Рабочие программы по литературе

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

гуманитарного цикла от 28.09.2014г

протокол № 1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.09.2014г

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. №62

 Директор школы ___________

 Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

7 класс

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 

Согласована

 с заместителем директора по УВР

 Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературе для 7класса к учебнику Т.Ф.Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Изучение литературы как искусство слова в 7 классе предполагает систематическое чтение художественных произведений, также путей изучения конкретной темы.

Изучение литературы как искусства слова в 7 классе предполагает систематическое чтение художественных произведений ,при этом особое внимание при анализе текстов уделяется сюжету. Основные базовые понятия (сюжет, герой, жанр. автор) уже в 5 классе представляют в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет.

Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике, поэтому литература 20 века занимает в программе примерно столько же места, сколько литература всех предшествующих эпох. Последовательность расположение материала позволяет ученикам увидеть связь времен и связь литератур разных народов. Освоение теоретических понятий способствует более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

Содержание программы

Основные роды искусств: эпос, лирика, драма.

Фольклор.

Фольклор и его жанры. Былина «Садко». Сатирическая драма «Барин».

Литература 19 века.

Популярные жанры литературы. В. А. Жуковский «Рыбак», «Перчатка». Истоки жанра баллады. Д. Г. Байрон. А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров. Незавершённый роман «Дубровский». М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Н. В. Гоголь «Ревизор». Сила обличения социального зло в комедии. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки поэта. Н. С. Лесков «Левша» Пафос творческого труда в произведении. А. Чехов. Искусство изображения природы. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки».

Литература 20 века.

Жанры эпоса, лирики и драмы. Лирика начала 20 века. М. Горький Легенда о Данко. В. Маяковский. Проблема творчества в лиро-эпическом произведении. А. Твардовский. Великая Отечественная война в художественной литературе. М. Шолохов «Они сражались за Родину» В. Распутин «Уроки французского». Поэзия 2-й половины 20 века.

Учебно-тематический план

 

Наименование тем и разделов

Кол. часов

1

Основные роды искусства: эпос, лирика, драма.

1

2

Фольклор.

4

3

Литература 19 века.

36

4

Литература 20 века

29

 

Итого:

70

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата план

Дата факт

1.

Основные роды искусства: эпос, лирика, драма.

1

Урок изучения нового материала.

Учебные таблицы.

Понятие о синкретическом искусстве.

Значение изучения литературы.

1, 2

 

 

Фольклор (4 час.)

2.

Фольклор и его жанры.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Различные жанры народной драматургии.

Основные жанры фольклора.

1, 2

 

 

3.

Былина «Садко».

1

Урок изучение нового материала.

Видеоматериалы.

Постоянное обновление жанров.

Былины о героях

1, 2

 

 

4.

Былина «Садко». Тема вольности.

1

Урок-беседа.

Видеоматериалы.

Сюжет, герои, события.

Бытовые былины.

1,2

 

 

5.

Сатирическая драма «Барин».

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы, сюжетные рисунки.

Элементы игры в народных пьесах.

Жанр драмы.

1, 2

 

 

Литература 19 века (36 час.)

6.

Популярные жанры литературы 20 века.

1

Урок-беседа.

Сюжетные рисунки.

Самые популярные жанры литературы 19 века.

Пафос в произведениях.

1, 2

 

 

7.

Из истории басни (Эзоп, Лафонтен, Крылов).

1

Комбинированный урок.

Учебные таблицы.

Повторение и обобщение изученного о баснях.

Ранее изученные басни.

1, 2

 

 

8.

В.А.Жуковский «Рыбак», «Перчатка».

1

Урок изучения нового материала.

Сюжетные рисунки.

Тематика и герои баллад Жуковского.

Жизнь и творчество поэта.

1, 2, 3

 

 

9.

Истоки жанра баллады

1

Урок-практикум.

Учебные таблицы.

Фольклорная основа баллады.

Жанр баллады.

1, 2

 

 

10.

Д.Г.Байрон «Хочу я быть ребёнком вольным…»

1

Урок изучения нового материала.

 

Представление об особенностях художественного перевода.

Зарубежная литература.

1, 2

 

 

11.

А.С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров поэта.

