Рабочие программы по краеведению

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

 8-9 классы

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 Согласована

 с заместителем директора по УВР

 Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

· Понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним

· Осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

· интересовался жизнью края;

· умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

· участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Курс исторического краеведения рассчитан на 2 года.

8 класс – изучение истории Воронежского края с древнейших времён до конца XVIIIвека.

9 класс - изучение истории Воронежского края с конца XIX века, начала XXI века.

Количество часов: 1 час в неделю – 34 часа в год в 9 классе и 35 ч. – в 8 классе

Ожидаемые результаты

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать)

· основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

· изученные виды исторических источников;

 уметь

· соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

· рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание тем курса -8 класс – 35 часов

 

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи.

Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – ок-раина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воро-неж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные вос-стания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Повседневная жизнь жителей края.

 

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.

Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Повторение 1 ч

Учебно - тематический план 8 класс

№ п/п

 Тема

 часы

1

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

3 ч

2

Тема 2. Воронежский край в древности.

3 ч

3

Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

2 ч

4

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

3 ч

5

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

2 ч

6

Повторительно-обобщающий урок

1 ч

6

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

8 ч

7

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.

5 ч

8

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Во-ронежского края в первой половине XIX века.

6 ч

9

Повторение

1 ч

10

Резерв

1 ч

11

Всего

35 ч

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

1

1

Тест

 

 

1

2

3

Изложение

 

 

 

 

 

Сочинение

 

 

 

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

Диктант

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

Проект

 

 

 

 

 

Реферат, доклад, сообщения

3

3

4

4

14

Научно-исслед. работа

 

 

 

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

Нормы оценки знаний учащихся по историческому краеведению

 Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.

За письменные работы: Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

Календарно- тематическое планирование 8 класс

 

Тип урока

Тема занятия

кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

 Дата про плану/факт.

1

Вводный

Введение в курс исторического краеведения за 8 класс.

-

 

2

Изучение новой темы

История Воронежского края в истории России

 

 

3

Изучение новой темы

Ученые краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

подготовить сообщения

 

4

Комбинированный

Воронежский край в древности

Активизировать знания из курса истории Древнего мира параграф 1 стр.5-9 выпол. задание на стр.10

 

5

Комбинированный

Калачеевский район, географическая справка

экскурсия в Таловский музей

 

6

Изучение новой темы

Калач. Взгляд из далекого прошлого.

Стр.6- 11 Таловая страницы истории мини- сочинение о впечатлениях посещения музея

 

7 8

Изучение новой темы

Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств

параграф 2 Стр. 10-15 историческое краеведение презентация по теме

 

9

Комбинированный

Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы Стр. 17- История Воронежского края

 

10

Комбинированный

Борьба с иноземными вторжениями.

1 ч

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы стр.14 историческое краеведение

 

11

Изучение новой темы

Основание воронежской крепости

 стр.15-20 презентация по теме. Собирать информацию и готовить сообщения

 

12

Комбини рованные

Социально-экономическое развитие Воронежского края в XVII веке.

2 ч

Активизировать знания из курса истории России. глава 4 стр.23-25

 

13

Изучение новой темы

Политическая обстановка в крае в XVII начале XVIII вв.

глава 4 стр.-26-28

 

14

 

 Повторительно- обобщающий урок

 урок-зачет

 

15

Комбинированный

 Начало Государственной деятельности Петра 1

 Активизировать знания из курса истории России периода правления Петра 1 Готовить сообщения

 

16

Комбинированный

Воронеж – колыбель русского флота.

Презентация по теме. Стр. 21-22 собирать информацию готовить сообщения

 

17

Комбинированный

Деятельность «кумпанств».

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о сподвижниках Петра 1

 

18

Комбинированный

 Строители Воронежских кораблей

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о строителях Воронежских кораблей

 

19

Изучение новой темы

Возникновение и развитие местной промышленности.

стр.25-27 выполнение задания стр. 27-28

 

20

Комбинированный

Заселение края в петровскую эпоху.

 

 

21

Изучение новой темы

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.

 презентация по теме

 

22

Комбинированный

Наш край в петровскую эпоху

Осуществлять поиск информации из различных источников для рассмотрения темы

 

23

Изучение новой темы

 Образование Воронежской губернии

параграф 5 стр.28-30 задание на стр.34

 

24

Изучение новой темы

 Деятельность графа А. Орлова на Воронежской земле.

