Рабочие программы по физике

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

7 класс

Ковальчук Валентины Митрофановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-9 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы под редакцией Ю.А.Панибратцева

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Физика 7 класс», Перышкин А.В , М., Дрофа, 2009, а также дополнительных пособий:

· Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7- 9 классы , М.: Экзамен, 2012.

· Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 7 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.

· Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 7 класс, Саратов, Лицей, 2009.

· Рабочая программа по физике для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю . Изучение курса физики структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения

Учебно-тематический план

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:

п/п

Название темы

Всего часов

Из них

Лаборат. работы

Контр. работы

1

Физика и мир в котором мы живем

4

1

2

Первоначальные сведения о строение вещества

6

1

3

Взаимодействие тел

22

4

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газа

23

2

1

5

Работа и мощность, энергия

11

2

1

6

Повторение

4

7

Итого:

70

10

4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Что изучает физика, Некоторые физические термины

Наблюдения и опыты, Физические величины

Измерение физических величин, Точность и погрешность измерений

Физика и техника

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

Строение вещества, Молекулы, Диффузия в глазах, жидкостях и твердых телах, Взаимное притяжение и отталкивание молекул, Агрегатные состояния вещества, Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Механическое движение, Равномерное и неравномерное движение

Скорость. Единицы скорости, Расчет пути и времени движения

Инерция, Взаимодействие тел, Масса тела. Единицы массы

Измерение массы тела на весах, Плотность вещества

Расчет массы и объема тела по его плотности, Сила

Явление тяготения. Сила тяжести, Сила упругости. Закон Гука

Вес тела, Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Динамометр

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

Сила трения, Трение покоя, Трение в природе и технике

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Давление. Единицы давления, Способы уменьшения и увеличения давления

Давление газа, Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Давление в жидкости и газе, Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, Сообщающиеся сосуды, Вес воздуха. Атмосферное давление

Почему существует воздушная оболочка Земли

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Барометр-анероид, Атмосферное давление на различных высотах

Манометры, Поршневой жидкостной насос

Гидравлический процесс, Действие жидкости и газа на погруженное тело

Атмосферное давление на различных высотах, Манометры

Поршневой жидкостной насос, Гидравлический процесс

Действие жидкости газа на погруженное в них тело, Архимедова сила

Плавление тел, Плавление судов, Воздухоплавание

РАБОТА И МОЩНОСТЬ.ЭНЕРГИЯ

Механическая работа. Единицы работы, Мощность. Единицы мощности

Простые механизмы, Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Момент силы, Рычаги в технике, быту и природе

Применение закона равновесия рычага к блоку, Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

Коэффициент полезного действия механизма, Энергия

Потенциальная и кинетическая энергия

Превращение одного вида механической энергии в другой

Требования к уровню подготовки учащихся по физике

Главной целью образованияявляется развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определилоцельобучения физике:

· освоение знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовыхявлениях,величинах, характеризующих эти явления,законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений офизической картине мира;

· овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

· воспитаниеубежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на базовом уровне учащихся должны:

Знать/понимать

· Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

· Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

· Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

· Вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

· Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

· Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверять истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научных факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

· Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

· Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Календарно- тематическое планирование

№ уро ка

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые задания

Оборудование

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдение и опыт.

1

Изучение нового

Явления природы

Презентация. Анимации. Электрофорная машина, набор физич.тел.

1,2

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений..

1

Изучение нового

Физические величины

Брусок, набор пузырьков, мензурка, термометр,секундамер.

1,2

3

Лабораторная работа №1.Тема «Определение цены деления измерительного прибора».Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Выполнение и оформление работы

ЛР оборудование (набор пузырьков, мензурка и т.д.)

Измерение физических величин

1,3

.

4

Физика и техника.

1

Комбинированный урок

Значение физики для техники

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,3

5

Строение вещества. Молекулы.

1

Изучение нового

Строение вешества

Модель молекулы, стакан с водой, краска, шар на цепочке, спиртовка.

1,2

6

Лабораторная работа 2.Тема «Измерение размеров малых тел». Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Выполнение и оформление работы

ЛР оборудование

Измерение физических величин

1,3

7

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

1

Комбинированный урок

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

Интернет – ресурсы ЦОР, стакан с водой, краска, спиртовка.

1,2

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Комбинированный урок

Взаимодействие малекул

Свинцовые цилиндры

9

Три состояния вещества.

1

Комбинированный урок

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Набор тел разных агрегатных состояний

Строение вещества

1,2

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Систематизация знаний

Первоначальные сведения о строении вещества

Презентация

Строение вещества

1,2,3

11

Механическое движение.

1

Изучение нового

Равномерное и неравномерное движение

Машинка, секундомер, линейка.

1.2

.

12

Скорость. Единицы скорости.

1

Изучение нового

Скорость. Единицы скорости.

Машинка, секундомер, линейка,

Механическое движение

1,2

13

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

1

Комбинированный урок

Расчёт пути и времени движения.

Ресурсы ЦОР

1,2

14

Явление инерции. Решение задач.

1

Комбинированный урок

Явление инерции.

Песок, доска, машинка, презентация

1,2

15

Взаимодействие тел.

1

Комбинированный урок

Взаимодействие тел.