1

Урок изучения нового материала, беседа.

Учебные таблицы.

Богатство тематики и разнообразие жанров.

Жизнь и творчество поэта.

1, 2, 3

 

 

12.

Лирика Пушкина: «Элегия», «Стансы», «Друзьям».

1

Урок изучения нового материала.

Учебные таблицы.

Жанры лирики поэта.

Лирические произведения.

1, 2, 3

 

 

13.

Жанры прозы А.С.Пушкина «Повести Белкина».

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Своеобразие пушкинской прозы.

Стихи разных лет.

1, 2, 3

 

 

14.

Повесть «Барышня-крестьянка» Лиза. Лёгкий водевильный сюжет.

1

Урок изучения нового материала.

Сюжетные рисунки.

Композиция повести.

Сказки Пушкина.

1, 2, 3

 

 

15.

Автор и его решение вопросов композиции повести.

1

Урок-практикум.

 

Изобразительно-выразительные средства.

Анализ прозаического произведения

1, 2. 3

 

 

16.

Рассказ или повесть?

1

Урок изучения нового материала.

 

Жанровое разнообразие произведений Пушкина.

Жанры прозы.

1, 2, 3

 

 

17.

Незавершенный роман «Дубровский».

1

Урок- беседа.

Учебные таблицы.

История создания. Жанровое своеобразие.

Жанр романа.

1, 2, 3

 

 

18.

Сюжетные особенности романа.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Композиция и герои произведений.

Понятие сюжета.

1, 2, 3

 

 

19.

Вл. Дубровский и Маша.

1

Урок-практикум.

Сюжетные рисунки.

Мотивировка поступков героев.

Роль поступков героев.

1, 2, 3

 

 

20.

Окружение и судьба главных героев.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Способы изображения чувств героев.

Понятие о композиции.

1, 2, 3

 

 

21.

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон..»

1

Урок изучения нового материала.

Учебные таблицы.

Особенности стихотворений поэта.

Жизнь и творчество поэта.

1, 2, 3

 

 

22.

Поэма «Мцыри». Герой и его исповедь.

1

Урок изучения нового материала.

Учебные таблицы.

Жанр поэмы в творчестве Лермонтова.

Исторические произведения.

1, 2, 3

 

 

23.

Особенности романтического пейзажа.

1

Урок-практикум.

Учебные таблицы.

Словарь рифм поэта.

Роль пейзажа в произведении.

1, 2, 3

 

 

24.

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания

1

Урок изучен6ия нового материала.

Учебные таблицы.

История создания и постановки пьесы.

Комедийный жанр.

1, 2, 3

 

 

25.

Россия в комедии и героях комедии.

1

Урок-беседа.

Сюжетные рисунки.

Цель автора – высмеять всё дурное в России.

Изображение России писателями.

1, 2, 3

 

 

26.

Сила обличения социального зла в комедии.

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Список действующих лиц. «Говорящие» фамилии.

Роль отрицательных героев.

1, 2, 3

 

 

27.

Городничий, чиновники и Хлестаков.

1

Урок-практикум.

Видеоматериалы.

Разоблачение пороков чиновничества.

Социальное положение.

1, 2, 3

 

 

28.

Женские образы.

1

Урок-практикум.

Видеоматериалы.

Женские образы в комедии.

Понятие о гротеске.

1, 2, 3

 

 

29.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе («Русский язык», «Собака», «Дурак»).

1

Урок изучения новых знаний.

Учебные таблицы.

История создания сборника.

Стихотворения в прозе.

1, 2, 3

 

 

30.

Н.А.Некрасов «Размышление у подъезда».

1

Урок изучения новых знаний.

Учебные таблицы.

Сюжет, композиция и герои произведения

Жизнь и творчество поэта.

1, 2, 3

 

 

31.

Гражданская лирика поэта.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Судьба народа в лирических и лиро-эпических произведениях.

Приёмы устного народного творчества.

1, 2, 3

 

 

32.

М.Е.Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик..» Сатирические сказки поэтов.

1

Урок изучения новых знаний.

Учебные таблицы.

Сюжеты сказок Салтыкова-Щедрина.

Жанр сказки.

1, 2, 3

 

 

33.

