Основная образовательная программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАЛАЧЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принята

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 30.08.2013г. протокол №1

Утверждена

приказом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 02.09.2013г. № 72

Директор школы_________

В.Н.Климова

 

Основная образовательная программа

МКОУ Подгоренская СОШ

(на период 2013-2018 годы)

 

Разработчики программы:

директор школы Климова В.Н.

заместитель директора по УВР Соловьёва Т.М.

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая образовательная программа является основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в МКОУ Подгоренская СОШ, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Образовательная программа школы разработана в соответствии с нормативными документами:

· Законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;

· Конвенций о правах ребёнка;

· Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001.№ 196;

· Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»,

· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189,

· Письмом МО РФ от 08.10.2010 № ИК- 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» с Приложениями №1, №2:

Приложение1: Приказ МО РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Приложение 2: Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ»

· Примерной основной образовательной программой начального общего образования (Раздел 3 «Базисный учебный план начального общего образования»);

· Приказом МО РФ 05. 03. 2004 г: «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

· Приказом МО РФ от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования» от 5.03. 2004 № 1089;

· «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999);

· «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001.№ 957/13-13);

· Уставом МКОУ Подгоренская СОШ Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основные категории потребителей, для которых предназначена образовательная программа:

Первая категория – родители учащихся и родители детей школьного возраста, которые могут стать учащимися Школы. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, предоставляемых Школой, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Вторая категория – педагогический коллектив, для которого образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями, определяет взаимодополняемость образовательных услуг.

Третья категория – муниципальные органы управления образования, для них образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных и региональных стандартов школой.

Образовательная программа, таким образом, выполняет следующие функции:

во-первых, регламентирует приоритетные стратегические цели образовательного процесса в школе, то есть убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать;

во-вторых, определяет особенности содержания образования и организации образовательного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа является важнейшим документом, дополняющим учебный план школы. Учебный план является несущей конструкцией образовательной программы, ее внутренней формой. Образовательная программа наполняет учебный план конкретным содержанием, описывает учебно-меодическое обеспечение его выполнения.

Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта базовых образовательных областей являются внешним стандартом, а данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов.

Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

Задачи:

· обеспечение гарантий прав детей на образование;

· создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;

· стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

· совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

· обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.

· создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;

· создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

Приоритетные направления:

· ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

· совершенствование профессионального уровня педагогов в области инновационных педагогических, в частности информационных технологий;

· сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

· индивидуализация учебно-воспитательного процесса, раскрытие творческих способностей, формирование знании, умений, навыков, поэтапный переход образовательного процесса в процесс самообразования под руководством наставников;

· развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программ:

· Программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

· Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.

· Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.

· Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

· повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;

· проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

· творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

· удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

В соответствии с действующим законодательством и своим уставом школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование, срок освоения 4 года;

II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет;

III ступень - среднее (полное) общее образование, срок освоения 2 года.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту - Школа) Калачеевского муниципального района является светским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.

Школа является правопреемником муниципального образовательного учреждения Подгоренская средняя общеобразовательная школа, зарегистрированного Постановлением главы администрации Калачеевского района № 553 от 25 августа 1996 года

Полное название: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя общеобразовательная школа.

Сокращённое название: МКОУ Подгоренская СОШ.

Принятие Устава Школы в новой редакции обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствии с действующим законодательством.

Организационно-правовая форма Школы – муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.

Статус Школы:

тип – общеобразовательное учреждение;

вид – средняя общеобразовательная школа.

Школа находится в ведомственном подчинении отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района.

Учредителем Школы от имени муниципального образования Калачеевский муниципальный район является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района.
В с. Подгорное проживают 1900 человек. Численность трудоспособного населения составляет 1130 человек (бюджетная сфера – 99 человек, сельское хозяйство - 102 человека, а остальные в других сферах занятости). На территории села функционирует сельскохозяйственное предприятие ЗАО «Подгорное», фермерские хозяйства, предприятия частных предпринимателей.

Социальную сферу представляет КДЦ «Подгоренский», Подгоренская сельская амбулатория, сельская библиотека, детский сад, сеть магазинов различных направлений. Восстанавливается Преображенская церковь. В 2012-2013 учебном году в МКОУ Подгоренская СОШ обучались 151 ученик. В настоящее время в начальной школе: 57 учеников, в 5 – 9 классах – 81 ученик, в 10-11 – 9 учеников.