2 тележки, презентация, катапульта.

1,2

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

Комбинированный урок

Масса тела. Единицы массы.

Весы с разновесами, набор грузов

1,2

17

Лабораторная работа 3.Тема «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Выполнить работу по описанию

ЛР оборудование

Масса и обьем тел

1.3

18

Лабораторная работа 4.Тема «Измерение объема тела». Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Выполнить работу по описанию

ЛР оборудование

Масса и обьем тел

1,3

19

Плотность вещества.

1

Комбинированный урок

Плотность вещества.

Весы с разновесами, набор грузов одинакового объема

Масса и обьем тел

1,2

20

Лабораторная работа 5.Тема «Определение плотности твердого тела». Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Выполнить работу по описанию

ЛР оборудование

Плотность тела

1,3

21

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

Комбинированный урок

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Дидактический материал

Масса ,плотность и оббьем тел

1,2

22

Решение задач по теме «Плотность» Подготовка к контрольной работе.

1

Систематизация знаний

Масса ,плотность и оббьем тел

Дидактический материал

Плотность тела

1.2,3

23

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

1

Контроль знаний

1.3

24

Сила. Явление тяготения Сила тяжести

1

Изучение нового

Сила. Явление тяготения Сила тяжести

Набор грузов. Презентация.

1,2

25

Сила упругости. Закон Гука.

1

Комбинированный урок

Закон Гука.

Пружина , резинка, воздушный шар

Сила

1,2

26

Вес тела.

1

Комбинированный урок

Различия между весом и силой тяжести

Линейка, груз, динамометр

Сила

1,2

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Комбинированный урок

Различия между весом и силой тяжести

Линейка, груз, динамометр

Силы в природе

1,2

28

Лабораторная работа 6.Тема «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Выполнить работу по описанию

ЛР оборудование

1,3

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой

1

Комбинированный урок

Определение результирующей силы

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

Силы в природе

1,3

30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1

Комбинированный урок

Сила трения. Польза и вред

Машинка, тела с разной обработкой поверхностей, динамометр, грузы

Силы в природе

1,3

31

Подготовка к контрольной работе

1

Систематиза ция знаний

Решение задач по теме «Силы вокруг нас.»

Диагностика. Проектная работа.

Силы в природе

4,5

32

Контрольная работа №2 по теме «Силы вокруг нас»

1

Контроль знанаий

Выполнение работы

4,5

33

Давление. Единицы давления.

1

Изучение нового материала

Давление твердых тел

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

Силы

1,2

34

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Комбинированный урок

Давление в природе и технике

Пласкогубци ,щипцы Интернет- ресурсы ЦОР

Давление

1,2

35

Давление газа.

1

Комбинированный урок

Давление газа

Воздушный шар. Презентация.

1,2

36

Закон Паскаля.

1

Комбинированный урок

Передача давления на стенки сосуда

Шар Паскаля, стакан с водой, пакет с водой.

1,2

37

Давление в жидкости и газе.

1

Комбинированный урок

Зависемость давления от глубины погружения

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

Закон Паскаля

1.2

38

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Комбинированный урок

Изучение формулы давления жидкости

Дидактический материал

Давление твердых, жидких, газообразных тел

1,2

39

Решение задач по теме: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»

1

Систематизация знаний

Решение задач

Дидактический материал

1,2

40

Сообщающиеся сосуды.

1

Комбинированный урок

Виды сообщающихся сосудов

Сообщающиеся сосуды. Презентация.

Давление на дно сосуда

1,2

41

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли

.1

Комбинированный урок

Воздушная оболочка земли

Шар для взвешивания воздуха, весы, насос, 3-х литровая банка, электрический чайник, воздушный шарик.

1,2,3

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Комбинированный урок

Способы измерения атмосферно го давления

Барометр, презентация, интернет- ресурсы ЦОР

1,3

43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Комбинированный урок

Устройство барометра

Барометр-анероид

Атмосферное давление.

1,2

44

Повторить тему «Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Правила сообщающихся сосудов. Измерение атмосферного давления».

1

Систематизация знаний

Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Правила сообщающихся сосудов. Измерение атмосферного давления

Дидактический материал

Давление

1,2,3

45

Поршневой жидкостный насос.

1

Комбинированный урок

Устройство поршневого насоса

Модель насоса, презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,2

46

Гидравлический пресс.

1

Комбинированный урок

Устройство гидравлического преса

Пресс. Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,2

.

47

Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

1

Комбинированный урок

Выталкивающая сила

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,2

48

Архимедова сила.

1

Комбинированный урок

Формула выталкивающей силы

Сосуд с водой, динамометр, набор грузов.

Сила Архимеда

1,2

49

Лабораторная работа № 7 Тема«Определение выталкивающей силы.» Инструктаж по технике безопасности

1

Практичес кая работа

Определение выталкивающей силы

Динамометр, штатив, два тела разного обьема, стакая с водой и с раствором соли

Силы действующие на тело погруженные в воду

1,3

50

Плавание тел.

1

Комбинированный урок

Условия плавания тел

Сосуд с водой, набор тел, соль, картошка, пластилин.

Силы действующие на тело погруженные в воду

1,2

51

Решение задач по теме: «Определение архимедовой силы».