готовить сообщение Экскурсия на Хреновской конезавод

 

25

Комбинированный

Борьба воронежских крестьян против крепостного гнёта

Активизировать знания из курса истории России о восстаниях против крепостного права Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о

 

26

Комбинированный

Воронеж – центр губернии.

Презентация по теме сообщения

 

27

 

Повседневная жизнь жителей края.

Посещение музея им.Пятницкого с.Александровка

 

28

Изучение новой темы

 Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г.

Активизировать знания из курса истории России о событиях 1812 г. Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщений.

 

29

Комбинированный

Участие воронежского дворянства в движении декабристов.

стр.37-38 презентация по теме

 

30

Комбинированный

Социально-экономическое развитие Воронежского края.

параграф 6 стр.35-45 выполнить задание стр 46

 

 31

Изучение новой темы

 Вклад воронежцев в культуру России

 1ч

 презентация по теме

 

32

Изучение новой темы

Выдающиеся земляки.

Сообщения

 

33

Комбинированный

Калачеевский край в первой половине XIX века

1 ч

Экскурсия в Таловский музей

 

34

повторит-обобщ

Итоговый урок по курсу

1 ч

Урок-зачет

 

35

 

Резерв

1 ч

 

 

 

Содержание тем курса -9 класс – 34 часа

Тема 1. Воронежская губерния в первой половине XIX века

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX века.

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.

Основание станции Таловая – первые шаги в историю.

Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.

Тема 3. События начала XX века в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Тема 4. События Февраля и Октября на Воронежской земле

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону.

 

Тема 5. Гражданская война в Воронежском крае

 Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

 Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)

Таловский край в годы гражданской войны.

Тема 6. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.

 Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

Тема 7. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Таловая в годы войны.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).

Тема 8. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы. Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально- бытовое строительство в г. Воронеже и области. Достижения наших земляков в области культуры.

Тема 9. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их реше-ния.

Таловая сегодня.

Учебно- тематический план 9 класс

№ п/п

 Тема

 часы

1

Введение в курс ист. краеведения за 9 класс. История края как часть истории нашей Родины

1

2

Тема 1. Воронежская губерния в первой половине XIX века

4 ч

3

Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX века.

3 ч

4

Тема 3. События начала XX века в истории Воронежского края.

2 ч

5

Тема 4. Военно- политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г

4 ч

6

Повторительно-обобщающий урок

1 ч

7

Тема 5. Гражданская война в Воронежском крае

2 ч

8

Тема 6. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.

2 ч

9

Тема 7. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

6 ч

10

Тема 8. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.

5 ч

11

 Тема 9. Современный этап развития Воронежа и области.

 3 ч

12

Повторение

1 ч

13

Всего

34 ч

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

1

 

1

2

Тест

 

 

2

2

4

Изложение

 

 

 

 

 

Сочинение

 

 

 

 

 

Зачет

 

 

1

1

2

Диктант

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

Проект

 

 

 

 

 

Реферат, доклад, сообщения

4

2

4

4

16

Научно-исслед. работа

 

 

 

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

Нормы оценки знаний учащихся по историческому краеведению

 Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.

 Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

Календарно- тематическое планирование 9 класс

 

Тип урока

Тема занятия

кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата про плану/факт.

1

Вводный

Вводное занятие. Цели и задачи курса краеведения за 9класс. История края как часть истории нашей Родины

-

 

2

Изучение новой темы

Социально-экономическое развитие Воронежского края в первой половине XIX века

Стр. 35-36 историческое краеведение

 

3

Изучение новой темы

Участие воронежцев в войне 1812 года

Стр. 37-39 подготовить сообщения

 

4

Комбинированный

Связь истории Воронежа с историей восстания декабристов

Стр. 40-44 подготовить сообщения

 

5

Комбинированный

Культура Воронежского края в первой половине XIX века.

Стр. 45-47 презентация по теме

 

6

Изучение новой темы

Калач в период и после падения крепостного права.

Стр. 12- 28 Таловая страницы истории

 

7

Изучение новой темы

Воронежская губерния в пореформенный период

Стр. 47-49

 

8

Комбинированный

Социально- экономическое развитие Воронежского края в конце XIX в.

