Рабочие программы по искуству (музыка) 2-4 класс

Рассмотрена:

МО учителей начальных классов

МКОУ Подгоренская СОШ

от 28 .08.2014 г. Протокол № 1

Принята:

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г. Протокол №1

Утверждена:

приказом по МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. № 62

Директор школы____________

В.Н.Климова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (музыка)

2 класс

Саурского Михаила Ивановича

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М.______

«___» сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Тематизм программы второго класса позволяет последовательно приобщать учащихся к музыкальной деятельности, развивать их музыкальные способности, музыкально-эстетический вкус и потребность общения с миром содержательного искусства. Второклассники могут сопереживать чувствам и мыслям, которые стремится передать композитор, постигают художественно-образную сущность музыки как специфического вида искусства, осваивают основные элементы музыкальной речи.

 

1.«Песня, танец и марш – жанры в музыке» знакомит второклассников с музыкальным искусством, основными жанрами и их разнообразием, раскрывает значение музыки в жизни человека.

2. «О чём говорит музыка?» помогает учащимся осознавать и воспринимать содержание музыки, знакомит их с выразительноизо6разительными средствами создания музыкального образа.

3. «Куда ведут нас песня, танец и марш» вводит детей в мир музыкального театра. Для осознания связей между простыми и сложными жанрами все уроки четверти построены как «музыкальные встречи» Незнайки с театром, где он знакомится с оперой, симфонией, балетом, кукольным театром.

4."Что такое музыкальная речь?" обобщает и систематизирует музыкально-слуховой опыт второклассников, закрепляет их представления об элементах музыкальной речи на разнообразном музыкальном материале.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

 

            Формируются знания о:

- музыкальных жанрах: песня, танец, марш; опера, балет, симфония, концерт;

- элементах музыкальной речи: лад, мелодия, ритм, тембр, темп, динамика.

Умения:

- определять настроение и характер музыки;

- через музыку видеть картины природы;

- различать музыкальные инструменты по тембру;

- определять элементы музыкальной речи в музыкальных произведениях.

            Навыки:

- пение в ансамбле, не выделяясь из общего звучания;

- вместе начинать и заканчивать песню, пропевать логические фразы;

- различать движение мелодии вверх и вниз;

- петь свободным и легким звуком.

Календарно-тематическое планирование

уроков во 2 классе

 

Кол-во часов

 Тема урока

Цели и задачи урока

Дата

План

факт

1

Три «кита» в музыке

Знакомство с основными жанрами музыки; воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю

 

 

1

Марш

Прививать интерес к уроку музыки; познакомить с жанром марша; вырабатывать навыки пения в ансамбле.

 

 

1

Марш

Расширить и углубить знания детей об этом жанре; закрепить тему

 

 

1

Танец

Познакомить с жанром танца, обстоятельствами при которых звучит танцевальная музыка.

 

 

1

Танец

Научиться отличать танец среди разной музыки; продолжить изучение и расширить знания о жанре танец

 

 

1

Танец

Закрепить знания о танцах, народном фольклоре; разучить хоровод

 

 

1

Песня

Знакомить с жанром «песня»; вырабатывать напевное звучание.

 

 

1

Песня

Научить детей вместе начинать и заканчивать песню, слушать вступление, брать дыхание, пропевать логические фразы.

 

 

1

Три кита (урок-концерт)

Обобщение темы «Три кита». Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.

 

 

1

О чём говорит музыка?

Научиться определять настроение и характер музыки, вырабатывать напевное звучание

 

 

1

Что выражает музыка?

Научить слушать музыку. Понимать её настроение, замысел композитора

 

 

1

О чём говорит музыка?

Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера, вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

О чём говорит музыка?

Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.

 

 

1

Изобразительность в музыке

Научиться лучше слышать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении

 

 

1

Изобразительность в музыке

Продолжить изучение темы, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Изобразительность в музыке

Обобщить и закрепить изученное по теме; научиться через музыку видеть картины природы;

 

 

1

Куда ведут нас три кита?

Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с жанром детской оперы; повторить пройденный материал.

 

 

1

Куда приводит нас песня?

Научить детей различать характер песен. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Куда приводит нас песня?

Развитие и закрепление темы «Куда приводит нас песня?»; знакомство с симфонией.

 

 

1

Куда приводит нас песня?

Продолжить знакомство с симфонией; дать понятие «концерта»; проследить, как песня может привести нас в эти два больших произведения.

 

 

1

Куда ведёт нас танец?

Учить слышать детей в танце не только танцевальный характер, но и образное содержание; познакомить детей с составом симфонического оркестра.

