Рабочие программы по ОБЖ

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

 

Преподавание ОБЖ ведётся в 5-7, 9 классах по 0,5 часа в неделю (17 часов в год), а в 8классе 1 час в неделю (35 часов в год). В старших классах Программа рассчитана на 103 учебных часа, в том числе 35-часовые сборы в 10-х классах. Таким образом, на занятия в учебное время отводится 34 часа в 10-х и 34 часов в 11-х классах.

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537), Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), федеральными законами в области безопасности жизнедеятельности и постановлений правительства Российской Федерации о подготовке и организации обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При разработке программы учтены требования к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

 

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов в каждом модуле по два раздела).

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

· последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

· повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

· эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

· обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;

 

Требования к уровню подготовки учащихся 5-8 классов

 

В результате изучения основ жизнедеятельности в 5-8 классов должен знать:

         потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера наиболее часто возникающие в повседневной жизни , их возможные последствия и правила личной безопасности;

         основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

         законодательную и нормативно-правовую базу РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

         наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

         основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

         правила поведения при угрозе террористического акта;

         государственную политику противодействуя наркотизму;

         основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

         предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

         принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

         действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

         пользоваться средствами личной и коллективной защиты;

         оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

         активного отдыха в природных условиях;

         оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

         соблюдения норм здорового образа жизни.

Критерии и нормы оценки

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смыслаответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких

погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

•полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

•изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

•правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

•показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

•продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,

сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

•отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

•допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

•допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных

вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

•неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

•не раскрыто основное содержание учебного материала;

•обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

•допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

•ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

•не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

•отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

5 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Преподавание ОБЖ ведётся в 5 классе по 0,5 часа в неделю (17 часов в год),

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Тематическое планирование по ОБЖ 5 класс

 

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Р-I

Основы комплексной безопасности

 

 

Человек, среда его обитания, безопасность человека

2

 

Опасные ситуации техногенного характера

3

 

Опасные ситуации природного характера

1

 

Опасные ситуации социального характера

2

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

Р-III

Основы здорового образа жизни

2

 

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

2

 

Факторы, разрушающие здоровье

1

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

 

Первая медицинская помощь и правила её оказания

4

 

Всего часов

17

 

Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Человек, среда его обитания, безопасность человека

Получить представление об основных признаках города. Научить предвидеть и объяснять причины опасностей. Знать службы помогающие людям справляться с опасными и чрезвычайными ситуациями

Опасные ситуации техногенного характера

Знать дорожные знаки и правила дорожного движения Знать правила пожарной безопасности.

Опасные ситуации природного характера

Знать причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде. Погодные условия и безопасность человека

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации. Понятия «жертва» и «нежертва». Знать: правила безопасного поведения на улице

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Знать главные правила безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Знать главные правила безопасности.

Основы здорового образа жизни

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни. Гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте Рациональное питание Гигиена питания

Факторы, разрушающие здоровье

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь и правила её оказания

Первая медицинская помощь. Первой медицинской помощи при ушибах. Первая медицинская помощь при отравлениях

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

5 КЛАСС

В процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ учитель ставит перед собой цели, которые стремится достичь при ведении урока. Так же от учащихся требуется определенный уровень знаний, умений, навыков.

ЦЕЛИ:

1.              Познакомить учащихся с опасностями, которые могут произойти с человеком в жилище, транспорте, на дороге.

2.              Учить безопасному поведению в доме, общественных местах, правильным действиям при возникновении ЧС.

3.              Воспитывать ответственность за свои поступки, личное имущество, заботу о своем здоровье, способность прийти на помощь.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

1.                  Учащиеся должны знать о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.

2.                  Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, стараться избегать ее.

3.                  Учащиеся должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС.

 

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 класс (17 часов)

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

 

Раздел – 1 Основы комплексной безопасности

 

 

 

 

Человек, среда его обитания, безопасность человека – 2 часа

 

 

 

1

Город как среда обитания.

1

Изучение нового материала. Лекция

Получить представление об основных признаках города. Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.

 

 

 

 

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

 Комбинированный

Знать службы помогающие людям справляться с опасными и чрезвычайными ситуациями

Особенности природных условий в городе.

 

 

 

 

Опасные ситуации техногенного характера – 3 часа

 

 

 

3

Безопасность участников дорожного движения.

