Рабочие программы по информатике и ИКТ

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

5 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Программа рассчитана на изучение предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 5 классе в течение 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю

Цели программы:

·      формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·       пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

·       воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

·      показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

·      организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

·      организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·      создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

 

Учебно-тематический план

5 класс (35 часов)

Название темы

Количество часов

общее

теория

1

Компьютер для начинающих

8

4

2

Информация вокруг нас

15

8

3

Информационные технологии

10

4

4

Повторение

2

 

 

Итого:

35

 

Содержание учебного курса

 

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

·                    понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

·                    различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·                    приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·                    приводить примеры информационных носителей;

·                    иметь представление о способах кодирования информации;

·                    уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

·                    определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

·                    различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

·                    запускать программы из меню Пуск;

·                    уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

·                    вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

·                    уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

·                    уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

·                    уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

·                    знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Поурочное планирование по «Информатика и ИКТ» для 5 класса (35 часа)

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые задания

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

1

Информация. Техника безопасности.

1

Комбинированный

информация, данные, информатика, компьютер

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

2

Как устроен компьютер.

1

Комбинированный

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

Клавиатура.

3

Клавиатура. Группы клавиш.

1

Комбинированный

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

Способы введения информации в память компьютера. Группы клавиш на клавиатуре, их назначение

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

1

Комбинированный

алфавитно-цифровая клавиатура

Группы клавиш на клавиатуре

5

Программы и файлы.

1

Комбинированный

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

Группы клавиш на клавиатуре

6

Рабочий стол. Управление мышью.

1

Комбинированный

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

элементы рабочего стола.

7

Главное меню. Запуск программ.

1

Комбинированный

меню, главное меню, окно, элементы окна

запуск и закрытие программ и приложений

8

Управление компьютером с помощью меню.

1

Комбинированный

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

Работа с меню

9

Действия с информацией. Хранение информации.

1

Комбинированный

информация, оперативная память, внешняя память

информация

10

Носители информации.

1

Комбинированный

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

носители информации.

11

Передача информации.

1

Комбинированный

источник информации, приемник информации

информация

12

Кодирование информации

1

Комбинированный

условный знак, код, кодирование

Действия с информацией

13

Формы представления информации. Метод координат

1

Комбинированный

код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования

Действия с информацией

14

Текст как форма представления информации.

1

Комбинированный

текст

основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

15

Табличная форма представления информации

1

Комбинированный

таблица, графа и строка таблицы

основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).

16

Наглядные формы представления информации.

1

Комбинированный

схема, диаграмма

графики, диаграммы, схемы

17

Обработка информации.

1

Комбинированный

информация, обработка информации

Действия с информацией

18

Обработка текстовой информации.

1

Комбинированный

текстовый редактор, текстовый процессор, документ

Клавиатура. Группы клавиш

19

Обработка текстовой информации.

1

Комбинированный

редактирование, вставка, замена, удаление

Текст. Клавиатура. Группы клавиш

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

1

Комбинированный

фрагмент, буфер

Текст. Клавиатура. Группы клавиш

21

Редактирование текста. Поиск информации.

1

Комбинированный

редактирование, поиск, замена

основные элементы текста

22

Изменение формы представления информации.

1

Комбинированный

информация, обработка информации, сортировка

Действия с информацией

23

Форматирование - изменение формы представления информации.

1

Комбинированный

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

Обработка текстовой информации.

24

Компьютерная графика.

1

Комбинированный

компьютерная графика, графический редактор

инструменты рисования.

25

Инструменты графического редактора.

1

Комбинированный

обработка информации, графический редактор, инструменты

инструменты рисования

26

Обработка графической информации.

1

Комбинированный

обработка информации, сканер

инструменты рисования

27

Обработка текстовой и графической информации.

1

Комбинированный

текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ

Текстовые и графические редакторы

28

Преобразование информации по заданным правилам.

1

Комбинированный

входная и выходная информация

Калькулятор, порядок действий

29

Преобразование информации путем рассуждений.

1

Комбинированный

логические рассуждения

Действия с информацией

30

Разработка плана действий

1

Комбинированный

план действий

Обработка информации.