 

 

1

Куда ведёт нас песня и танец?

Продолжить учиться слышать в музыке песню и танец, понимать их образное содержание; цветовое изображение танца и формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке.

 

 

1

Куда ведёт нас марш?

Обратить внимание ребят на звучание марша в операх балетах, на их различный характер.

 

 

1

Куда приводит марш?

Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Куда приводят «киты»?

Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского; повторить знакомые произведения и прослушать музыкальную сказку «Лебединое озеро»

 

 

1

Куда ведут нас три кита? (Урок-концерт)

Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Что такое музыкальная речь?

Обратить внимание на то, как по-разному звучат звуки, их сочетания; уметь различать причины своеобразия каждого музыкального сочинения; рассмотреть примеры контрастного звучания пьес

 

 

1

Музыкальная речь

Познакомить учащихся с формой произведения. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

 

 

1

Музыкальная речь

Познакомить учащихся с формой произведения. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

 

 

1

Музыкальная речь

Обобщить и закрепить тему; познакомить с термином темп; закрепить умение распознавать песенность, маршевость, танцевальность.

 

 

1

Музыкальная речь

Познакомить детей с музыкальными инструментами, с термином « тембр»

 

 

1

Музыкальная речь

Продолжить знакомить учащихся с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и Волк».

 

 

1

Музыкальная речь

Продолжить знакомить учащихся с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и Волк». Вырабатывать напевность при подвижном темпе

 

 

1

Музыкальная речь (урок-концерт)

Обобщить и закрепить тему; познакомить с термином темп; закрепить умение распознавать песенность, маршевость, танцевальность. Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

 

Учебно-методическая литература.

1.      В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Музыка. 2 класс.

2.      В.М.Самигулинак. Музыка. 2 класс. Поурочные планы

3.      В.В. Фадин. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классы.

4.      Д.Б.Кабалевский. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 2 класс

 

Рассмотрена:

МО учителей начальных классов

МКОУ Подгоренская СОШ

от 28.08.2014 г. Протокол № 1

Принята:

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г. Протокол №1

Утверждена:

приказом по МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. № 62

Директор школы____________

В.Н.Климова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (музыка)

3 класс

Саурского Михаила Ивановича

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М.______

«___» сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

1."Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость". Учащиеся воспринимают и осознают песенность, танцевальность и маршевость как важнейшие качества музыки, вырастающие из песни, танца и марша. Особенностью темы является значительное усложнение образного содержания музыкального материала, для которого характерны глубина, неоднозначность чувств, обобщенность их выражения, длительность музыкального развития.

2."Интонация". Обращается внимание обучающихся на интонационную природу музыкального искусства, на то, что в основе каждого музыкального произведения лежат свои особые интонации, необходимые для воплощения данного художественного замысла. Тема обобщает представления об интонации как смысловой единицы музыкальной речи:

- интонация в разговорной и музыкальной речи;

- значение интонации в комплексе средств музыкального языка;

- речевые интонации в музыкальных произведениях;

- ритмическая интонация;

- выразительные и изобразительные интонации;

- интонация как звуковысотная точность исполнения мелодии.

3."Развитие музыки" знакомит учащихся с основными приемами композиторского развития музыки: повтор, контраст, варьирование, полифоническое развитие. Развитие музыки воспринимается как отражение чувств, настроений, мыслей человека. Это проявляется в изменении динамики, темпа, ритма, лада и т.д.

4."Построение (форма) музыки". Тема обобщает и систематизирует знания третьеклассников о музыкальном языке: его выразительно-смысловых единицах, приемах создания музыкального образа, правилах построения, логике музыкальной композиции. Построение (форма) любого произведения неразрывно связана с музыкальным содержанием, вводится определение "музыкальный образ". Это дает возможность изучить не только одно-, двух-, трехчастную форму, рондо, вариации, но и полифонию и сонатную форму.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

В третьем классе обучающиеся закрепляют представления об основных элементах музыкальной речи на более сложном музыкальном материале.

Обобщают представление об интонации:

- интонации в разговорной и музыкальной речи;

- выразительные и изобразительные интонации;

- интонации как звуковысотная точность исполнение мелодии;

- семантический ряд интонации: повествовательные, восклицательные, вопросительные, отрицательные, утвердительные, настойчивые, грустные, радостные.

Тема «Развитие музыки» формирует знания об основных приемах композиторского развития музыки: повтор, контраст, варьирование; динамическое, темповое, тембровое, ладовое, полифоническое развитие музыки.

Третьеклассники приобретают умение определять построение (форму) музыкального произведения:

- одно-, двух-, трехчастная форма;

- форма рондо;

- вариации;

- полифоническая форма;

- сонатная форма.