Педагогический коллектив в 2012-2013учебном году работал над проблемой «Создание условий для развития и саморазвития личности школьника через компетентностный подход в обучении».

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, а так же на сочетании принципов единоначалия и самоуправления коллектива.

Формами самоуправления являются Совет школы, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, родительский комитет Школы.

Административно-управленческий персонал составляет два педагога, имеющих высшую квалификационную категорию: директор и заместитель директора по УВР.

Учебно-воспитательную деятельность осуществляют 15 педагогов, из которых высшее образование имеют 13 человек, среднее специальное – 2 человека.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Образовательная программа по ступеням обучения

На первой ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помогать школьникам приобретать опыт общения и сотрудничества; сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к обучению; прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманизации образования. На первой ступени обучения в 4 классе образовательный процесс осуществляется по УМК «Школа России». Первый, второй и третий классы также обучаются по УМК «Школа России», соответствующим ФГОС второго поколения. Большое внимание в организации учебно-воспитательного процесса первой ступени обучения уделяется здоровьесберегающим технологиям.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 4 КЛАСС

Целевое назначение.

· Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного примерным учебным планом ОУ;

· Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

· Развитие познавательных способностей;

· Развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

· Развитие творческих способностей;

· Развитие коммуникативных навыков;

· Развитие навыков самоконтроля;

· Диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Ожидаемый результат:

· Достичь уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы;

· Развить положительную мотивацию к образовательному процессу в целом и обучению в нашей школе в частности;

· Развивать познавательные способности;

· Заложить основы культуры умственного труда, навыков самообразования;

· Выявить и начать развитие творческих способностей учащихся;

· Воспитать навык самоконтроля;

· Заложить основы коммуникативных навыков;

· Создать базу для возможности выбора образовательного маршрута дальнейшего обучения.

На второй ступени обучения продолжается формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени с учетом собственных способностей и возможностей; создаются условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. В рамках дополнительного образования функционируют кружки различной направленности и специфики.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 5-9 классы

Целевое назначение.

· обеспечение образовательного процесса; предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;

· обеспечение уровня образованности, достаточной для продолжения образования по образовательной программе

· развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

· развитие творческих способностей;

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие навыков самоконтроля;

· формирование опыта выбора;

· воспитание уважения к закону, правопорядку;

· диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

· достижение установленного положительного образовательного результата

Ожидаемый результат.

· достижение оптимального для каждого учащегося уровня функциональной грамотности в соответствии с требованиями программы;

· развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

· развитие познавательных способностей;

· развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

· развитие творческих способностей;

· развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

Образование на третьей ступени обучения, ориентировано на продолжение развития самообразовательных навыков и навыков самоорганизации и самовоспитания, на формирование психологической и интеллектуальной готовности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10-11 КЛАССЫ

Целевое назначение.

· обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;

· развитие потребности к непрерывному образованию;

· развитие познавательных способностей;

· развитие исследовательских умений,

· развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

· развитие творческих, исследовательских способностей;

· развитие коммуникативных навыков, развитие гуманитарной культуры личности,

· развитие навыков самоконтроля, самореализации в различных сферах жизнедеятельности,

· диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего профессионального образования.

Ожидаемый результат:

· достижение оптимального для каждого учащегося уровня социальной компетентности в соответствии с требованиями программы:

· развитие потребности в получении профессионального образования;

· развитие исследовательских умений,

· развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

· развитие творческих, исследовательских способностей;

· развитие навыка самоконтроля,

· развитие коммуникативных навыков

Образовательная программа школы адресована

показатели

I ( начального общего образования)

II ( основного общего образования)

III ( среднего общего образования)

возраст

10 лет

11 - 15 лет

16 - 17 лет

продолжительность обучения

1 год

5 лет

2 года

Уровень готовности учащихся к освоению программы:

I ( начального общего образования)

II ( основного общего образования)

III ( среднего общего образования)

любой уровень школьной зрелости

успешное овладение ОП начального общего образования (устойчивое внимание, сформированность умений чтения, письма и счета)

успешное овладение ОП основного общего образования

сформированность, в соответствии с возрастом, функций (внимания, памяти и мышления)

устойчивый интерес к предметам учебного плана

наличие положительной мотивацией к продолжению обучения

___

наличие мотивации к обучению

рекомендации педсовета

___

рекомендации педагогического совета

___

Формы диагностики уровня готовности учащихся к освоению образовательных программ:

I ( начального общего образования)

II ( основного общего образования)

III ( среднего общего образования)

Психологическая диагностика на выявление мотивации к обучению

Психологическая диагностика на выявление мотивации к обучению

Психологическая диагностика на выявление мотивации к обучению и профпригодности

Готовность ребенка определяется состоянием речевой культуры, мотивационно-личностной сферы.