1

Комбинированный

Безопасность пешехода, пассажира, велосипедиста

Правила дорожного движения

 

 

 

4

Требование безопасности при катании на роликах, скейтбордах.

1

Комбинированный

Знать дорожные знаки и правила дорожного движения

 

 

 

 

5

Пожарная безопасность.

1

Комбинированный

Знать правила пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности

 

 

 

 

Опасные ситуации природного характера – 1 час

 

 

 

6

Погодные условия и безопасность человека Безопасность на водоёмах

1

Комбинированный

Знать причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.

Правила поведения у водоёмов.

 

 

 

 

Опасные ситуации социального характера – 2 часа

 

 

 

7

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

1

Комбинированный

Понятия «жертва» и «нежертва».

ППБ, ПДД

 

 

 

8

Обеспечение личной безопасности на улице и дома.

1

Комбинированный

Знать: правила безопасного поведения на улице

ПДД

 

 

 

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2 часа

 

 

 

9

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

1

Комбинированный

Знать главные правила безопасности

Правила безопасного поведения на улице.

 

 

 

10

Общие правила поведения при чрезвычайных ситуациях

1

Комбинированный

Знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях.

ЧС природного характера

 

 

 

 

Раздел – II Основы здорового образа жизни

 

 

 

 

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 2

 

 

 

11

здоровый образ жизни.

1

Комбинированный

Гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте

 

 

 

 

12

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

Комбинированный

Гигиена питания

Условия укрепления здоровья.

 

 

 

 

Факторы, разрушающие здоровье – 1 час

 

 

 

13

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1

Комбинированный

Режим питания.

 

 

 

 

 

Раздел – III Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

 

 

 

 

Первая медицинская помощь и правила её оказания – 4 часа

 

 

 

14

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

1

Комбинированный

первая медицинская помощь

Влияние вредных привычек на здоровье человека.

 

 

 

15

Оказание первой медицинской помощи при ушибах

1

Комбинированный

первой медицинской помощи при ушибах

ПМП

 

 

 

16

Первая медицинская помощь при отравлениях

1

Комбинированный

Первая медицинская помощь при отравлениях

первая медицинская помощь

 

 

 

17

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. А Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс М.: Просвещение 2011
  2. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности.
  3. А.В.Шигаев. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов ОБЖ.
  4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др

 

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

6 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Преподавание ОБЖ ведётся в 6 классе по 0,5 часа в неделю (17 часов в год),

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Тематическое планирование по ОБЖ 6 класс

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Р-I

Основы комплексной безопасности

12

 

Подготовка к активному отдыху на природе

3

 

Активный отдых на природе и безопасность

2

 

Дальний (внутренний)и выездной туризм. Меры безопасности.

3

 

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

2

 

Опасные ситуации в природных условиях

2

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2

 

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

2

Р-III

Основы здорового образа жизни

3

 

Здоровье человека и факторы.

3

 

Всего часов

17

 

Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Подготовка к активному отдыху на природе

Правила безопасного поведения в природной среде способы ориентирования на местности. Знать как подготовиться к выходу на природу. Правила сооружения временного укрытия. Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении

Активный отдых на природе и безопасность

Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе Знать меры безопасности при движении в горах. Правила передвижения по склонам личное и групповое снаряжение, правила поведения на воде и оказания помощи утопающему

Дальний (внутренний)и выездной туризм. Меры безопасности.

Знать определения трёх групп факторов. Природный. Техногенный. Социальный

Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Проявление горной болезнь. Общие правила успешной акклиматизации Правила безопасного поведения пассажира на транспорте. Причины опасных ситуаций на транспорте

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Правила безопасного поведения в природной среде Владеть навыками подачи сигналов бедствия

Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия)

Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные явления Каковы признаки скорого нападения и как его избежать Знать меры защиты от укусов насекомых.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства Наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека и факторы.

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Знать, что именно может навредить при общении с компьютером Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

6 КЛАСС

 

В процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ учитель ставит перед собой цели, которые стремится достичь при ведении урока. Так же от учащихся требуется определенный уровень знаний, умений, навыков.

 

ЦЕЛИ:

1.  Познакомить учащихся с опасностями, которые могут произойти с человеком в природных условиях.