31

Разработка плана действий и его запись.

1

Комбинированный

план действий

алгоритм

32

Создание движущихся изображений.

1

Комбинированный

сюжет, видео-сюжет

презентации

33

Создание презентации

1

Комбинированный

анимация, ее настройка

презентации

34

Повторение

2

Комбинированный

35

Повторение

Комбинированный

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Л.Л Босова. Занимательные задачи по информатике.

3.      Л.Л Босова Преподавание информатики в 5-7 классах

4.      Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

6 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Программа рассчитана на изучение предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 6 классе в течение 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю

Цели программы:

·      формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·       пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

·       воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

·    включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

·    создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·    показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

·    расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·    организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

·    создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Учебно-тематический план

6 класс (35 часов)

Тема

Количество часов

Общее

Теория

1

Компьютер и информация

12

6

2

Человек и информация

12

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

 

Резерв

3

 

 

Итого:

35

 

Содержание учебного курса

1. Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера.. Единицы измерения информации.

2. Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

3. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы.

 

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

• приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

• иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

• уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению;

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Поурочное планирование по «Информатика и ИКТ» для 6 класса (35 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Ключевые задания

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

1

Компьютер. Техника безопасности

1

Комбинированный

информация, данные, информатика, компьютер

 

 

 

 

2

Файлы и папки.

1

Комбинированный

файл, имя файла, тип файла

Клавиатура. Группы клавиш.

 

 

 

3

Информация в памяти компьютера.

1

Комбинированный

бит, двоичное кодирование, система счисления

Единицы информации

 

 

 

4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

Комбинированный

двоичное кодирование, двоичная система счисления

Системы счисления.

 

 

 

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

1

Комбинированный

двоичное кодирование, двоичная система счисления

Калькулятор

 

 

 

6

Тексты в памяти компьютера

1

Комбинированный

кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации

Текст

 

 

 

7

Кодирование текстовой информации.

1

Комбинированный

кодовая таблица

Кодирование

 

 

 

8

Создание документов в текстовом процессоре.

1

Комбинированный

двоичное кодирование, текстовый документ

Клавиатура. Группы клавиш.

 

 

 

9

Растровое кодирование графической информации

1

Комбинированный

графический объект, пиксель, растровое кодирование

Инструменты графического редактора

 

 

 

10

Векторное кодирование графической информации

1

Комбинированный

векторное кодирование

Графическая информация

 

 

 

11

Единицы измерения информации.

1

Комбинированный

бит, байт, Кб, Мб, Гб

Единицы информации

 

 

 

12

Информация и знания.

1

Комбинированный

информация, знание, факт, правило

Информация

 

 

 

13

Чувственное познание окружающего мира.

1

Комбинированный

ощущение, восприятие, представление

Органы чувств

 

 

 

14

Понятие как форма мышления.

1

Комбинированный

логика, объект, признак, понятие

Высказывания

 

 

 

15

Как образуются понятия.

1

Комбинированный

анализ, синтез, сравнение, обобщение

Высказывания

 

 

 

16

Структурирование и визуализация информации.

1

Комбинированный

 

Информация

 

 

 

17

Содержание и объем понятия.

1

Комбинированный

Содержание и объем понятия

Информация

 

 

 

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

1

Комбинированный

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Информация

 

 

 

19

Отношения между понятиями

1

Комбинированный

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

 

 

 

20

Определение понятия.

1

Комбинированный

понятие

Информация

 

 

 

21

Классификация.

1

Комбинированный

классификация

Информация

 

 

 

22

Суждение как форма мышления.

1

Комбинированный

суждение, виды суждений, условия

Форма мышления

 

 

 

23

Умозаключение как форма мышления.

1

Комбинированный

умозаключение

Понятие

 

 

 

24

Что такое алгоритм.

1

Комбинированный

постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм

Действия с информацией

 

 

 

25

Исполнители вокруг нас.

1

Комбинированный

исполнитель, система команд исполнителя

Алгоритм

 

 

 

26

Формы записи алгоритмов.

1

Комбинированный

список и таблица, блок - схема

Инструменты графического редактора

 

 

 

27

Линейный алгоритм.