Тестирование и устные зачёты.

Тестирование и устные зачеты

Промежуточные и итоговые контрольные работы

Промежуточные и итоговые контрольные работы

Итоговая аттестация учащихся в форме экзаменов.

-

собеседование

-

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (I IV группы здоровья)

 

В школе реализуются следующие образовательные программы:

Ступень обучения

Реализуемые программы

Срок реализации программы

I ( начального общего образования)

Общеобразовательная программа начального общего образования

1 год

II ( основного общего образования)

Общеобразовательная программа основного общего образования

5 лет

III ( среднего (полного) общего образования)

Общеобразовательная программа среднего общего образования

2 года

 

Обязательные результаты освоения образовательной программы.

В процессе освоения образовательной программы выпускники школы постепенно овладевают тремя уровнями образованности:

· элементарная грамотность (главная цель начального общего образования)

· функциональная грамотность (главная цель основного общего образования)

· допрофессиональная компетентность (главная цель среднего образования)

· Названные уровни образованности взаимосвязаны, но в то же время и относительно автономны.

 

I

( начального общего образования)

Элементарная грамотность - это уровень образованности, которую должен достигнуть выпускник начальной школы. Она характеризуется освоением элементарных умений и навыков в учебно-познавательной деятельности и возможностью их применения в образовательной, коммуникативной и практической деятельности. Элементарная грамотность предполагает и ориентацию в определённом круге проблем и расширение образовательного пространства учащихся, развития у них способности к выбору способов решения конкретных проблем.

 

II

( основного общего образования)

Функциональная грамотность - это уровень образованности выпускника второй ступени, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Функциональная грамотность предполагает усвоение знаний, лежащих в основе правил, норм, способов, понимание этих правил и готовность к их соблюдению. Можно выделить следующие виды задач, которые решаются в процессе овладения функциональной грамотностью:

· использование общеучебных умений и навыков при решении познавательных задач;

§ чтение и понимание сложных текстов, составление деловых писем и документов;

§ решение прикладных математических задач;

§ научное объяснение явлений природы, наблюдаемых в повседневной жизни (естественно-научная грамотность)

§ знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения (экологическая грамотность)

§ ориентация в среде обитания

§ знание, понимание и соблюдение правил законопослушного поведения (правовая грамотность)

§ ориентация в мире потребительных ценностей (экономическая грамотность)

§ ориентация в политическом устройстве страны, региональных и муниципальных органах управления (политическая грамотность)

§ ориентация в принятых нормах морали, соблюдение норм и правил нравственного поведения (этическая грамотность)

§ способность к диалогу в незнакомой ситуации (коммуникативная грамотность)

§ ориентация в мире профессий, систем профессионального образования, своих профессиональных возможностях

§ ориентация в ценностях мировой и отечественной культуры (общекультурная грамотность)

§ способность отличать произведения искусства от произведений псевдоискусства (эстетическая грамотность)

§ использование бытовой техники

§ самостоятельность санитарно-гигиенических норм и правил, оказание первой помощи себе и другим при заболеваниях и травмах, знания норм здорового образа жизни (валеологическая грамотность)

§ регулирование своего физического состояния с помощью специальных упражнений (основы физической культуры)

§ знание и соблюдение правил личной безопасности.

III

( среднего полного общего образования)

Компетентная грамотность - это уровень образованности, умение выпускника школы применять теоретические знания в различных сферах жизнедеятельности. Выпускник школы должен владеть допрофессиональной компетентнотью, позволяющей осуществить сознательный выбор профессии. Уровень образованности должен быть достаточным для принятия самостоятельных суждений и решений, для дальнейшего самообразования и самопознания.