В третьем классе школьники осваивают азы музыкального искусства, понимают музыку как язык, способный отразить жизнь человека, его переживания, настроения, характер, окружающую природу, животных, осознают значение как специфического вида искусства.

Календарно-тематическое планирование уроков

в 3 классе

 

Кол-во часов

 Тема урока

Цели и задачи урока

Дата

план

факт

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Переход в более широкие музыкальные понятия- песенность, танцевальность, маршевость.

 

 

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Познакомиться ближе с понятиями - песенность, танцевальность, маршевость. Вырабатывать напевное звучание песен

 

 

1

Песенность в вокально-инструментальной музыке

Более глубокое изучение темы «песенность»; знакомство с романсом. Вырабатывать напевное звучание песен

 

 

1

Песенность в вокально-инструментальной музыке

Научить слышать песенность в произведениях Э.Грига.

 

 

1

Песенность в вокально-инструментальной музыке

Продолжить и развить тему песенности на римере произведений М.И.Глинки и С.С.Прокофьева.

 

 

1

Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения

Знакомство с музыкой русской православной церкви как части художественной культуры России

 

 

1

Танцевальность

Развить тему, научить детей слышать танцевальность в музыке, развивать их фантазию и музыкальный слух.

 

 

1

Танцевальность

Развитие темы «танцевальность» на примере инструментальной музыке. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе.

 

 

1

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Развитие темы «танцевальность»; знакомство с мазурками Ф.Шопена, произведениями С Прокофьева; обобщение темы.

 

 

1

Маршевость в музыке

Знакомство с более широким понятием «маршевость» на примере произведений Л.Бетховена, Ф.Шуберта и Р.Щедрина

 

 

1

Песенно-танцевальная музыка

Знакомство с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Вырабатывать напевность.

 

 

1

Интонация

Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение, о приёме скороговорки, интонационной системе выразительности исполнения

 

 

1

Интонация

Продолжить знакомство с интонацией; выразительные и изобразительные интонации.

 

 

1

Интонация. Зерно-интонация

Уметь услышать зерно-интонацию в музыкальных произведениях. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Интонация

Дальнейшее изучение выразительности и изобразительности интонации; вокальные и пластические зёрна интонации

 

 

1

Интонация

Обобщение темы, знакомство с нотной записью. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Развитие музыки

Знакомство с понятием и видами музыкального развития. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Развитие музыки

Дальнейшее знакомство с развитием музыки на примере симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.

 

 

1

Развитие музыки

Знакомство с ладовым и динамическим развитием музыки .вырабатывать напевное звучание при сохранении марша

 

 

1

Развитие музыки

Расширить представление о развитии музыки на примере классической музыки, народных песнях

 

 

1

Развитие музыки

Подтверждение того, что повтор, контраст. Вариационность – основные принципы развития народной музыки и в произведениях, написанных композиторами.

 

 

1

Развитие музыки

Дальнейшее развитие темы. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Развитие музыки

Дальнейшее развитие темы на примере произведений Ф.Шуберта. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе.

 

 

1

Развитие музыки

Знакомство с развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием.

 

 

1

Развитие музыки

Познакомить учащихся с темповым развитием музыки. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Развитие музыки

Закрепление, обобщение темы четверти. систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Построение (формы) музыки.

Закрепление понимания, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Формы музыки

Рассмотреть примеры двухчастной музыкальной формы. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Построение музыки

Знакомство с новой формой – рондо. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Развитие музыки

Закрепление музыкальной формы Рондо, знакомство с вариационной формой музыкального произведения

 

 

1

Формы музыкального произведения

Развитие и закрепление темы «Формы музыки». Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Формы музыки

Закрепление, обобщение темы четверти. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Подготовка к уроку-концерту

Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Урок-концерт

Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

 

Учебно-методическая литература.

1.      В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Музыка. 3 класс.

2.      В.М.Самигулинак. Музыка. 3 класс. Поурочные планы

3.      В.В. Фадин. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классы.

4. Д.Б.Кабалевский. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 3 класс.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. Пособие для музыкального руководителя.

 

Рассмотрена:

МО учителей начальных классов

МКОУ Подгоренская СОШ

от 28.08.2014 г. Протокол № 1

Принята:

педагогическим советом

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г. Протокол №1

Утверждена:

приказом по МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. № 62

Директор школы____________

В.Н.Климова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (музыка)

4 класс

Саурского Михаила Ивановича

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М.______

«___» сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

В четвертом классе обучающиеся знакомятся с музыкой разных народов мира. Новые знания помогают проникнуть в жизненно-содержательную сферу народной и композиторской музыки, осознать общность искусства разных народов и в то же время понимать их специфику.