Герои сказок Салтыкова- Щедрина.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Герои сказок, их поступки.

Приёмы устного народного творчества.

1, 2, 3

 

 

34.

Н.С. Лесков «Левша». Жанр сказа.

1

Урок изучения новых знаний.

Учебные таблицы.

Вымышленные персонажи и исторические лица.

Жанровое своеобразие.

1, 2, 3

 

 

35.

Пафос - творческого труда в произведении.

1

Урок-беседа.

 

Гордость писателя за народ.

Роль труда в произведениях русских писателей.

1, 2

 

 

36.

М. Твен «Как я редактировал с/х газету».

1

Урок изучения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Америка в зеркале сатиры.

Ранее изученные произведения писателя.

1, 2

 

 

37.

А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга».

1

Урок изучения новых знаний.

Учебные таблицы.

Смысл названий. Особенности жанра юморески.

Ранее изученные приведения Чехова.

1, 2, 3

 

 

38.

Юмористические рассказы молодого Чехова.

1

Урок-беседа.

Видеоматериалы.

Точность, лаконичность, образность языка.

Жанр сатиры.

1, 2, 3

 

 

39.

Искусство портрета в творчестве писателей 19 века.

1

Урок-практикум.

Учебные таблицы.

Развитие понятия о портрете в художественном произведении.

Портретное описание.

1, 2

 

 

40.

Искусство изображения природы.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Сопоставление изображения природы писателями и произведений живописи.

Приёмы изображения природы.

1, 2

 

 

41.

А. Конан-Дойл «Пляшущие человечки».

1

Урок изучения новых знаний.

Видеоматериалы.

Особенности произведений детективного жанра.

Жанр детектива.

1, 2

 

 

Литература 20 века (29 час.)

42.

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях литературы 20 века.

1

Урок-беседа.

 

Новые жанры в искусстве 20 века.

Устное народное творчество.

1, 2

 

 

43.

Лирика начала 20 века. В. Брюсов Бальмонт.

1

Комбинированный урок.

Учебные таблицы.

Обучение анализу лирического текста.

Любимые стихи.

1, 2, 3

 

 

 44

Из истории сонета.

1

Урок изучения новых знаний.

 

Понятие о сонете.

 

1, 2

 

 

45

М.Горький «Легенда о Данко».

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

«Старуха Изергиль» - самый популярный из ранних рассказов Горького.

Жанр рассказа.

1, 2, 3

 

 

46.

Подвиг во имя людей.

1

Урок-беседа.

Видеоматериалы.

Утверждение подвига во имя людей.

Героические рассказы.

1, 2, 3

 

 

47.

Сказка «Старый год» и ее герои.

1

Урок изучения новых знаний.

 

Фольклорные традиции в произведении.

 

1, 2, 3

 

 

48.

В.Маяковский «Необыкновенное приключение…»

1

Урок изучения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Проблема творчества в лиро-эпическом произведении.

Поэзия Маяковского.

1, 2, 3

 

 

49.

Проблема творчества в лиро-эпическом произведении.

1

Комбинированный урок.

 

Новое оформление старых жанров.

Поэзия Маяковского для детей.

1, 2

 

 

50.

М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием».

1

Урок-беседа.

 

Связь реального события и сюжета.

 

1, 2

 

 

51.

Паустовский «Рождение рассказа».

 

 

 

 

 

 

 

 

52.

Особенности эпических произведений.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Место эпических жанров в творчестве писателей.

Жанр эпоса.

1, 2

 

 

53.

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади».

1

Урок изучения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Понятие о деревенской прозе.

Произведения о деревне.

1, 2

 

 

54.

А.Твардовский «Как после мартовских метелей…»

1

Урок изучения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Богатство тематики произведений поэта.

Произведения о природе.

1, 2

 

 

55.

А.Вампилов «Несравненный Наконечников»

1

Урок изучения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Понятие о водевиле.

Комедийный жанр.

1, 2

 

 

56.

ВОВ в художественной литературе.

1

Урок изучения нового материала.

Видеоматериалы.

Великая Отечественная война в литературе.

Произведения о войне.

1, 2

 

 

57.

М.А.Шолохов «Они сражались за родину».