1

Систематизация знаний

Решение задач

Дидактический материал

Силы действующие на тело погруженные в воду

1,2

52

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Инструктаж по технике безопасности

1

Практическ ая работа

Выполнене работы по описанию

Весы с разновесами, мензурка ,пробирка попловок с пробкой ,песок.

1,3

53

Воздухоплавание.

1

Комбинированный урок

Изучение аэростатов, стратостатов

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,2

54

Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Систематизация знаний

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Дидактический материал. Презентация.

Давление

1,2

55

Контрольная работа № 5 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей, и газов».

1

Контроль знаний

Выполнение работы

4,5

56

Механическая работа.

1

Изучение нового

Примеры механической работы

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

1,2

57

Мощность.

1

Изучение нового

Мощность

Презентация, Интернет- ресурсы ЦОР

Механическая работа

1,2

58

Простые механизмы.

.1

Комбинированный урок

Выды простых механизмов

Блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость

1,2

59

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». Инструктаж по технике безопасности.

1

Практичес кая работа

Выполнение работы

Рычаг на штативе , набор грузов ,линейка ,динамометр

1,3

60

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1

Комбинированный урок

Применение закона равновесия рычага

Блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость

Простые механизмы

1,2

61

КПД механизма Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подьеме тела» Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Выполнение работы по описанию

Доска, динамометр ,линейка ,брусок, штатив

Простые механизмы

1,3

62

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Комбинированный урок

Виды энергии

Набор тел, линейка, механические часы, детские игрушки: автомобиль, самолет.

1,2

63

Решение задач по теме: «Работа и мощность. Энергия».

1

Систематизация знаний

Определение работы и мощности. Энергия

Дидактический материал

1,3

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

Комбинированный урок

Закон сохранения энергии

Набор тел, линейка

Энергия

1,3

65

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность .Энергия.»

1

Контроль знаний

Выполнение работы

4,5

66

Анализ контрольной работы

1

Комбинированный урок

Дидактический материал

3,4

67

Повторение по теме «Взаимодействие тел»

1

Комбинированный урок

Силы в природе

1,2

68

Повторение по теме «Давление твердых тел ,жидкостей и газов»

1

Комбинированный урок

Давление. Способы увелечения и уменьшение давления

1,2

69

Повторение по теме : «Работа и мошность .»

1

Комбинированный урок

Работа , мошность

1,2

70

Повторение по теме: «Энергия»

1

Комбинированный урок

Потенциальная и кинетическая энергии

1,2

Учебно-методическое обеспечение

1. Перышкин А.В «Физика 7 класс» (Издание 13-е) М.: Дрофа, 2009.

2. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 классы, (Издание второе), М.: Экзамен, 2008

3. Марон А.Е., Марон Е.А., С.В. Позойский «Физика.Сборник вопросов и задач» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.

4. В.А.Волков,С.Е.Полянский «Поурочные разработки по физике»М.»ВАКО».2009.

5. ЭОР Н.К.Ханнанова «Образовательный мультимедиа-комплекс по физике для учителей и учеников 7 класса» 2006.

6. ЭОР Н.К.Ханнанова «Физика, 7-11 класс, библиотека наглядных пособий» М.:Дрофа, 2004.

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

8 класс

Ковальчук Валентины Митрофановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-9 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы под редакцией Ю.А.Панибратцева

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Физика 8 класс», Перышкин А.В , М., Дрофа, 2008, а также дополнительных пособий:

· Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7- 9 классы , М.: Экзамен, 2012.

· Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 8 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.

· Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 8 класс, Саратов, Лицей, 2009.

· Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю . Изучение курса физики структурировано на основе рассмотрения различных физических явлений в порядке их усложнения

Учебно-тематический план

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:

п/п

Название темы

Всего часов

Из них

Лаборат. работы

Контр. работы

1

Тепловые явления

23

2

2

2

Электрические явления

27

5

2

3

Электромагнитные явления

7

2

1

4

Световые явления

7

1

1

5

Повторение

6

7

Итого:

70

10

4

СОДЕРЖАНИ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое движение. Температура, Внутренняя энергия

Способы измерения внутренней энергии тела

Теплопроводность, Конвекция, Излучение, Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Удельная теплоемкость, Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания, Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Агрегатное состояние вещества, Плавление и отвердение кристаллических тел

График плавление и отвердение кристаллических тел, Удельная теплота плавления, Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, Кипение, Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха, Удельная теплота парообразования и конденсации

Работа газа и пара при расширении, Двигатель внутреннего сгорания

Паровая турбина, КПД теплового двигателя, Электризация тел при соприкосновении, Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества, Электрическое поле

Делимость электрического заряда. Электрон, Строение атомов, Объяснение электрических явлений, Электрический ток. Источники электрического тока

Электрическая цепь и ее составные части, Электрический ток в металлах

Действие электрического тока, Направление электрического тока

Сила тока. Единицы силы тока, Амперметр. Измерение силы тока

Электрическое напряжение, Единицы напряжения, Вольтметр. Измерение напряжения, Зависимость силы тока от напряжения

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

Закон Ома для участка цепи

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Реостаты

Последовательное соединение проводников, Работа электрического тока.