1

Комбинированный

тип алгоритма, линейный алгоритм

Алгоритм

 

 

 

28

Разработка линейных алгоритмов.

1

Комбинированный

линейный алгоритм

линейный алгоритм

 

 

 

29

Алгоритмы с ветвлением.

1

Комбинированный

тип алгоритма, условие, ветвление

линейный алгоритм

 

 

 

30

Разработка алгоритмов с ветвлением

1

Комбинированный

условие, ветвление

линейный алгоритм

 

 

 

31

Циклические алгоритмы.

1

Комбинированный

тип алгоритма, циклический алгоритм

алгоритм

 

 

 

32

Разработка циклических алгоритмов.

1

Комбинированный

циклический алгоритм

Алгоритмы с ветвлениями, линейный алгоритм

 

 

 

33

Систематизация информации.

1

Комбинированный

алгоритм, исполнитель, блок-схема, виды алгоритмов, файл, папка

Алгоритмы

 

 

 

34

повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

35

повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Л.Л Босова. Занимательные задачи по информатике.

3.      Л.Л Босова. Преподавание информатики в 5-7 классах.

4.      Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

7 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка 

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Программа рассчитана на изучение предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 7 классе в течение 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю

Цели программы:

·      формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·      пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

·       воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

·    включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

·    создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·    показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

·    расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·    организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

Учебно-тематический план

7 класс (35 часов)

Тема

Количество часов

1

Объекты и их имена

6

2

Информационное моделирование

20

3

Алгоритмика

7

4

Повторение

2

 

Итого:

35

Содержание учебного курса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

1.  Объекты и их имена (6 часов).

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

2. Информационное моделирование (20 часов).

Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Тема 3. Алгоритмика (7 часов).

Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

 

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

 

Учащиеся должны:

     для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

     называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

     осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

     понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

     приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

     понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

     иметь представление о назначении и области применения моделей;

     различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

     приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

     уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•  знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

     знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

     осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

     приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

     давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

     осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

     выполнять операции с основными объектами операционной системы;

     выполнять основные операции с объектами файловой системы;

     уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

     уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

     выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

     создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

     для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

 

Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 7 класс (1 часа в неделю всего 35 часа).

Изучаемая тема

Кол-во часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

1

Техника безопасности. Объекты

1

Комбинированный

Техника безопасности, информация, данные,

информатика, компьютер

 

 

 

2.

Разновидности объектов и их классификация

1

Комбинированный

объектов и их классификация

Клавиатура.

 

 

 

3.

Состав объектов.

1

Комбинированный

Состав объектов

Единицы информации

 

 

 

4.

Системы объектов

1

Комбинированный

Системы объектов

Объекты

 

 

 

5.

Система и окружающая среда.

1

Комбинированный

Системы объектов

Состав объектов

 

 

 

6.

Персональный компьютер как система.

1

Комбинированный

устройства компьютера

устройства компьютера

 

 

 

7.

Модели объектов и их назначение

1

Комбинированный

Модели

Носители информации Единицы информации

 

 

 

8.

Информационные модели.

1

Комбинированный

Информационные модели

Модели

 

 

 

9

Словесные информационные модели

1

Комбинированный

Словесные модели

Информационные модели

 

 

 

10.

Словесные информационные модели

1

Комбинированный

Словесные модели

файл и папка

 

 

 

11.

информационные модели

1

Комбинированный

информационные модели

Словесные модели

 

 

 

12.

Многоуровневые списки

1

Комбинированный

Виды списков

Группы клавиш

 

 

 

13.

Математические модели.

1

Комбинированный

Математические модели.

Группы клавиш

 

 

 

14.

Табличные информационные модели.

1

Комбинированный

Правила оформления таблиц

Создание таблиц

 

 

 

15.

Простые таблицы.

1

Комбинированный

Виды таблиц

Создание таблиц

 

 

 

16.

Сложные таблицы.

1

Комбинированный

Виды таблиц

Создание таблиц

 

 

 

17.

Табличное решение логических задач.

1

Комбинированный

логические задачи

 

 

 

 

18.

Вычислительные таблицы.