Решая эти задачи, школа готовит выпускников к выбору пути продолжения образования, профессиональному самоопределению, пониманию своих гражданских обязанностей и защите своих гражданских прав.

Результатом образовательной деятельности учреждения является достижение учащимися государственного образовательного стандарта.

Достижению поставленных целей способствуют особенности организации образовательной деятельности школы, обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы

Организационно-педагогические условия образовательного процесса:

показатели

I ( начального общего образования)

II ( основного общего образования)

III ( среднего полного общего образования)

Продолжительность учебной недели (дней)

5

6

6

Продолжительность уроков (мин.)

45

45

45

Продолжительность перерывов (мин.)

Минимальная 10. Максимальная 20

Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся

четверть

четверть

полугодие

 

В школе работают 1 ГПД. Время работы с 12.30. до 16.00

Образовательная программа школы реализуется через учебный план.

2.2. Учебный план

Учебный план МКОУ Подгоренская СОШ составлен на основании следующих нормативных документов:

1. При формировании учебного плана в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами (ФГОС):

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

примерной основной образовательной программой начального общего образования;

методическими рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321)

2. При формировании учебного плана в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС):

приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004;

- образовательными программами МКОУ Подгоренская СОШ.

В структуру данного учебного плана входят федеральный, региональный и школьный компоненты. В 1 классе режим пятидневной, во 2-11 классах - шестидневной рабочей недели в соответствии с Уставом МКОУ Подгоренская СОШ.

Учебный план построен на принципах дифференциации и вариативности, что создает условия для выполнения школой социального заказа со стороны родителей, учета интересов школьников.

Максимальный объем нагрузки обучающихся школьников не превышает допустимые нормы.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

Часы школьного компонента на всех ступенях обучения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения предметов по выбору, факультативов и элективных курсов.

Начальное общее образование

Учебный план школы для I-III классов составлен в полном соответствии с РБУП НОО.

Учебный план 1, 2, 3 классов скомплектован в соответствии с новыми требованиями ФГОС. УМК, по которому будут работать первый и второй класс, - «Школа России». Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся школы определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени обеспечивает реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализацию обучения.

Продолжительность учебного года в первом классе составляет 33 недели. Режим работы - пятидневная рабочая неделя. В первом классе используется «ступенчатый» режим обучения. Продолжительность уроков в 1 классе - сентябрь - октябрь - 3 урока по 35 минут, ноябрь - декабрь- 4 урока по 35 минут, январь - май - 4 урока по 45 минут.

Продолжительность учебного года во втором, третьем классах составляет 34 недели. Режим работы - пятидневная рабочая неделя.

Учебный план 1,2,3 классов имеет однокомпонентную структуру, так как в начальных классах пятидневная рабочая неделя. В учебном плане представлены все образовательные области федерального назначения в объеме часов не ниже того количества, которое представлено в государственном базисном учебном плане.

«Информатика и ИКТ», направленная на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3 классе в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Математика».

Третий час учебного предмета «Физическая культура» будет использован на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры, для укрепления здоровья человека, навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, на овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и однокласниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени обеспечивает реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализацию обучения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся школы определяется в соответствии с действующими санитарными нормами. Продолжительность учебного года на первой ступени обучения составляет 34 недели. Режим работы в начальных классах - пятидневная рабочая неделя. Продолжительность уроков во 3-4 классах - 45 минут.

УМК А.А.Плешакова «Школа России», по которому работает 4 класс, позволяет решить следующие задачи: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Учебный план Подгоренской средней общеобразовательной школы для 4 класса имеет однокомпонентную структуру, так как в начальных классах пятидневная рабочая неделя. В учебном плане представлены все образовательные области федерального назначения в объеме часов не ниже того количества, которое представлено в государственном базисном учебном плане:»Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».

«Информатика и ИКТ», направленная на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в IV классе в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».

Третий час учебного предмета «Физическая культура» будет использован на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры, для укрепления здоровья человека, навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, на овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Основное общее образование (V-IX классы)

Учебный план школы для 5-9 классов имеет трехкомпонентную структуру, состоящую из федерального, регионального компонентов стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения.

Федеральный и региональный компоненты учебного плана предусматривают реализацию общеобразовательных программ, обеспечивающих выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования, и устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 класса и направлен на гуманизацию образования и развитие социальной зрелости обучающихся, построен по модульному принципу, включая содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Вопросы правового воспитания рассматриваются на уроках обществознания, где на модуль «Право» отводится в 6-9 классах по 7 часов.