Мощность электрического тока, Единицы работы электрического тока, применение на практике, Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца, Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы, Короткое замыкание. Предохранители

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Магнитное поле, Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Источник света. Распространение света, Отражение света. Законы отражения света, Плоское зеркало, Преломление света, Линзы. Оптическая сила линзы

Изображения, даваемые линзой

Требования к уровню подготовки учащихся по физике

Главной целью образованияявляется развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определилоцельобучения физике:

· освоение знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовыхявлениях,величинах, характеризующих эти явления,законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений офизической картине мира;

· овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

· воспитаниеубежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

1. Тепловые явления.

Учащиеся должны знать

Понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение) ; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.

Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Учащиеся должны уметь

Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться термометром и калориметром.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества. Удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Решать задачи с применением формул: Q=qm; Q=λm; Q=Lm. Q=cm(t2-t1);

2. Электрические и электромагнитные явления

Учащийся должен знать.

Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).

Учащийся должен уметь.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводника электрическим током.

Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника.

Находить по таблице удельное сопротивление проводника.

Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: R=ρl/s; Iпс=I1=I2; Uпс=U1+U2; Rпс=R1+R2; Iпр=I1+I2; Uпр=U1=U2; A=IUt; P=IU; Q=I²Rt

3. Световые явления

Учащийся должен знать.

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Закон отражения света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Учащийся должен уметь.

Получать изображение с помощью линзы.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые задания

Демонстрация, оборудование

Повторение

Литература

Дата По плану

Дата факт

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура

1

Изучение нового материала

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Решение задач

1. движение молекул. 2. горение свечи. Демонстрации: Измерение температуры, тепловое движение.

1.2

2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п.2,3 Решение задач №698, 706, 722-Л

1.Колебание груза на нити и груза на пружине. 2.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. 1. Опыты по рисунку 4,5 в учебнике. 2. Нагревание монеты в пламени свечи и при её трении о деревянную линейку. 3. .Нагревание металлической трубки трением.

1.2

3

Теплопро- водность

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 4 Решение задач №748, 758, 589-Л

1.Опыты по рис. 6-9 в учеб. 2. .различие тепловодности разных веществ.

Тепловое движение

1.3

4

Конвекция. Излучение

1

Комбинированный

Самостоятельное изучение п. 5,6 Решение задач №759, 773, 609, 681-Л

1. опыты по рис. 10,11 учеб. 2. демонстрация светильников, в ко-торых используется явление конвекции.

Тепловое движение

1.3

5

Количество теплоты Удельная теплоемкость

1

Изучение нового материала

«Виды теплопередачи» Объяснение учителя п.7,8 Решение задач №788, 785-Л

1.нагревание воздуха в термоскопе и теплоприемнике.

1.2.3

6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 9 Решение типовых задач на расчет количества теплоты: упр. 492б), 798-Л

1. образование тяги. 2. устройство и принцип действия термоса.

Количество теплоты

2.4

7

Лабораторная работа №1 по теме:«Срав-нение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

1.опыт по рис. 14 в учебнике. 2.устройство и принцип действия калориметра.

Количество теплоты

1.4

8

Энергия топлива.

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 10 Решение задач упр. 5(1, 2а)

1.2

9

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

Комбинированный

Самостоятельное изучение п. 11 Решение задач упр. 6

1.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.2.Превращение солнечной энергии в химическую (по рис. 161 в учебнике).

Энергия, кол-во теплоты

1.2.3

10

Лабороторная работа №2. Тема: «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

1.Стакан с водой 2. Калориметр 3.Термометр 4.Весы, гири 5.Металли-ческий цилиндр на нити 6.Сосуд с горячей водой

1.5

11

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1

Комбинированный

Решение типовых качественных задач: №720, 749, 775-Л Решение задач на расчет количества теплоты

1.3.4

12

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

Контроль знаний

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

13

Агрегатные состояния вещества

1

Изучение нового материала

Анализ контрольной работы Самостоятельное изучение п. 12 Решение задач №85, 86, 88, 89, 93 - Л

1.Модель кристаллической решетки. 2.Плавление и отвер-девание тел (на при-мере воска). 3.Образование кристаллов льда.

1.2

14

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 13 Фронтальное изучение п. 14 Решение задач №844, 845, 847 – Л №855, 856 - Л

Плавление кусочков льда и парафина одинаковой массы, находящихся при температуре плавления.

Агрегатные состояния вещества

1.2

15

Удельная теплота плавления

1

Комбинированный

Объяснение учителя п.15 Решение задач №859, 856, 870 – Л * №873, 876 - Л

1.2

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 16 Самостоятельное изучение п. 17 Решение задач упр. 9(1, 3), 870- Л

Рис18

1.4

17

Кипение

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 18 Решение задач №872, 884 -Л

Рис 19, 23, таблица 5 1. Постоянство температуры кипения жидкости. 2. Наблюдение процессов кипения и конденсации.

1.4

18

Влажность воздуха и ее измерение

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 19

1.2

19

Удельная теплота парообразования и конденсации

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 20 Решение типовых задач упр. 10(2),

Влажность воздуха

1.2

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 21 «Испарение и конденсация»

1.Модель двигателя внутреннего сгорания. 2.Таблица «Двигатель внут-реннего сгорания».