1

Комбинированный

Электронные таблицы

 

 

 

 

19.

Электронные таблицы.

1

Комбинированный

Электронные таблицы

 

 

 

 

20.

Электронные таблицы.

1

Комбинированный

Правила задания формул

Электронные таблицы

 

 

 

21.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

1

Комбинированный

Создание графиков и диаграмм

формулы

 

 

 

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

1

Комбинированный

Создание графиков и диаграмм

Создание графиков и диаграмм

 

 

 

23.

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

1

Комбинированный

Создание графиков и диаграмм

Создание графиков и диаграмм

 

 

 

24.

Многообразие схем.

1

Комбинированный

Создание схем.

объекты текста

 

 

 

25

Информационные модели на графах.

1

Комбинированный

Графы

объекты текста

 

 

 

26.

Деревья.

1

Комбинированный

Деревья

объекты текста

 

 

 

27.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

1

Комбинированный

Алгоритм Управление Чертежником.

модели

 

 

 

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

1

Комбинированный

Использование вспомогательных алгоритмов.

Алгоритм

 

 

 

29.

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

1

Комбинированный

Цикл повторить n раз

 

 

 

 

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом. 

1

Комбинированный

Исполнитель

управление

 

 

 

31.

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

1

Комбинированный

Цикл «пока

циклы

 

 

 

32

Исполнитель Робот. Ветвление

1

Комбинированный

Ветвление

циклы

 

 

 

33.

Ветвление. Циклы

1

Комбинированный

Ветвление. Циклы

 

 

 

 

34

Обобщающее повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

35

Обобщающее повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 


Перечень учебно-методического обеспечения

1.      Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2.      Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3.      Л.Л Босова. Преподавание информатики в 5-7 классах.

4.      Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

8-9 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Рабочая программа «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса авторы: Семакин И.Г и др. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»

Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование».

В связи с тем что олимпиады по информатике проходят осенью или в начале зимы темы: управление и моделирование и программное управление работой компьютера передвинуты на начало обучения в 9 классе. Темы по программированию обучающимся даются обычно хуже, чем другие по этому на изучение языков программирования выделено чуть больше времени 5 часов.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·                оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-          создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-          создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-          создавать записи в базе данных;

-          создавать презентации на основе шаблонов;

·                искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

·                проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·                организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·                передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 


Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса авторы: Семакин И.Г и др. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»

Прохождение курса рассчитано на 35 часа по одному часу в неделю.

 

Учебно-тематическое планирование

(8 класс 1 час в неделю 35 часов)

 

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

1.    Введение в предмет

1

1

2. Человек и информация

5

4

2.    Знакомство с компьютером

6

3

3.    Текстовая информация и компьютер

9

3

4.    Графическая информация и компьютер

5

2

5.    Технология мультимедиа

7

4

6.    Резерв

2

 

Итого

 35

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Итоги изучения тем

 

 

1.                  Введение в предмет – 1 час.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 8–9 классах

- роль информации в жизни людей.

2.                  Человек и информация – 5 час.(4+1)

Учащиеся должны знать:

Þ   связь между информацией и знаниями человека;

Þ   что такое информационные процессы;

Þ   какие существуют носители информации;

Þ   функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

Þ   как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

Þ   что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

Þ   приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

Þ   определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Þ   приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Þ   измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

Þ   пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Þ   пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

3.                  Знакомство с компьютером – 6 час.(3+3)

Учащиеся должны знать:

Þ   правила техники безопасности и при работе на компьютере;

Þ   состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

Þ   основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

Þ   структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

Þ   типы и свойства устройств внешней памяти;

Þ   типы и назначение устройств ввода/вывода;

Þ   сущность программного управления работой компьютера;

Þ   принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

Þ   назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

Þ   включать и выключать компьютер;

Þ   пользоваться клавиатурой;

Þ   ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

Þ   инициализировать выполнение программ из программных файлов;

Þ   просматривать на экране каталог диска;

Þ   выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

Þ   использовать антивирусные программы.