Учебный предмет «Искусство» в 5-9 классах разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них отводится в 5-8 классах по 1 часу в неделю, а в 9 классе – по 0,5 часа. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» будет использован на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры, для укрепления здоровья человека, навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, на овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Часы регионального компонента используются на введение учебного предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» в V-VII классах (1 час в неделю), что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования, на введение учебного предмета (предметов) для изучения интегрированного учебного курса «Краеведение»: в VI классе - «Географическое краеведение», а в VIII классе – «Историческое краеведение» (по 1 часу в неделю), учебного предмета «Культура общения» в V-IX классах (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности, а также учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (0,5 часа в неделю) в V-VII классах.

Часы школьного компонента используются на изучение:

1) предмета «Черчение», введенного в 8-9 классах и являющегося необходимым для обучающихся, планирующих продолжить обучение в технических вузах и ссузах;

2) курса «Основы православной культуры» по 1 часу в 5-9 классах, который был введен с целью совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию на основании приказа руководителя отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района № 60 от 10.08.2009 года «Об учебном курсе «Основы православной культуры»;

Особенностью наполнения учебного плана 9 класса является реализация концепции предпрофильной подготовки, где инвариантная часть сохраняется в полном объеме, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения вносятся изменения и дополнения. В учебный план включены шесть обязательных элективных курсов по 17 часов в год каждый.

Для расширения и углубления знаний обучающихся введены элективные курсы за счет часов школьного компонента. Эти курсы расширяют знания обучающихся по химии, биологии, физике, географии, обществознанию, русскому языку.

Перечень элективных курсов в 9 классе:

 

Элективные курсы - 9 класс

Количество часов

Коммерческая география

0,5

Выбираем здоровье

0,5

В мире слова (развитие и культура речи)

0,5

Тайны кристаллов

0,5

Конституция – основной закон государства

0,5

Здоровье, красота и химия

0,5

 

Таким образом, при конструировании учебного плана школы на второй ступени обучения учтены познавательные интересы, интеллектуальные возможности обучающихся, предложения и запросы родителей. Введение часов элективных занятий позволяет расширить образовательную среду, повысить уровень образованности обучающихся, дает им возможность скорректировать свой образовательный маршрут, выбрать интересующий их профиль на третьей ступени обучения.

Среднее (полное) общее образование (X XI классы)

Особенностью плана на третьей ступени обучения является нацеленность на создание условий для достижения обучающимися высокого уровня образованности по выбранному ими направлению в результате освоения образовательной программы. На 3 ступени в 2013 - 2014 учебном году заложен универсальный профиль. Обучение в 10-11 классах осуществляется на основе примерных программ среднего (полного) общего образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» будет использован на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры, для укрепления здоровья человека, навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, на овладение умениями организовывать

здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Универсальный профиль обеспечен за счёт федерального и регионального компонентов. Региональный компонент в X-XI классах направлен на введение учебного предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» по 1 часу в каждом классе. В X и XI классах вводится учебный предмет «Краеведение», который является комплексным и направлен на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности при получении сведений о родном крае, в том числе по географии, истории, экологии, археологии, топонимике, топографии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию

Компонент образовательного учреждения составляет 8 часов в 10 классе, из которых 1 час выделен на предмет ОБЖ для проведения весенних учебных сборов и 7 часов для элективных курсов. На элективные курсы выделено 8 часов в 11 классе.

Тематика элективных курсов на 3 ступени:

 

Элективные курсы - 10 класс

Количество часов

Решение задач по математике.

1

Тригонометрия. Решение задач повышенной сложности.

1

Почему мы не похожи друг на друга.

1

Секреты орфографии и пунктуации.

1

Основы русского правописания.

1

Решение стандартных и нестандартных задач по химии.

1

Основы политологии.

1

Элективные курсы 11 класс

Количество часов

Основы русского правописания.

1

Коварные знаки препинания.

1

Надорганизменные системы и человек.

1

Начала теории вероятностей с элементами комбинаторики и

1

Решение задач по математике.

1

Основы политологии, комбинаторики и математической статистики.

1

Решение стандартных и нестандартных задач по химии.