1. Программный материал 1 полугодия "Музыка русского народа" выстроен по историческому принципу: от истоков народной и композиторской музыке 20 столетия. Обучающиеся приобретают знания о музыке Древней Руси, искусстве скоморохов на Руси, об обрядовых семейно-бытовых песнях, колокольных звонах, былинах, исторических, патриотических песнях. Знакомятся с музыкой русских композиторов: М.И.Глинка, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, П.И. Чайковский.

2. Программый материал 2 полугодия "Музыка разных народов мира" распределен по территориальному принципу. Школьники усваивают особенности музыкального языка и речи народов Европы (Грация, Италия, Испания, Германия), Азии, Африки, Америки, Индии, Китая. Приобщение школьников к национальной музыкальной культуре помогает осознавать вклад той или иной культуры в мировую культуру, устанавливать межкультурные связи на основе понимания общности музыкального языка и специфики музыкальной речи народной и композиторской музыки, что активизирует развитие музыкально-языкового мышления четвероклассников и формирует их музыкально-эстетический вкус, потребность общения с истинным музыкальным вкусом.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

            В 4 классе обучающиеся знакомятся с музыкой разных народов мира.

            Формируются знания:

- композиторская и русская народная музыка;

- жанры народной музыки;

- обрядовые праздники;

- обрядовые песни;

- история появления русских народных инструментов;

- музыка разных народов мира (Украина, Молдавия, Греция, Италия, Китай и т. д.)

            Умения:

- различать звучание русских народных инструментов по тембру;

- находить сходство и различие между музыкой разных народов мира.

            Освоение терминов:

- кантата;

- частушка;

- обрядовая песня;

- песня-былина.

Календарно-тематическое планирование уроков

в 4 классе

 

Дата урока

 Тема урока

Цели и задачи урока

Дата

План

Факт

1

Музыка моего народа

Познакомить с разнообразными жанрами народной музыки и песни, трудовыми песнями.

 

 

1

Музыка моего народа

Продолжить знакомство с жанрами народной музыки; дать понятие вариации. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Рассказать. как создавалась русская народная песня. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с русской частушкой. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить ребят с маршевыми и трудовыми песнями. Вырабатывать напевность при сохранении марша

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомиться с новым понятием в музыке «кантата», с творчеством С.Прокофьева

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с военными народными песнями. Вырабатывать напевность при сохранении марша

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с творчеством М.Глинки, Д.Шостоковича, закрепить понятие опера. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Русская народная музыка

Познакомить с русским народным творчеством, дать понятие обрядовой песни. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Дать представление о детском музыкальном фольклоре. Познакомить с песней былиной.

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить детей с музыкой русской православной церкви как частью отечественной художественной культуры

 

 

1

Музыка моего народа

Продолжить знакомство с музыкой русской православной церкви. Вырабатывать напевное звучание

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с колокольными звонами России

 

 

1

Русский народный костюм

Познакомить детей с символикой и историей русского костюма. Сюжетами вышивки и обрядами.

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить ребят с историей возникновения праздника ёлки, разучивание новогодних песен

 

 

1

Музыка моего народа

Продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, с песнями, С праздником Масленица

 

 

1

Музыка моего народа

Продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, с песнями, С праздником Масленица

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с понятиями оркестр, ансамбль, солист. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с понятиями оркестр, ансамбль, солист. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Музыка моего народа

Познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить с музыкой молдавского и белорусского народа как частью их национальной культуры

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Сосредоточить внимание ребят на сопоставлении трёх песен русской. Украинской и песней композитора

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомиться с музыкой белорусского народа и сравнить её с русской.

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить ребят с музыкой закавказских народов. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить детей с узбекской музыкой, музыкой прибалтийских стран. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить с музыкой разных стран; норвежская , немецкая . Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить детей с музыкой Л.Бетховена и сопоставить её с русской. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомить детей с музыкой Моцарта, японской музыкой. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомиться с польской музыкой. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ

Познакомиться с польской музыкой. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Композитор – исполнитель - слушатель

Рассказать детям как становятся композитором, исполнителем, слушателем. Систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Музыка всегда со мной

Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

1

Урок - концерт

Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся

 

 

 

Учебно-методическая литература.

1. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Музыка. 4 класс.

2. В.М.Самигулинак. Музыка. 4 класс. Поурочные планы

3. В.В. Фадин. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классы.

4. Д.Б.Кабалевский. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 4 класс.

5.      Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. Пособие для музыкального руководителя.