4.                  Текстовая информация и компьютер – 9 час.(3+6)

Учащиеся должны знать:

Þ   способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

Þ   назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

Þ   основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

Þ   набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Þ   выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

Þ   сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

5.                  Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)

Учащиеся должны знать:

Þ   способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

Þ   какие существуют области применения компьютерной графики;

Þ   назначение графических редакторов;

Þ   назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

Þ   строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

Þ   сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

6.                  Технология мультимедиа – 7 час.(4+3)

Учащиеся должны знать:

Þ     что такое мультимедиа;

Þ     принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

Þ     основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

Þ     создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик7 класса должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                основные устройства компьютера;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

·                оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-          создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов


Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 8 класс базовый курс
(1 час в неделю всего 35 часа).

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

1.    

Информатика. Правила техники безопасности.

1

Комбинированный

Правила техники безопасности. Понятие информации

Правила техники безопасности.

 

 

 

2.    

Информация и знания

1

Комбинированный

основные свойства информации;

информация

 

 

 

3.    

Восприятие и представление информации

1

Комбинированный

основные виды информационной деятельности человека

 

 

 

 

4.    

Информационные процессы

1

Комбинированный

информационного процесса;

 

 

 

 

5.    

Измерение информации.

1

Комбинированный

основные единицы измерения объема информации

 

 

 

 

6.    

Неопределенность знаний и количество информации

1

Комбинированный

единицы информации

единицы информации

 

 

 

7.    

Назначение и устройство компьютера

1

Комбинированный

базовая структурная схема ПК;

устройство компьютера

 

 

 

8.    

Как устроен персональный компьютер

1

Комбинированный

принцип открытой архитектуры компьютера

устройство компьютера

 

 

 

9.    

Основные характеристики персонального компьютера

1

Комбинированный

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера;

устройство компьютера

 

 

 

10.             

Программное обеспечение компьютера.

1

Комбинированный

назначение системного, прикладного ПО и систем программирования

программа

 

 

 

11.             

Файлы и файловые структуры

1

Комбинированный

понятие файла и папки, основные действия с ними

 

 

 

 

12.             

Архивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

1

Комбинированный

Архивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

файлы и папки

 

 

 

13.             

Представление текстовой информации.

1

Комбинированный

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв

Блокнот

 

 

 

14.             

Текстовый редактор

1

Комбинированный

основные объекты текстовых документов и их параметры

Блокнот

 

 

 

15.             

Ввод и редактирование текста Параметры страницы

1

Комбинированный

технология создания, редактирования текстового документа

основные объекты текстовых документов

 

 

 

16.             

Дополнительные возможности текстовых процессоров

1

Комбинированный

технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена

основные объекты текстовых документов

 

 

 

17.             

Форматирование текста: параметры шрифта и абзаца.

1

Комбинированный

форматирование текста

объекты текста

 

 

 

18.             

Списки

1

Комбинированный

форматирование текста

объекты текста

 

 

 

19.             

Создание и заполнение таблиц

1

Комбинированный

составление на основе текста таблицы

объекты текста

 

 

 

20.             

Создание оглавлений

1

Комбинированный

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

списки

 

 

 

21.             

Системы перевода и распознавания текстов

1

Комбинированный

Системы перевода и распознавания текстов

Текстовый редактор

 

 

 

22.             

Компьютерная графика.

1

Комбинированный

Виды компьютерная графика.

paint

 

 

 

23.             

Технические средства компьютерной графики

1

Комбинированный

технология создания и редактирования графических объектов;

компьютерная графика

 

 

 

24.             

Как кодируется изображение

1

Комбинированный

возможности графического редактора, кодирование цветов

paint

 

 

 

25.             

Растровая и векторная графика

1

Комбинированный

особенности растровой и векторной графики;

кодирование цветов

 

 

 

26.             

Форматы графических файлов

1

Комбинированный

Основные форматы графических файлов

файлы и папки

 

 

 

27.             

Что такое мультимедиа

1

Комбинированный

понятие мультимедиа;

 

 

 

 

28.             

Аналоговый и цифровой звук

1

Комбинированный

принципы представления звука в памяти компьютера;

 

 

 

 

29.             

Дискретизация аналогового сигнала

1

Комбинированный

принципы представления звука

 

 

 

 

30.             