1

Урок изучения нового материала.

Видеоматериалы.

Слово о М. А. Шолохове.

Произведения о войне.

1, 2

 

 

58.

Битва за Родину в пер вые месяцы войны.

1

Урок – беседа.

Видеоматериалы.

Трагические события отступления армии.

 

1, 2

 

 

59.

Стойкость и героизм современных солдат.

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Описание событий войны по их живым следам.

 

1, 2

 

 

60.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

1

Урок изучения нового материала.

Видеоматериалы.

Развитие понятия об автобиографическом произведении.

Война и дети.

1, 2

 

 

61.

Трудные годы страны на ст. рассказа

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Отражение трудностей военного времени на страницах рассказа.

Война и дети.

1, 2

 

 

62.

Гуманизм рассказа

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Художественные приёмы создания образов.

Произведения о войне.

1, 2

 

 

63.

Р. Шекли «Запах мысли».

1

Урок изучения нового материала.

Сюжетные рисунки.

Понятие о научно-фантастической литературе.

Жанр научной фантастики.

1, 2

 

 

64.

Эссе «Радость жизни» К.Паустовского

1

Урок изучения нового материала.

 

Поэтическая проза писателя.

Жанр эссе.

1, 2

 

 

65.

Пародия

1

Урок-практикум.

Видеоматериалы.

Рождение жанра, его популярность.

 

1, 2

 

 

66.

Проблемы жанра в практике ученых.

1

Урок изучения нового материала.

 

Поиски слова, связь писателя и читателя.

 

1, 2

 

 

67

Внеклассное чтение. Поэзия второй половины 20 века.

1

Урок-практикум.

Сюжетные рисунки.

Особенности поэзии 20 века.

 

 

 

 

68.

Рекомендация по самостоятельному чтению во время летних каникул

1

Урок-практикум.

Книжная выставка.

Роль чтения в жизни человека.

 

 

 

 

69

Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге.

1

Урок-беседа.

Книжная выставка.

Авторы, сюжеты и герои произведений.

 

 

 

 

70

Урок обобщения по курсу 7 класса.

1

Урок-беседа.

 

Роль современной литературы.

 

 

 

 

 

Литература

1.                  Учебник «Литература 7 класс», Т.Ф.Курдюмова

2.                  Поурочные разработки по литературе 7 класс , И.В.Золотарева

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

гуманитарного цикла от 28.09.2014г

протокол № 1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.09.2014г

протокол № 1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. №62

Директор школы ___________

Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

9 класс

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

 

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Т.Ф.Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы является использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

В 9 классе ученики знакомятся с курсом на историко - литературной основе. Структура курса дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы. Среди них – сведения о литературе античности, средневековья, эпохи Возрождения, об основных направлениях литературе: классицизме, сентиментализме, романтизме, разнообразных формах реализма, знакомство с русской профессиональной литературной лирикой. В центре внимания- важнейшие произведения А.С.Пушкина(«Евгений Онегин»), М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»), Н.В.Гоголя («Мертвые души»). Обращение к русской классике, современной литературе дает возможность расширить круг чтения и будет способствовать более глубокому восприятию каждого художественного текста.

Содержание программы

Роль литературы в духовной жизни России. Древнерусская литература.

Древнерусская литература.

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности высокопатриотического произведения.

Литература 18 века.

М. В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». «Золотой век» русской поэзии. Романтизм. Общее понятие. В. А. Жуковский «Светлана».

Литература 19 века.

А. С. Грибоедов. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».История создания. Особенности композиции. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». «Герой нашего времени.» Композиция романа. Сюжет и герои повести «Тамань». Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Роль лирических отступлений. Ф. И. Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Н. А. Некрасов. Жизнь поэта. Народность. И. С. Тургенев. «Первая любовь». Сюжет повести и её герои. Л. Н. Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. А. П. Чехов. «Человек в футляре». Ранние юмористические рассказы молодого Чехова.

Русская литература 20 века.