1

Энергетика и окружающая среда.

1

 

Элективные курсы в 10 классе направлены на расширение знаний по математике, русскому языку, биологии, физике, химии, обществознанию, географии. Элективные курсы в 11 классе введены с учетом пожеланий обучающихся и родителей и направлены на расширение и закрепление ранее полученных знаний по русскому языку, физике, географии, биологии и обществознанию

Таким образом, представленный учебный план позволяет прогнозировать получение такого результата образовательной деятельности, который обеспечивает быструю адаптацию выпускников школы в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в высших учебных заведениях и для последующей их работы в различных общественных сферах.

учебнЫЙ план (недельный)

начальное общее образование

1 – 3 классЫ

(5-ти дневная учебная неделя)

 

Предметные области

Учебные предметы

1 класс

2 класс

3 класс

Количество часов в неделю по четвертям

Количество часов

в неделю

Количество часов в неделю

I

II - IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

5

 

Литературное чтение

3

4

4

4

 

Иностранный язык

0

0

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

0

2

2

2

Искусство

Музыка

0,5

1

1

1

 

Изобразительное искусство

0,5

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

1

3

3

3

ИТОГО:

15

21

23

23

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин)

15

21

23

23

 

учебнЫЙ план (недельный)

начальное общее образование

4 класс

(5-ти дневная учебная неделя)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5-ти дневная учебная неделя

Федеральный компонент

Русский язык

3

Литературное чтение

2

Иностранный язык

2

Математика

4

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

Искусство (музыка и ИЗО)

2

Технология (Труд)

2

Физическая культура

3

Основы религиозных культур и светской этики

1

Итого:

21

Региональный компонент

Русский язык

2

Итого:

2

Компонент образовательного учреждения

0

Итого:

0

Всего:

23

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин)

23

 

учебнЫЙ план (недельный)

основное общее образование

5 - 9 классЫ

(6-ти дневная учебная неделя)

 

Учебные предметы

Классы/ количество часов

V

VI

VII

VIII

IX

Федеральный компонент

6-ти дневная учебная неделя

Русский язык

3

3

3

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

Математика

5

5

5

5

5

Информатика и ИКТ

1

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

География

1

2

2

2

Природоведение

2

Физика

2

2

2

Химия

2

2

Биология

1

2

2

2

Искусство (музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

Технология

2

2

2

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Основы религиозных культур и светской этики

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

Итого:

25

25

29

31

30

Региональный компонент

Русский язык

3

3

1

Информатика и ИКТ

1

1

1

Географическое краеведение

1

1

Историческое краеведение

1

1

Культура общения

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Основы безопасности жизнедеятельности

0,5

0,5

0,5

Итого:

5

6

4

1,5

1,5

Компонент образовательного учреждения

Биология

1

Искусство

1

Технология

1

Черчение

0,5

0,5

Основы православной культуры

1

1

1

1

Элективные курсы

Коммерческая география

0,5

Выбираем здоровье

0,5

Тайны кристаллов

0,5

Красота, здоровье, химия

0,5

Конституция – основной закон государства

0,5

В мире слова (развитие и культура речи)

0,5

Итого:

2

1

3,5

4

Всего:

30

33

34

36

36

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин)

32

33

35

36

36

 

Учебный план (недельный)

среднее (полное) общее образование

10 – 11 классы (Универсальный профиль)

 

Учебные предметы

10 класс

11 класс

Федеральный компонент (базовые учебные предметы)

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Математика

4

4

Информатика и ИКТ

1

1

История

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

2

География

1

1

Физика

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Мировая художественная культура

1

1

Технология

1

1

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Итого:

27

27

Региональный компонент

Краеведение

1

1

Информатика и ИКТ

1

1

Итого:

2

2

Компонент образовательного учреждения

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Элективные курсы:

Решение задач по математике

1

1

Начала теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики.