Представление и обработка звука

1

Комбинированный

принципы представления звука

 

 

 

 

31.             

Технические средства мультимедиа

1

Комбинированный

Основные технические средства мультимедиа

мультимедиа

 

 

 

32.             

Компьютерные презентации

1

Комбинированный

использование спецэффектов

мультимедиа

 

 

 

33.             

Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

 

Комбинированный

способы перехода с установка времени перехода слайдов

 

 

 

 

34.             

Повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

35.             

Повторение

 

Комбинированный

 

 

 

 

 


Перечень учебно-методического обеспечения

 

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. 8 класс. / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков,и др И М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  2. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое  пособие.
  3.  И.Г. Семакин. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах.
  4. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса авторы: Семакин И.Г и др. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»

Прохождение курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 9 классе рассчитано на 70 часов по два часа в неделю.

В связи с тем что олимпиады по информатике проходят осенью или в начале зимы темы: управление и моделирование и программное управление работой компьютера передвинуты на начало обучения в 9 классе. Темы по программированию обучающимся даются обычно хуже, чем другие по этому на изучение языков программирования выделено чуть больше времени 5 часов.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

 

Учебно-тематическое планирование

(9 класс 2 часа в неделю 70 часов)

 

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

1.      Передача информации в компьютерных сетях

9

5

2.      Информационное моделирование

4

3

3.      Управление и алгоритмы

10

4

4.      Программное управление работой компьютера

19

8

5.      Хранение и обработка информации в базах данных

10

5

6.      Табличные вычисления на компьютере

10

5

7.      Информационные технологии и общество

4

4

8.      Резерв

2

 

Итого

68

 

 

Содержание курса

Итоги изучения тем

1.      Передача информации в компьютерных сетях – 9 час.(5+4)

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

Þ   назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

Þ   назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

Þ   что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

Þ   осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

Þ   осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

Þ   осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

Þ   работать с одной из программ-архиваторов.

2.                  Информационное моделирование – 4 час.(3+1)

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

Þ   какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

Þ  приводить примеры натурных и информационных моделей;

Þ  ориентироваться в таблично организованной информации;

Þ  описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев

 

3.                  Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

Þ   сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

Þ   что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

Þ   в чем состоят основные свойства алгоритма;

Þ   способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

Þ   основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Þ   назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

Þ   при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

Þ   пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

Þ   выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

Þ   составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Þ   выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

 

4.                   Программное управление работой компьютера – 19 час.(9+10)

Учащиеся должны знать:

Þ   основные виды и типы величин;

Þ   назначение языков программирования;

Þ   что такое трансляция;

Þ   назначение систем программирования;

Þ   правила оформления программы на Паскале;

Þ   правила представления данных и операторов на Паскале;

Þ   последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

Þ   работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

Þ   составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Þ   составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

Þ   отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

 

5.                  Хранение и обработка информации в базах данных – 10 час.(5+5)

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

Þ   что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

Þ   структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Þ   что такое логическая величина, логическое выражение;

Þ   что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

Þ   открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

Þ   организовывать поиск информации в БД;

Þ   редактировать содержимое полей БД;

Þ   сортировать записи в БД по ключу;

Þ   добавлять и удалять записи в БД;

Þ   создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

 

6.                   Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое электронная таблица и табличный процессор;

Þ   основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

Þ   какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

Þ   основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

Þ   графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

Þ   открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

Þ   редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

Þ   выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

Þ   получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

Þ   создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

 

7.                   Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Учащиеся должны знать:

1.       основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

2.       историю способов записи чисел (систем счисления);

3.       основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

4.       в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

Þ                    регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

 

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·                оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-          создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-          создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-          создавать записи в базе данных;

-          создавать презентации на основе шаблонов;

·                искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

·                проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·                организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·                передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 9 класс базовый курс
(2 часа в неделю всего 70 часа).

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

1.   

Техника безопасности. Введение

1

Комбинированный

назначение информатики

технология обработки текстов

 

 

 

2.   

Компьютерные сети

1

Комбинированный

понятие компьютерной сети;

назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;

 

 

 

 

3.   