И. А. Бунин. М. Горький. Серебряный век русской поэзии. А. Блок. Образ прекрасной дамы как воплощение вечной женственности. С. Есенин. Слово о Есенине и о его судьбе. Тема Родины в лирике поэта. В. Маяковский. Поэт-публицист, поэт-новатор. А. Ахматова. Стихи о любви. Тема родной земли. М. Шолохов. Судьба человека в годы ВОВ. Гуманизм рассказа. А. Твардовский. Военная тема в лирике поэта. Поэма «Василий Тёркин». А. Солженицын. «Как жаль».

Учебно-тематический план

 

Наименование тем и разделов

Кол. часов

Развитие речи

1

Древнерусская литература

2

 

2

Литература 18 века

8

 

3

Литература 19 века

62

9

4

Литература 20 века

33

1

 

Итого:

105

10

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение.

Литература

план

факт

1

Роль литературы в духовной жизни России. Древнерусская литература.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Древнерусская литература, её роль в становлении русской культуры.

Устное народное творчество, его жанры.

1,2,3

 

 

Древнерусская литература (2 час.)

2

«Слово о полку Игореве» Высокопатриотическое произведение.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Патриотизм народа в устном народном творчестве.

Жанры устного народного творчества. Былины.

1,2,3

 

 

3

Художественные особенности «Слова…»

1

Урок-беседа

Учебные таблицы

Особенности композиции.

Устное народное творчество.

1,2,3

 

 

Литература 18 века (8 час.)

4

М.В. Ломоносов «Ода на восшест…»

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Ломоносов как всесторонне развитая личность.

 

1,2,3

 

 

5

Г.Р. Державин «Властителям и судьям», «Фелица».

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Г. Р. Державин – тернистый путь к славе.

Жанр оды.

1,2,3

 

 

6

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Фонвизин как родоначальник русской комедии.

«Низкие» жанры в русской литературе.

1,2,3

 

 

7

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1

Урок-практикум.

Учебные таблицы

Сатира как жанр литературы.

 

1,2,3

 

 

8

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Особенности русского сентиментализма.

Средства художественной выразительности.

1,2,3

 

 

9

Золотой век русской поэзии

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, портреты русских поэтов.

Возникновение реализма, его однородность.

Произведения 19 в., прочитанные в рамках внеклассного чтения.

1,2,3

 

 

10

Романтизм. Общее понятие.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Лучшее в русском романтизма.

Баллады Жуковского.

1,2,3

 

 

11

В.А. Жуковский «Светлана»

1

Урок усвоения новых знаний.

Репродукции с картин русских художников.

«Жуковский – певец Светланы».

Баллада как основной жанр романтизма.

1,2,3

 

 

Литература 19 века (61час)

12

А. С. Грибоедов. Краткая биография. История создания комедии.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, портрет Грибоедова, оттиски с гравюр по теме.

«Горе от ума» - гениальная русская драма». (А. Блок).

Произведения А.С. Пушкина.

1,2,3

 

 

13

Сатирическое изображение жизни московского дворянства

1

Урок развития речи.

Учебные таблицы.

Смысл названия комедии. Столкновение ума и глупости или столкновение разных видов ума.

Изображение жизни дворянства в произведениях 18 века.

1,2,3

 

 

14

Система образов.

1

Урок развития речи.

Учебные таблицы, зарисовки русских художников.

Система образов в комедии «Горе от ума».

 

1,2,3

 

 

15

Новаторство Грибоедова как драматурга

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Различные взгляды на комедию современников.

 

1,2,3

 

 

16

Сочинение по комедии «Горе от ума»

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

17

Написание сочинения по комедии « Горе от ума».

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

18

Творческий путь А.С. Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты А.С. Пушкина в различные моменты жизни.

А. С. Пушкин – основоположник русского реализма. Уникальность Пушкина как человека и как поэта.

Ранее изученные произведения Пушкина.

1,2,3

 

 

19

Годы ссылки Болдинская осень 1830

1

Урок усвоения новых знаний.

Художественное оформление: репродукции с картин, портреты, рисунки.

Болдинская осень – самый плодотворный период в творчестве Пушкина.

Стихотворения разных лет.

1,2,3

 

 

20

Стихотворения Пушкина разных лет

1

Урок –практикум.

 

 

 

1,2,3

 

 

21

Любовная лирика Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Оттенки настроений лирического героя. Роль приёма непосредственного обращения к автору.