1

Тригонометрия. Решение задач повышенной сложности

1

Культура речи. Языковая норма

1

Секреты орфографии и пунктуации

1

Основы русского правописания

1

Коварные знаки препинания

1

Почему мы не похожи друг на друга

1

Надорганизменные системы и человек

1

Энергетика и окружающая среда

1

Решение стандартных и нестандартных задач по химии

1

1

Основы политологии

1

1

Итого:

8

8

Всего:

37

37

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти дневной учебной неделе (требования СанПиН)

37

37

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Сведения о педагогических кадрах

Педагогическая деятельность, наряду с педагогической возможность, является одной из сфер реального мира. Педагогическая деятельность это реальность, включающая в себя все многообразие педагогических явлений, ядро которых составляют явления воспитания. В педагогической деятельности выделяются два тесно связанных между собой уровня:

· Объективно – идеальная педагогическая действительность или педагогическое сознание людей;

· Материально – предметная педагогическая действительность, формой существования которой является воспитательное пространство.

Педагогическое сознание профессионалов – педагогов во многом предопределяет, задачи, содержание, организацию и результаты педагогического процесса.

Педагогический коллектив школы рассматривает педагогический процесс (воспитание и обучение) как создание условий в образовательном пространстве, при которых будут востребованы личностные функции; как процесс, результатом которого должна стать самореализация личности.

Для достижения этой цели школа должна стать важнейшим фактором гуманизации отношений, формирования новых жизненных установок личности, актуализации творческого потенциала личности учителя и ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим существенное место в системе задач школы занимали и будут занимать задачи сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей.

Для достижения этих задач необходимо:

· Формировать и развивать адаптивную систему управления школой в режиме развития нововведений;

· Развивать нововведения, направленные на личностно и индивидуально ориентированное обучение

Повседневное решение этих задач требует от педагогического коллектива организации постоянного творческого поиска, входе которого опыт школы постоянно анализируется и совершенствуется.

Сведения о повышении квалификации 3 года

 

Вторая КК

Первая КК

Высшая КК

2010-2011

учебный год

Подано заявок

Аттестовано

Подтверждение КК

Повышение КК

1

1

0

1

3

3

2

1

0

0

0

0

 

 

 

 

 

2011-2012 учебный год

Подано заявок

Аттестовано

Подтверждение КК

Повышение КК

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

2012-2013 учебный год

Подано заявок

Аттестовано

Подтверждение КК

Повышение КК

0

0

0

0

2

2

2

0

1

1

1

0

 

Количественный состав и уровень квалификации педагогических кадров

в 2012-2013 учебном году

 

Учебный предмет

Всего человек

Из них имеют квалификационную категорию

Высшая

Первая

Вторая

Не аттестованы

Начальные классы

4

2

1

-

1

Русский язык и литература

2

-

2

История

1

-

1

-

Немецкий язык

1

-

1

-

-

Математика

1

1

-

-

-

Информатика и ИКТ

1

-

1

-

Физика

1

-

1

-

-

Химия

1

-

-

-

1

Биология

1

-

1

-

-

География

1

-

-

-

1

Физическая культура

1

-

1

-

-

Музыка

1

-

1

-

-

Изобразительное искусство

1

1

-

-

-

Итого:

17

4

10

-

3

Должность

Директор школы

1

1

Заместители директора

2

1

1

Воспитатель

1

-

1

-

Всего

21

6

12

-

3

 

 

Распределение учителей по стажу работы

 

1-3 года

4-5 лет

6-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

26 и более

3

0

1

3

5

3

6

 

Анализ проделанной работы

Работа по повышению квалификации педагогических работников велась по следующим направлениям:

- обучение работников в ВУЗах;

- курсы повышения квалификации;

- участие в проведении, проведение семинаров и учебных занятий на районном, кустовом и школьном уровне;

- курсы повышения уровня владения информационно-коммуникативными технологиями на базе школы с привлечением опытных наставников;

- мероприятия, проводимые методическими объединениями учителей в рамках текущей деятельности;

- самобразование;

- дистанционное обучение;

Проделанная работа позволила существенно повысить уровень профессионального мастерства педагогических работников, а это в свою очередь повысило их квалификационные характеристики. В течение прошедших пяти лет количество педагогических работников, имеющих высшее образование, имеющих высшую и первую квалификационную категорию повысилось.

3.2.Технические средства обучения

 

№№ п/п

ТСО

Кол-во

Состояние

1

Мультимедийный проектор

9

хорошее

2

Экран для проектора

7

хорошее

3

Интерактивная доска

2

хорошее

4

Компьютер

23

хорошее

 

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

Большинство применяемых в школе технологий ориентировано на групповой способ обучения.

При выборе технологии форм и методов обучения и развития педагогами учитываются способности и возможности каждого ребёнка.