Электронная почта

1

Комбинированный

принципы работы электронной почты

компьютерные сети

 

 

 

4.   

Услуги компьютерных сетей

1

Комбинированный

Основные услуги компьютерных сетей

Электронная почта

 

 

 

5.   

Аппаратное обеспечение сети

1

Комбинированный

Устройства для работы сети

компьютерные сети

 

 

 

6.   

Программное обеспечение сети

1

Комбинированный

основные протоколы передачи данных

компьютерные сети

 

 

 

7.   

Интернет и Всемирная паутина. Архивирование

1

Комбинированный

назначение программы-браузера и её управляющих элементов

Услуги компьютерных сетей

 

 

 

8.   

Способы поиска в Интернете

1

Комбинированный

технология поиска информации в сети Интернет

Интернет

 

 

 

9.   

Поисковые системы

1

Комбинированный

технология поиска информации в сети Интернет

Интернет

 

 

 

10.               

Моделирование

1

Комбинированный

основные виды классификации моделей

 

 

 

 

11.               

Графические информационные модели.

1

Комбинированный

основные типы информационных моделей

 

 

 

 

12.               

Табличные модели. Системы, графы.

1

Комбинированный

основные типы информационных моделей

 

 

 

 

13.               

Информационное моделирование на компьютере

1

Комбинированный

основные этапы моделирования и последовательность их выполнения

классификации моделей

 

 

 

14.               

Управление и кибернетика.

1

Комбинированный

понятия объекта управления,

системы управления

 

 

 

 

15.               

Управление с обратной связью

1

Комбинированный

управляющее воздействие, обратная связь

системы управления

 

 

 

16.               

Определение и свойства алгоритма

1

Комбинированный

назначение алгоритма и его определение

 

 

 

 

17.               

Исполнители

1

Комбинированный

представление алгоритма в виде блок-схемы

алгоритм

 

 

 

18.               

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

Комбинированный

Подпрограммы

алгоритм

 

 

 

19.               

Циклические алгоритмы

1

Комбинированный

алгоритмических конструкций циклов

алгоритм

 

 

 

20.               

Алгоритм ветвления

1

Комбинированный

структура основных алгоритмических конструкций

Циклические алгоритмы

 

 

 

21.               

Автоматизированные и автоматические системы управления

1

Комбинированный

системы управления

системы управления

 

 

 

22.               

Языки программирования

1

Комбинированный

назначение языков программирования

программы

 

 

 

23.               

История языков программирования

1

Комбинированный

Развитие языков программирования

 

 

 

 

24.               

Алгоритмы работы с величинами

1

Комбинированный

структура основных алгоритмических конструкций

алгоритм

 

 

 

25.               

Линейные вычислительные алгоритмы

1

Комбинированный

вычислительные алгоритмы

алгоритм

 

 

 

26.               

Знакомство с языком Паскаль

1

Комбинированный

алфавит языка программирования Pascal;

 

 

 

 

27.               

Алгоритмы с ветвящейся структурой

1

Комбинированный

константы, переменные

Алгоритм ветвления

 

 

 

28.               

Программирование ветвлений на Паскале

1

Комбинированный

основные типы данных и оператор ветвления

Алгоритм ветвления

 

 

 

29.               

Программирование диалога с компьютером

1

Комбинированный

Операторы ввода и вывода

 

 

 

 

30.               

Программирование циклов

1

Комбинированный

Оператор цикла

Циклические алгоритмы

 

 

 

31.               

Оператор цикла с предусловием.

1

Комбинированный

Оператор цикла с предусловием.

Циклические алгоритмы

 

 

 

32.               

Операторы цикла с постусловием, с параметром.

1

Комбинированный

Операторы циклов

Циклические алгоритмы

 

 

 

33.               

Алгоритм Евклида

1

Комбинированный

основные типы данных и операторы языка Паскаль

НОД, НОК

 

 

 

34.               

Таблицы и массивы

1

Комбинированный

определение массива, правила описания массивов

 

 

 

 

35.               

Массивы в Паскале

1

Комбинированный

способы хранения элементам массива

 

 

 

 

36.               