Стихотворения Пушкина разных лет.

1,2,3

 

 

22

Философские рассуждения о жизни

 1

Урок развития речи.

 

Настроение автора и способы его выражения. Понимание смысла человеческого существования.

Стихотворения Пушкина разных лет.

1,2,3

 

 

23

Дружба в лирике Пушкина

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

 

 

1,2,3

 

 

24

Тема поэта и поэзии («Я памятник воздвиг…» «Поэт»)

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

 

 

1,2,3

 

 

25

« Евгений Онегин». История создания романа.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Роман «Евгений Онегин» - произведение о своём времени.

 

1,2,3

 

 

26

Особенности композиции романа.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

 

 

1,2,3

 

 

27

Сюжет романа «Евгений Онегин».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Роль автора в сюжете романа.

Произведения писателей 19 века.

1,2,3

 

 

28

1 и2 главы. Жизнь столицы и мир деревни.

1

Урок развития речи.

 Учебные таблицы, сообщения по теме.

Контраст между столичной жизнью и жизнью поместного дворянства.

 

1,2,3

 

 

29

Онегин и Татьяна.

1

Урок развития речи.

Рисунки автора.

Непохожесть Татьяны на женщин из круга Онегина.

 

1,2,3

 

 

30

Онегин и Ленский.

1

Урок развития речи.

Рисунки автора.

Сравнительная характеристика героев.

 

1,2,3

 

 

31

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

32

Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

33

Краткая биография Лермонтова. Трагическая судьба.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты поэта, его родителей, бабушки.

Внутренняя сложность Лермонтова, его скептицизм.

Ранее изученные произведения Лермонтова.

1,2,3

 

 

34

Светлые и грустные воспоминания детства. («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына…»).

1

Урок-практикум. Создание презентаций по теме.

Интерактивные средства обучения.

Влияние жизненных неурядиц на дальнейшее творчество Лермонтова.

 

1,2,3

 

 

35

Поиск своего места в поэзии. («Поэт», «Нет, я не Байрон…»).

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Раздумья молодого Лермонтова над сущностью творчества.

Романтизм как литературное течение.

1,2,3

 

 

36

Любовная лирика Лермонтова.

1

Урок-практикум (чтение наизусть стихов о любви).

Репродукции с картин по теме.

Особенности любовной лирики Лермонтова.

Любовная лирика А. С. Пушкина.

1,2,3

 

 

37

«Три пальмы» как баллада.

 

Урок усвоения новых знаний.

 

«На Руси появилось новое могучее дарование – Лермонтов».

Жанр баллады. Баллады Жуковского.

1,2,3

 

 

38

«На севере диком стоит одиноко…». Тема одиночества в творчестве Лермонтова.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Мысли и настроения лирического героя.

 

1,2,3

 

 

39

«Герой нашего времени». Композиция романа. Повесть «Бэла».

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Сюжет и композиция романа.

Романтизм как литературный жанр.

1,2,3

 

 

40

«Максим Максимыч» - раскрытие характера Печорина.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

Раскрытие характера Печорина через его взаимоотношения с Максимом Максимычем.

 

1,2,3

 

 

41

«Княжна Мэри» - «водяное общество».

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

Раскрытие характера Печорина через его отношения с женщинами.

 

1,2,3

 

 

42

«Тамань» - романтическое начало в повести.

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Социально-психологические проблемы в повести «Тамань».

 

1,2,3

 

 

43

«Фаталист» - художественное совершенство.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

 

 

1,2,3

 

 

44

Сочинение по творчеству М.Ю Лермонтова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

45

Обзор жизни и творчества Гоголя.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты писателя, оформление его произведений.

Художественное чутьё и яркий талант писателя. Гоголь – «глава литературы».

Ранее изученные произведения Гоголя.

1,2,3

 

 

46

Сатирические произведения Гоголя (повторение).

1

Повторительно-обобщающий урок.

Сюжетные рисунки, видеоматериалы.

Гоголь как великий комик. Успех сатирических произведений.

Сатирические жанры в литературе.

1,2,3

 

 

47

Элементы сказок в творчестве Гоголя.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Сюжетные рисунки, видеоматериалы.

 

Жанр устного народного творчества.