Это позволяет адаптировать содержание образования к индивидуальным познавательным потребностям учащихся, снизить утомляемость и напряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности и повышение интереса к изучаемым предметам, развивает у детей потребность к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умение работать в сотрудничестве со сверстниками.

В школе применяют следующие технологии:

Традиционные:

Классические типы уроков: урок- вводный, тренировочный, контрольный, урок- закрепления, урок- самостоятельной работы, с использованием ТСО, урок- практический, повторения, обобщающий, комбинированный

Нетрадиционные:

урок-игра, путешествие, «соревнование», урок-конкурс, урок-праздник, урок‑взаимообучения, интегрированный урок, смотр знаний

Новые педагогические технологии:

Коллективные способы обучения, проблемное обучение, тесты, обмен тестами, взаимный диктант, метод проектов, педагогические мастерские, компьютерные технологии.

Результатом применения этих технологий являются:

активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;

сотрудничество учащихся, взаимоконтроль и взаимопомощь;

взаимодействие между педагогами и учащимися,

возможность усвоения учебного материала в объёме и в сроки, предусмотренные программой;

сотрудничество: ученик–ученик, ученик-учитель, ученик-учитель–родители

ориентация развития личностных качеств обучающегося.

5. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени обучения:

Нравственный потенциал.

восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «товарищ».

внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

Познавательный потенциал.

формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).

формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления

наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.

проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.

Эстетический потенциал.

эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде

наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства

Физический потенциал.

соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленными, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом

Образ выпускника основной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени обучения

Нравственный потенциал

восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».

стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.

умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.

Познавательный потенциал

формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.

умение управлять подсознательными процессами личности

способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке

Коммуникативный потенциал

усвоение основ коммуникативной культуры личности

умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения

способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал

способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности

знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства

апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве

Физический потенциал

дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости

Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе на данной ступени обучения.

Нравственный потенциал.

усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».

воспитание чувства гордости за свою Родину.

адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.

сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками

Познавательный потенциал

желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы

сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования

наличие навыков самостоятельной учебной деятельности,

знание и понимание основных положений Конституции РФ

Коммуникативный потенциал

владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов,

способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты

потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов

желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Физический потенциал

стремление к физическому совершенству

осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

6. ИЗМЕРИТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формы учета и контроля достижений учащихся

Вид контроля

I ступень ( начального общего образования)

II ступень ( основного общего образования)

III ступень ( среднего общего образования)

Текущий и промежуточный

текущая успеваемость в журнале

самостоятельные, обучающие и контролирующие работы

тестирования в период изучения нового материала

устные ответы на уроках

контрольное списывание

творческие работы по предметам

подготовленные диктанты

контролирующее тестирование

устный счет

лабораторные и практические работы

-

-

рефераты

-

зачеты

Итоговый

проверка техники чтения

-

по завершении изученной темы

контрольные работы в период промежуточной аттестации

Отслеживание личных достижений учащихся

внутришкольные, районные и городские олимпиады по предметам

анализ внеурочной активности школьников

-

рейтинг

-

общественная аттестация

-

творческие работы

-

анализ внеурочной деятельности

Контроль по итогам учебного года

4

5 – 8

10

материалы итогового контроля разрабатываются и утверждаются на МО, утверждаются директором школы

Итоговая аттестация

-

9

11

Форма аттестации

__

письменные и устные экзамены

устные экзамены проводятся по выбору учащихся по:

§ билетам

§ в форме защиты рефератов

§ творческих и исследовательских работ

§ в форме тестирования

Учет достижений

фиксируется в дневниках и личных делах учащихся( выставлние отметок текущих, итоговых)

учащимся, закончившим учебный год на отлично, вручаются похвальные грамоты установленного образца

___

выпускникам 9-х и 11-х классов, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования:

§ 9 класс – аттестат об основном общем образовании

§ 11 класс – аттестат о среднем (полном) общем образовании

выпускники 11-х классов по итогам обучения могут быть награждены золотой или серебряной медалью и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»

(основание: приказ МО РФ)

 

Образовательная программа школы принимается сроком на 5 лет. Школа оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере необходимости. Раздел «Учебный план» обновляется ежегодно.

 

Рабочие программы