Обработка массивов

1

Комбинированный

способы доступа к отдельным элементам массива

Циклические алгоритмы

 

 

 

37.               

Задачи обработки массива

1

Комбинированный

Обработка массивов

Циклические алгоритмы

 

 

 

38.               

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива.

1

Комбинированный

Нахождение наибольшего и наименьшего элементов

Циклические алгоритмы

 

 

 

39.               

Сортировка массива

1

Комбинированный

Виды сортировок

Циклические алгоритмы

 

 

 

40.               

Языки программирования и трансляторы

1

Комбинированный

транслятор

Языки программирования

 

 

 

41.               

Разработка программ

1

Комбинированный

вывод элементов массива в требуемом виде

Операторы

 

 

 

42.               

Символы

1

Комбинированный

типы данных

основные типы данных

 

 

 

43.               

Строки

1

Комбинированный

типы данных

основные типы данных

 

 

 

44.               

База данных. Основные понятия

1

Комбинированный

понятие базы данных и ее основных элементов;

 

 

 

 

45.               

Системы управления базами данных

1

Комбинированный

Примеры систем управления базами данных

базы данных

 

 

 

46.               

Создание баз данных

1

Комбинированный

создание баз данных

базы данных

 

 

 

47.               

Заполнение баз данных

1

Комбинированный

редактирования баз данных

 

 

 

 

48.               

Формы

1

Комбинированный

технология создание и редактирования баз данных

 

 

 

 

49.               

Запросы

1

Комбинированный

назначение запросов;

Формы

 

 

 

50.               

Условия выбора и простые логические выражения

1

Комбинированный

технология создания запросов

логические выражения

 

 

 

51.               

Условия выбора и сложные логические выражения

1

Комбинированный

реализация запросов со сложными условиями

логические выражения

 

 

 

52.               

Сортировка, удаление и добавление записей

1

Комбинированный

сортировки, группировки, фильтрации;

Запросы

 

 

 

53.               

Двоичная система счисления

1

Комбинированный

типы систем счисления

Десятичная система счисления

 

 

 

54.               

Числа в памяти компьютера

1

Комбинированный

правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере

системы счисления

 

 

 

55.               

История чисел и систем счисления

1

Комбинированный

Появление чисел и систем счисления

системы счисления

 

 

 

56.               

Электронные таблицы

1

Комбинированный

назначение табличного процессора, его команд и режимов

Текстовые редакторы

 

 

 

57.               

Правила заполнения таблицы

1

Комбинированный

объекты электронной таблицы и их характеристики

Электронные таблицы

 

 

 

58.               

Работа с диапазонами. Относительная адресация

1

Комбинированный

понятия относительной ссылки

Электронные таблицы

 

 

 

59.               

Деловая графика. Условная функция

1

Комбинированный

технология создания и редактирования диаграмм

Работа с диапазонами

 

 

 

60.               

Логические функции и абсолютные адреса

1

Комбинированный

использования и копирования формул и функций

относительная ссылка

 

 

 

61.               

Электронные таблицы и математическое моделирование

1

Комбинированный

Моделирование в электронной таблице

формулы

 

 

 

62.               

Имитационные модели в электронных таблицах

1

Комбинированный

Моделирование в электронной таблице

диаграммы

 

 

 

63.               

Предыстория информационных технологий.

1

Комбинированный

Появление информационных технологий

 

 

 

 

64.               

История ЭВМ и ИКТ.

1

Комбинированный

Этапы развития компьютеров

 

 

 

 

65.               

Информационные ресурсы современного общества

1

Комбинированный

характерные черты информационного общества

Интернет, компьютерные сети

 

 

 

66.               

Проблемы формирования информационного общества

1

Комбинированный

информационная культура человека

История ЭВМ и ИКТ.

 

 

 

67.               

Повторение. Основные понятия

1

Комбинированный

правовые аспекты охраны программ и данных

Основные понятия

 

 

 

68.               

Повторение. Информационные ресурсы

1

Комбинированный

проблемы информационной безопасности

Основные понятия

 

 

 

 


Перечень учебно-методического обеспечения

 

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс. / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков,и др И М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое  пособие.
  3.  И.Г. Семакин. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах.
  4. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.