1,2,3

 

 

48

«Мёртвые души». Замысел и композиция поэмы.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

«Мёртвые души» - творение чисто русское, национальное, глубокое по мысли».

 

1,2,3

 

 

49

Первые главы поэмы.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, видеоматериалы.

 

 

1,2,3

 

 

50

Город № и его чиновники.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме. Видеоматериалы.

Жизнь уездного дворянства. Особенности дворянского уклада.

Комедия «Ревизор». Образ жизни провинциальных чиновников.

1,2,3

 

 

51

Чичиков и Манилов.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

 

 

1,2,3

 

 

52

Плюшкин и Коробочка.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

Обнажение пороков крепостничества через образы помещиков.

 

1,2,3

 

 

53

Приёмы создания образов.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Мастерства Гоголя-рассказчика.

 

1,2,3

 

 

54

Сатирический взгляд на события и героев.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

 

Сатира как литературный жанр.

1,2,3

 

 

55

Сочинение по творчеству Гоголя.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

56

Написание сочинения по творчеству Н. В. Гоголя.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

57

Тургенев. Краткая биография писателя. Обзор творчества.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты писателя.

Тургенев – певец русского классического языка.

Жанр стихов в прозе.

1,2,3

 

 

58

«Первая любовь – любимая повесть Тургенева.

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки, интернетресурсы.

Композиция рассказа как средство заинтересованности читателя.

 

1,2,3

 

 

59

Нравственная проблематика повести.

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Тургенев – мастер пейзажа.

 

1,2,3

 

 

60

Поэзия 2-й половины 19 века.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты русских поэтов.

Основные мотивы лирики русских поэтов.

Лирический жанр в литературе.

2,3

 

 

61

Ф. И. Тютчев.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портрет поэта.

Творческая воля поэта в сжатых лирических произведениях.

 

1,2,3

 

 

62

Н. А. Некрасов. Краткий обзор жизни и творчества поэта. Своеобразие его поэзии. «Родина», «Тройка».

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты поэта.

«Некрасов - лучшая, единственная, прекрасная надежда русской литературы». (В. Г. Белинский).

 

3,2

 

 

63

Гражданские мотивы в лирике Некрасова.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Тема гражданственности в творчестве поэта.

 

1,2,3

 

 

64

Сочинение по творчеству Некрасова.

1

Урок развития речи

 

 

 

 

 

 

65

Написание сочинения по творчеству Н. А. Некрасова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

66

А. А. Фет.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты поэта.

Основные мотивы лирики.

Лирический жанр.

1,3

 

 

67

Л. Н. Толстой. Творческий путь великого писателя.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты писателя, Интернет -ресурсы.

Главное в отношении к себе и окружающим его людям.

Ранее изученные произведения Толстого.

1,2,3

 

 

68

Автобиографическая трилогия. Её герой.

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

Характер и взгляды героя.

Стиль речи – повествование.

1,2,3

 

 

69

 

Николенька Иртеньев среди других героев (Домашнее сочинение).

1

Урок развития речи.

Портреты Толстого разных лет. Интернет-ресурсы.

Отношение автора к герою.

 

1,2,3

 

 

70

А. П. Чехов. Обзор жизни и творчества.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты писателя разных лет, Интернет-ресурсы.

«Жизнь даётся человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво» (А. П. Чехов).

Ранее изученные произведения Чехова.

1,2

 

 

71

«Человек в футляре».

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки.

«Футлярность жизни» как закономерное российское явление.

Повествование с элементом описания.

1,2,3

 

 

 Литература 20 века (30 часов)

72

И. А. Бунин. Обзор жизни и творчества.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотографии писателя.

Бунин – классик рубежа двух столетий.

Описание.

1,2,3

 

 

73

«Жизнь Арсеньева».

1

Урок усвоения новых знаний.

Интернет-ресурсы.

«Жизнь Арсеньева» как автобиографическое произведение.

Описание.

1,2,3

 

 

74

Судьба М. Горького. Его ранние произведения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты писателя, фотографии разных лет.

Горький – человек из народа.

Ранее изученные произведения Горького.

1,2,3

 

 

75

«Мои университеты».