1.3

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

Комбинированный

Объяснение учителя по плакату и модели паровой турбины Демонстрация Работа паровой турбины Изучение п. 24 Решение задач №933, 930

Макет паровой турбины

Работа газа, кол-во теплоты

1.3

22

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Система-тизация знаний

Физический диктант Решение типовых задач на расчет количества теплоты при парообразовании, плавлении

1.4

23

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Контроль знаний

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

1.4

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 25, 26 Демонстрации: притяжение бумаги к заряженной палочке, передача заряда, взаимодействие заряженных тел Решение задач №934, 935 Л Анализ контрольной работы

Эбонитовая, стеклянная палочки, патроны из фольги

1.2

25

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 27, 28 Демонстрации: электроскоп, электрометр, отталкивание заряженной гильзы от заряженной палочки Решение задач №964, 969 - Л

1.Опыты по рисункам 37, 38 в учебнике. 2.Перенос заряжен ного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика. 3.Таблица «Строение атома».

Электризация тел

1.3

26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 29, 30 Демонстрации Делимость электрического заряда Решение задач № 970, *973 - Л

Таблица «Строение атома» рис 39 (стр 69) 1.Опыты по рисункам 37, 38 в учебнике.

1.2

27

Объяснение электрических явлений

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 31 Решение задач упр. 12(2) «Электризация»

Два патрона из фольги, стеклянная и эбонитовая палочки Опыты по рис.40 и 41 в учебнике.

Электричес-кое поле

1.3

28

Электрический ток. Источники электрического тока

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 32 Самостоятельное изучение: устройство, работа гальванических элементов и аккумуляторов

Гальванич. элемент. Рис 42-47 (74-77)

Электричес-кое поле

1.2

29

Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 33,34. Решение задач №1017, 1016 –Л, упр. 13(3)

Элементы электрической цепи

Электриче-ский ток

1.2.3

30

Сила тока. Единицы силы тока

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 37 Решение задач №1026 – Л, упр. 14(3)

Электриче-ский ток

1.2.3

31

Амперметр. Лабороторная работа №3 Тема: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» Инструктаж по технике безопасности.

1

Практиче-ская работа

Объяснение учителя п. 38 Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Сила тока

1.4

32

Электрическое напряжение. Единицы напряжения

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 39, 40 Доклад «А. Вольта»

1.2

33

Вольтметр. Лабораторная работа №4 Тема: «Измере-ние напряжения» Инструктаж по технике безопасности.

1

Практиче-ская работа

Объяснение учителя п. 41 Выполнение работы под руководством учителя

1.Источник питания 2.Резисторы 3.Вольтметр 4.Ключ 5.Соедините-льные провода

Напряжение

1.2.3

34

Зависимость силы тока от напряжения

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 42 Демонстрации Зависимость силы тока от напряжения Решение задач упр. 17(2), 1031-Л

Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка

1.2

35

Электрическое сопротивление

1

Комбинированный

Самостоятельное изучение п. 43 Решение задач №1058-Л «Сила тока и напряжение»

1.2

36

Закон Ома для участка цепи

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 44 упр. 19(3) Чтение графиков I(U) рис. 69 Доклад «Г. С. Ом»

Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка

1.Электричес-кое напряжение 2.Сопративле-ние

1.2

37

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 45, 46 Решение типовых задач упр. 20(2в), №1084 -Л

Опыт по рисунку 74 в учебнике.

Закон Ома

1.2

38

Реостаты Лабораторная работа №5 Тема: «Регулирование силы тока реостатом»

1

Практиче-ская работа

Самостоятельное изучение п. 47 Выполнение лабораторной работы по инструкции

1.Источник питания 2.Реостат 3.Амперметр 4.Ключ 5.Соедините-льные провода

1.3

39

Лабораторная работа №6 «Измерение сопро-тивления провод-ника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Практиче-ская работа

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя «Закон Ома»

1.Источник питания 2.Исследуемый проводник 3.Амперметр 4.Вольтметр 5.Реостат

Закон Ома

1.3

40

Последовательное соединение проводников

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 48 Демонстрация Законы последовательного соединения Решение задач на расчет характеристик электрических цепей Анализ контр. работы

1.Источник тока 2.Резисторы 3.Соедините-льные провода

1.2

41

Параллельное соединение проводников

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 49 Решение задач упр. 23 (3) «Последовательное соединение проводников»

1.Источник тока 2.Резисторы 3.Соедините-льные провода

1.2

42

Решение задач по теме «Электрический ток»

1

Система-тизация знания

Решение типовых задач на расчет силы тока, напряжения, характеристик проводника

1.4

43

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток»

1

Контроль знаний

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

1.4

44

Работа электрического тока

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 50 Решение задач упр. 24 (1),

Сила тока, напряжение

1.2

45

Мощность электрического тока. Единицы работы тока, применяемые на практике

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 51, 52 Решение задач №1187, 1166, 1175-Л

Сила тока, напряжение

1.2

46

Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1

Практическая работа

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

1.Источник питания 2.Лампа 3.Вольтметр 4.Амперметр 5.Ключ 6.Секундомер

1.3

47

Нагревание провод-ников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца

1

Изучение нового материала

Объяснение учителя п. 53 Решение задач упр. 27(4), 1213, 1214, * 1222 - Л

1.2

48

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

Комбинированный

Сообщения учащихся по п. 54, 55

Сила тока, сопротивление и напряжение.

