виды административных наказаний»

§ 19, вопросы и задания»

29

 

Урок 29. Социальные права

Урок деловая игра

Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд

Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики.

Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

Материал Конституции РФ

§ 21, вопросы и задания к § 21

 

30

 

Урок 30. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Урок лабораторного типа

Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления

Знать основы международного гуманитарного права

Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый контроль

Документы

§ 22, вопросы и задания

 

31-32

 

Урок 31 - 32. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Урок исследование

Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги

Знать основы правового регулирования в сфере образования

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

Документы к параграфу

§ 23, вопросы и задания Эссе «Потребность в образовании лежит в каждом человеке»

33

 

Урок 33. Обобщение и систематизация по теме «Право»

Урок обобщения

Основные понятия по теме

Знать теоретические и практические основы темы «Право»

Объяснять взаимосвязи изученных правых объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос

Дидактический материал

Выводы к главе

34

 

Урок 34. Урок повторения за курс 9 класса

.