1

Урок усвоения новых знаний.

Сюжетные рисунки, Интернет-ресурсы.

Автобиографическая направленность повести.

 

1,3

 

 

76

А. А. Блок. Ст. «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре».

1

Урок усвоения новых знаний.

Портрет поэта, прижизненные фото.

Основные мотивы творчества. Особенности лирики, философская направленность.

 

1,2,3

 

 

77

Своеобразие поэзии Блока.

1

Комбинированный урок.

Учебные таблицы.

Своеобразие поэзии.

 

1,2,3

 

 

78

С. Есенин. Стихи.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотографии поэта разных лет.

Напевность есенинского стиха, основные мотивы творчества.

Лирический жанр.

1,2,3

 

 

79

Любовь к родине в творчестве Есенина.

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

Родина – основной мотив в лирике Есенина.

 

2,3

 

 

80

В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся».

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотографии поэта разных лет.

Маяковский – поэт-трибун, сатирик, революционер.

Ранее изученные произведения Маяковского.

1,2,3

 

 

81

Анна Ахматова «Сероглазый король».

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотографии поэтессы разных лет.

Своеобразие творчества.

 

1,2,3

 

 

82

М. А. Шолохов. Судьба человека в годы ВОВ.

 

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотографии Шолохова разных лет, видеоматериалы.

Шолохов – народный писатель, певец русского характера.

Ранее изученные произведения Шолохова.

1,3

 

83

Психологическая точность и доброжелательность в рассказе «Судьба человека».

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Андрей Соколов – настоящий русский характер.

 

1,2,3

 

 

84

Андрей Соколов и Ванюшка – проблема разрушенных семей в годы ВОВ.

1

Урок развития речи.

Сообщения по теме.

 

 

1,2,3

 

 

85

Образ простого русского человека в рассказе.

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Народ – герой русской литературы.

Произведения о войне.

1,2,3

 

 

86

Сочинение по рассказу «Судьба человека».

1

Урок развития речи.

 

 

 

 

 

 

87

А. Т. Твардовский.

 

 

 

 

 

1,2,3

 

 

88

Военная тема в лирике Твардовского.

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

«Книга про бойца» - одно из самых популярных произведений на фронте.

Произведения о ВОВ.

2,1

 

 

89

Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фото- и видеоматериалы.

Василий Тёркин – боец большой войны.

 

1,2,3

 

 

90

Утраты и обретения в поэме. (Гл. «Два солдата», «Дед и баба»).

1

Урок усвоения новых знаний.

 

 

 

1,2,3

 

 

91

Философские раздумья автора в поэме. Глава «О себе».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

 

Философская лирика русских поэтов.

1,2,3

 

 

92

Личность Шукшина и его многогранная деятельность.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фото- и видеоматериалы.

Обострённое чувство правды в произведениях Шукшина.

 

1,2,3

 

 

93

Образы «чудиков» в рассказах Шукшина.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фото- и видеоматериалы.

Тяга к духовному в рассказах Шукшина.

 

1,2,3

 

 

94

«Ванька Тепляшин» - конфликт героя с бездушием.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Народная радость и боль в произведениях Шукшина.

 

1,2,3

 

 

95

В. Астафьев «Царь-рыба».

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотоматериалы.

Одно из глубоких произведений прозы 70-х годов.

 

1,2,3

 

 

96

Нравственные проблемы в произведении.

1

Комбинированный урок.

Видеоматериалы.

Нравственные проблемы прозы Астафьева.

 

1,2,3

 

 

97

А. Вампилов «Старший сын».

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Особый мир Вампилова-драматурга.

 

1,2,3

 

 

98

Необычность содержания и сюжета.

1

Комбинированный урок.

Учебные таблицы.

Особый мир драматурга.

Ранее изученные произведения Вампилова.

1.3

 

 

99

Роль литературы в жизни общества.

1

Комбинированный урок

 

Роль литературы.

 

1,2,3

 

 

100

Рекомендации для внеклассного чтения.

1

Комбинированный урок

 

 

 

1,2,3

 

 

101

Итоговое обобщение по курсу

1

Комбинированный урок

 

 

 

 

 

 

102

Итоговое повторение по курсу.

1

Урок-беседа