1.2

49

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1

Система-тизация знаний

«Постоянный ток» Решение типовых задач на расчет работы, мощности тока, сопротивления проводника, на расчет электрических цепей

1.4

50

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность тока»

1

Контроль знаний

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

1.4

51

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

Изучение нового материала

Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 56, 57 Доклад «Г. Х. Эрстед»

1.Катушка 2.Источник тока 3.Магнит

1.2

52

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

Практическая работа

Объяснение учителя п. 58 Демонстрация. Электромагнит Выполнение работы под руководством учителя

1.Расположение железных опилок вокруг катушки с током 2.Способы изменения магнитного действия катушки с током 3.Взаимодействие катушки и магнита.

1.Источник питания 2.Реостат 3.Ключ 4.Компас 5.Детали для электромаг-нита

1.2

53

Применение электромагнитов

1

Комбинированный

1.Детали электромаг-нита

1.2

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 59 Демонстрации Получение постоянного магнита, взаимодействие постоянных магнитов Сообщения учащихся по п. 60. Решение задач

1.Постоянные магниты

1.2

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 61

Магнитное поле, электрический ток.

1.2

56

Лабораторная работа№9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

Практическая робота

Выполнение работы под руководством учителя

1.Модель электродвига- тель 2.Источник питания 3.Ключ 4.Соедините-льные провода

1.2.3

57

Источники света. Распространение света.

1

Изучение нового материала

«Магнитное поле» Объяснение учителя п. 62 Решение задач упр. 29 (1, 3)

1.Прямолинейное распространение света.2.Получение тени от точечного источника света (по рис.120, 121 в учебнике).3.Образование тени и полутени источниками света (по рис.126 в учеб).

1.Лампочка 2.Источник тока 3.Свеча 4.Экрано со щелью

1.2

58

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 63 Самостоятельное изучение п. 64 Решение типовых задач на применение закона отраже-ния света, на построение изображений в плоском зеркале: №1301, 1302, 1307, 1313, 1316, *1323,1309-Л

Опыты по рисункам 127, 129 в учебнике. Изображение в плоском зеркале (по рис. 133, 134 в учебнике).

1.2

59

Преломление света

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 65 Демонстрация Преломление света Решение задач на постро-ения хода луча света при переходе из одной среды в другую упр. 32 (2)

Преломления света.

1.Аквариум с водой 2.Лазер

1.2

60

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 66 «Отражение и преломление света»

1.Линзы

1.2

61

Изображения, даваемые линзой

1

Комбинированный

Объяснение учителя п. 67 Решение типовых задач на построение изображений в линзах №1363,1361-Л

1.Экран 2.Линза 3.Лампа

Ход лучей в линзах.

1.2

62

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Практиче-ская работа

Выполнение работы под руководством учителя Доклады учащихся «Дефекты зрения»

1.Собирающая линза 2.Экран 3.Лампа с колпачком 4.Линейка

Получение изобра-жения с помощью линз

1.3

63

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

1

Контроль знаний

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

4.5

64

Повторение по теме: «Тепловые явления»

1

Комбинированный

Внутренняя энергия Закон сохранения

1.2

65

Повторение по теме: «Электрические явления»

1

Комбинированный

Электрический ток Сила тока Закон Ома

1.2

66

Повторение по теме: «Электромагнитные явления»

1

Комбинированный

Магнитное поле Электромагниты Магнитное поле Земли

1.2.3

67

Повторение по теме: «Световые явления»

1

Комбинированный

Источники света Закон отражения и преломления света

1

68

Повторение по теме: «Изменения агрегатных состояний вещества»

1

Комбинированный

Плавление Кипение Влажность воздуха Двигатель внутреннего сгорания

1.2.3

69

Повторение по теме : « Смешанное соединение проводников»

1

Комбинированный

Параллельное соединение, последовательное соединение

1,2

70

Обобщающий урок

1

Комбинированный

Энергия топлива

1.2.3

Учебно-методическое обеспечение

1. Перышкин А.В «Физика 8 класс» (Издание 10-е) М.: Дрофа, 2008.

2. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 классы, (Издание второе), М.: Экзамен, 2008

3. Марон А.Е., Марон Е.А., С.В Позойский Физика. Сборник вопросов и задач.(Издание второе), М.: Дрофа, 2004.

4. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике, 8 класс» (Издание третье), М.:Вако, 2009.

5. ЭОР «Физика, 7-11 класс, библиотека наглядных пособий» М.:Дрофа, 2004.

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

9 класс

Ковальчук Валентины Митрофановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-тематический план

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:

п/п

Название темы

Всего часов

Из них

Лаборат. работы

Контр. работы

1

Законы взаимодействия и движения тел.

27

1

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

10

2

1

3

Электромагнитное поле.

12

1

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

16

2

1

5

Повторение.