Стр. 50-54,

 

9

Комбинированный

Социально- экономическое развитие Воронежского края в начале XX в.

1 ч

стр.57-60

 

10

Изучение новой темы

Социально- экономическое развитие Калача в начале XX в.

Собирать информацию и готовить сообщения

 

11 12

Комбинированные

 Развитие социал-демократического, революционного движения в Воронежской губернии.

2 ч

 стр 60-64 подготовить сообщения

 

13

Изучение новой темы

 События Октябрьской революции в истории Воронежа.

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы для изучения событий Февральской революции в Воронеже и губернии. Находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников Называть причины событий октября 1917 г. Рассказывать о первых мероприятиях Советской власти. Объяснять суть борьбы политических сил в Советах на местах

 

14

Комбинированный

События Октябрьской революции в истории Калачеевского района.

стр.28-34 Таловский район. Историко- экономический очерк Систематизировать исторический материал о Воронежском крае после гражданской войны. Объяснять причины проведения индустриализации и коллективизации

 

15

 

 Повторительно-обобщающий урок

 Урок- зачет

 

16

Комбинированные

 Воронежский край в годы Гражданской войны.

 Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период гражданской войны.

 

 17

Изучение новой темы

 Калачеевский край в годы гражданской войны

 стр.38-49 Таловский район. Историко- экономический очерк

 

18

Комбинированные

 Социально-экономическое развитие Воронежского края в 20 –30-е гг.

 1ч

стр. 78-86 Историческое краеведение Собирать информацию и готовить сообщения о проведении индустриализации и коллективизации на территории края Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о событиях 1920-1930 гг.

 

19

Комбинированные

 Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Участвовать в обсуждении материалов, рассказывающих о массовых репрессиях. Определять свое отношение к массовым репрессиям на основе анализа документов, отрывков из работ историков, статистических данных

 

20

Комбинированные

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город

Активизировать знания из курса истории России периода Великой Отечественной войны. Рассказывать о формировании добровольческого полка. Характеризовать работу завода им. Коминтерна, Воронежского авиационного завода и др. промышленных предприятий в годы войны

 

21

Комбиниованный

Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско- Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Систематизировать исторический материал о событиях Великой Отечественной войны на территории Воронежской области и города Воронежа. Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.

 

22

Изучение новой темы

Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) о подвигах наших земляков.

 

23

Изучение новой темы

Немецкая оккупация и борьба воронежцев с врагами. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле Практикум по теме «Война в судьбе моей семьи»

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) о подвигах наших земляков.

 

24

Комбинированный

Калач в годы войны

стр.77-89 Таловский район. Историко- экономический очерк Собирать информацию и готовить сообщения о подвигах наших земляков.

 

25

Комбинированный

Восстановление народного хозяйства. Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей

Рассказывать о восстановлении народного хозяйства на территории края.

 

26

Изучение новой темы

 Воронежская область в период «оттепели

Характеризовать социально-экономическую жизнь в крае в период «оттепели».

 

27

 

Воронеж в 70-80-е гг. Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период70-80-х гг. Высказывать суждения о причинах тяжелого положения в деревне. Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии промышленности и сельского хозяйства в 70 -80 гг

 

28

Комбинированный

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии культуры на территории края

 

29

Изучение новой темы

Калач в 50-е – 80е гг.

стр.98-120 Таловский район. Историко- экономический очерк

 

30

 

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Крупные предприятия края. Перспективы развития области.

Объяснять причины социально-экономических перемен последнего десятилетия XX в. Характеризовать работу промышленных предприятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области.

 

31

Изучение новой темы

 Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность

Объяснять систему управления областью и принцип работы органов местного самоуправления. Раскрывать сущность взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации

 

32

Комбинированный

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь

Рассказывать о наиболее значительных событиях в области культуры Воронежа и Воронежской области Заочная экскурсия

 

33

Изучение новой темы

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни края на современном этапе. Сравнивать состояние общества в 90-е гг. и в начале XXI в. Рассказывать о том, как изменилась жизнь в твоем городе, поселке, селе. Обозначать основные проблемы и трудности края на современном этапе. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы

 

 34

повторит-обобщающий

. Итоговое повторение

 1ч

 Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края Урок-зачет

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

2. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

3. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

4. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971

5. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982

6. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

7. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.