5

6

Итого:

70

6

5

СОДЕРЖАНИ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Материальная точка. Система отсчета, Перемещение, Определение координаты движущегося тела, Перемещение при прямолинейном равномерном движении, Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение, Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости, Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости, Относительность движения, Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона, Второй закон Ньютона, Третий закон Ньютона, Свободное падение тел, Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость, Закон всемирного тяготения, Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах , Прямолинейное и криволинейное движение, Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, Искусственные спутники Земли, Импульс тела. Закон сохранения импульса, Реактивное движение. Ракета, Вывод закона сохранения полной механической энергии, Колебательные движения

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник, Величины, характеризующие колебательные движение, Затухающие колебания, Вынужденные колебания, Резонанс, Распространение колебаний в среде. Волны, Продольные и поперечные волны, Длина волны. Скорость распространения волн, Источники звука. Звуковые колебания, Высота и тембр звука, Громкость звука, Распространение звука, Звуковые волны. Скорость звука, Отражение звука, Звуковые волны. Скорость звука, Отражение звука. Эхо, Звуковой резонанс

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Магнитное поле и его графическое изображение, Неоднородное и однородное магнитное поле, Направление тока и направление линий его магнитного поля, Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки, Индукция магнитного поля Магнитный поток, Явление электромагнитной индукции, Направление индукционного тока. Правило Ленца, Явление электромагнитной индукции, Направление индукционного тока. Правило Ленца, Явление самоиндукции Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Электромагнитное поле, Электромагнитные волны, Конденсатор Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний, Принципы радиосвязи и телевидения, Электромагнитная природа света, Преломление света. Физический смысл показателя преломления, Дисперсия света. Цвета тел, Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов, Модели атомов. Опыт Резерфорда, Радиоактивные превращения атомных ядер, Экспериментальные методы исследования частиц, Открытие протона Открытие Нейтрона, Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число Ядерные силы, Энергия связи. Дефект масс, Деление ядер урана, Цепная реакция, Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию , Атомная энергетика, Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада, Термоядерная реакция


Требования к уровню подготовки учащихся.

· освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

ü смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

ü смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

ü приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

ü решать задачи на применение изученных физических законов;

ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники; оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые задания

Оборудование

Повторение

Литература

Дата по плану

Дата фактическая

1

Механическое движение. Материальная точка. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

Изучение нового материала

Механическое движение. Система отсчета. Траектория Физические модели.

1.Тележка с капельницей 2.Линейка

Скорость, путь, время.

1.2

2

Перемещение. Проекция перемещения. Путь. Траектория.

1

Комбинированный

Путь. Траектория.

1.Трубка с водой

Скорость, путь, время.

1.2

3

Определение координат движущегося тела.

1

Комбинированный

1.Треугольник 2.Линейка

1.2

4

Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении. Графическое представление движения .

1

Комбинированный

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

1.Трубка с водой

Равномерное прямолинейное движение

1.2.3

5

Решение задач совместное движение двух тел.

1

Систематизация знаний

Решение задач

1.2.3

6

Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Комбинированный

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение.

Равноускоренное движение

7

Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости и перемещения.

1

Комбинированный

График зависимости пути и скорости

Равноускоренное движение

1.2.3

8

Решение задач на равноускоренное движение.

1

Систематизация знаний

1.2.3

9

Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

1.Желоб лабораторный 2.Шарик 3.Цилиндр 4.Метроном 5.Линейка

1.4

10

Решение задач по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

1

Систематизация знаний

1.3

11

Относительность движения.

1

Комбинированный

Относительность движения Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Относительность движения

1.3.4

12

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

Контроль знаний

4.5

13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Изучение нового материала

Явление инерции. Первый закон Ньютона.

Явление инерции.

1.2

14

Второй закон Ньютона

1

Комбинированный

Второй закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

1.2

15

Третий закон Ньютона.

1

Комбинированный

Третий закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

1.2

16

Решение задач теме «Законы Ньютона».

1

Систематизация знаний

1.3

17

Свободное падение тел.

1

Комбинированный

Свободное падение тел.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

1.3

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх .

1

Комбинированный

1.2

19

Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

Комбинированный

Закон Всемирного тяготения.

1.2

20

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Комбинированный

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

1.Математический маятник 2.Маятник на пружине

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

1.2

21

Решение задач по теме «Криволинейное движение».

1

Систематизация знаний

1.Измерительные таблици

1.2

22

Искусственные спутники Земли.

1

Комбинированный

Искусственные спутники Земли.

1.2

23

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Изучение нового материала

Импульс. Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

1.2

24

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса».

1

Систематизация знаний

1.3

25

Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского

1

Комбинированный

Реактивное движение. Реактивный двигатель.

Реактивное движение.

1.2

26

Закон сохранения энергии

1

Комбинированный

Закон сохранения энергии

Кинетическая и потенциальная энергия

1,2

27

Контрольная работа № 2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

Контроль знаний

4.5

28

Механические колебания. Свободные колебания. Колебательные системы.

1

Изучение нового материала

Механические колебания

1.Математический маятник 2.Маятник на пружине

Механические колебания.

1.2

29

Лабораторная работа №2 по теме: «Измерение ускорения свободного падения» Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

1.Прибор для изучении движения 2.Миллиметровая и копировальная бумага

1.3

30

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Период колебаний математического маятника.

1.Штатив 2.Шарик 3.Часы 4.Линейка

1.3

31

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

Комбинированный

Закон сохранения механической энергии.

1.Математичес-кий маятник

1.2

32

Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны.

1

Комбинированный

Механические волны.

1.Пружина 2.Шнур 3.Волновая машина

Механические волны.

1.2

33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Комбинированный

Длина волны.

1.2

34

Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.

1

Комбинированный

Звук.

1.Металлическая линейка 2.Камертон 3.Штатив

Звуковые колебания.

1.2

35

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

1

Комбинированный

1.Камертон 2.Амперметр 3.Звуковой генератор 4.Динамики

Условия распространения звука.

1.2

36

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

Систематизация знаний

1.3

37

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

Контроль знаний

4.5

38

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

Изучение нового материала

Магнитное поле тока.

Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

1.2

39

Направление тока и направление силовых линий его магнитного поля.

1

Комбинированный

1.Источник тока 2.Гальванометр 3.Соединитель-ный провода 4.Магнитная стрелка

1.2

40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Комбинированный

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Действие магнитного поля на проводник с током. Принцип действия микрофона и громкоговорителя

1.2

41

Явление электромагнитной индукции.

1

Комбинированный

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца.

Электромагнитная индукция. Правило Ленца.

1.2

42

Самоиндукция.

1

Комбинированный

Самоиндукция.

Самоиндукция.

1.2

43

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Практическая работа

1.Миллиампер-метр 2.Катушка-моток 3.Магнит 4.Источник питания 5.Реостат 6.Ключ

Сила Ампера, сила Лоренца

1.3

44

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Комбинированный

Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного и переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии.

Электромагнит-ная индукция

1.2

45

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Комбинированный

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи.

Переменный ток

1.2

46

Электромагнитные волны и их свойства.

1

Изучение нового материала

Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитного излучения на живые организмы.

Свойства электромагнитных волн.

1.2

47

Электромагнитная природа света.

1

Комбинированный

Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света.

Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Развитие взглядов на природу света

1.2

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления».

1

Систематизация знаний

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Правило буравчика, правило левой и правой руки

4.5

49

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

1

Контроль знаний

4.5

50

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

Изучение нового материала

Радиоактивность. Альфа-, бета - и гамма-излучения.

1.2

51

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

1

Комбинированный

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Модель опыта Резерфорда.

Радиоактивность

1.2

52

Зарядовое и массовое числа. Период полураспада.

1

Комбинированный

Ядерные реакции. Зарядовое и массовое числа. Период полураспада.

1.2

53

Методы регистрации ядерных излучений.

1

Комбинированный

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

1.Счетчик Гейгера 2.Камера Вильсона 3.Пузырьковая камера

1.2

54

Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

Комбинированный

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

1.2

55

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

1

Комбинированный

Энергия связи атомных ядер.

Ядерные силы

1.2

56

Решение задач на расчет энергии связи.

1

Систематизация знаний

1.4.5

57

Ядерные реакции. Деление ядер.

1

Комбинированный

Ядерные реакции. Деление ядер.

Энергия связи

1.2

58

Лабораторная работа №5.Тема «Изучение деления ядра атома урана.»Инструктаж по технике безопасности.

1

Практическая работа

Фотография треков заряженных частиц

1,3

59

Ядерный реактор.

1

Комбинированный

Ядерная энергетика.

Таблица «Ядерный реактор»

Ядерные реакции

1,2

60

Семинар «Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций».

1

Семинар

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Таблица

1,4,5

61

Биологическое действие радиации.

1

Комбинированный

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Таблица

Деление ядер

1,4

62

Термоядерная реакция.

1

Комбинированный

Синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

Таблица

1,2

63

Лабораторная работа №6.Тема Изучение треков заряженных частиц»Инструктаж по технике безопасности

1

Практическая работа

Фотография треков заряженных частиц

64

Обобщающий урок по теме: Строение атома и атомного ядра

1

Систематизация знаний

Энергия связи, ядерные силы, ядерная реакция

Период полураспада

1,2

65

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

Контроль знаний

4,5

66

Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел «Комбинированный

1

Комбинированный

Физика и развитие представлений о материальном мире.

Справочный материал

Законы Ньютона и законы сохранения

1,2

67

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Комбинированный

Распространение звука

Комертон тематический маятник

Затухающие колебания

1,2

68

Повторение по теме «Электромагнитное поле .».

1

Комбинированный

Сила Ампера и сила Лоренца

Правело Ленца.

1,2

69

Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра.»

1

Комбинированный

Радиоактивность

1,2

70

По теме: «Новые источники энергии»

1

Комбинированный

1.2.3

Учебно-методическое обеспечение

7. Перышкин А.В «Физика 9 класс» (Издание 14-е) М.: Дрофа, 2009.

8. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 классы, (Издание второе), М.: Экзамен, 2008

9. Марон А.Е., Марон Е.А., С.В Позойский. Физика. Сборник вопросов и задач.

10. В.А. Волков Поурочные разработки по физике. 9 класс

11. ЭОР Н.К.Ханнанова «Физика, 7-11 класс, библиотека наглядных пособий» М.:Дрофа, 2004.