2.              Учить безопасному поведению в лесу, городе, правильным действиям в ЧС.

3.              Воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, действия, развивать наблюдательность.

 

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

1.              Учащиеся должны знать об опасностях, которые могут произойти с человеком в лесу.

2.              Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, предупредить или избежать ее.

Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при автономном существовании в природных условиях.

 

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 6 класс (17 часов)

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

 

Раздел – 1 Основы комплексной безопасности

 

 

 

 

Подготовка к активному отдыху на природе – 3

 

 

 

1

Природа и человек. Ориентирование на местности.

1

Изучение нового материала. Лекция

Правила безопасного поведения в природной среде способы ориентирования на местности.

Ориентирование на местности

 

 

 

2

Подготовка к выходу на природу..

1

 Комбинированный

Знать как подготовиться к выходу на природу. Правила сооружения временного укрытия.

Ориентирование на местности

 

 

 

3

Определение необходимого снаряжения для похода

1

Комбинированный

Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении

Ориентирование на местности

 

 

 

 

Активный отдых на природе и безопасность – 2 часа

 

 

 

4

Правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

Комбинированный

Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе Знать меры безопасности при движении в горах.

Правила передвижения по склонам

 

 

 

 

5

Подготовка и проведение походов.

1

Комбинированный

личное и групповое снаряжение, правила поведения на воде и оказания помощи утопающему

Оказание помощи утопающему

 

 

 

 

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности – 3 часа

 

 

 

6

Безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

Комбинированный

Знать определения трёх групп факторов. Природный. Техногенный. Социальный

Правила поведения у водоёмов.

 

 

 

7

Акклиматизация человека.

1

Комбинированный

Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Проявление горной болезнь. Общие правила успешной акклиматизации

 

 

 

 

8

Обеспечение личной безопасности на транспорте.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения пассажира на транспорте. Причины опасных ситуаций на транспорте

Акклиматизация

 

 

 

 

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде – 2 часа

 

 

 

9

Автономное существование человека в природе.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения в природной среде Владеть навыками подачи сигналов бедствия

Способы подачи сигналов бедствия

 

 

 

10

Обеспечение жизнедеятельности человека при автономном существовании.

1

Комбинированный

Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия)

 

 

 

 

 

Опасные ситуации в природных условиях – 2 часа

 

 

 

11

Опасные погодные явления.

1

Комбинированный

Опасные погодные явления

 

 

 

 

12

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными

1

Комбинированный

Каковы признаки скорого нападения и как его избежать Знать меры защиты от укусов насекомых.

 

 

 

 

 

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

 

 

 

 

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 2

 

 

 

13

Личная гигиена в природных условиях. Оказание первой помощи при травмах

1

Комбинированный

Общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства Наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах

 

 

 

 

14

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечных ударах, при укусах змей и насекомых.

 

Комбинированный

Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

 

 

 

 

 

Раздел – III Основы здорового образа жизни

 

 

 

 

Здоровье человека и факторы, на него влияющие – 3 часа

 

 

 

15

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

Комбинированный

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Знать, что именно может навредить при общении с компьютером

 

 

 

 

16

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Комбинированный

Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

 

 

 

 

17

Безопасность дорожного движения

1

Комбинированный

Правила дорожного движения

Вредные привычки

 

 

 

 

Литература

 

  1. А Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс М.: Просвещение 2011
  2. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности.
  3. А.В.Шигаев. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов ОБЖ.
  4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др

 

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

7 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Преподавание ОБЖ ведётся в 7 классе по 0,5 часа в неделю (17 часов в год),

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тематическое планирование по ОБЖ 7 класс

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Р-I

Основы комплексной безопасности

7

 

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

2

 

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.

2

 

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия.

1

 

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия.

1

 

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия.

1

Р-II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

4

 

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

1

 

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения.

1

 

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения.

1

 

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения.

1

Р-III

Основы здорового образа жизни.

3

 

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

2

 

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

2

 

Безопасность дорожного движения

2

 

Всего часов

17

 

Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Природные явления их характеристика (Геологические, метеорологические, гидрологические, биологические космические, природные явления). Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация Землетрясение, эпицентр землетрясения, шкала Меркали. Вулкан, типы вулканов Обвалы и снежные лавины Ураганы бури, смерчи. Причины их возникновения и последствия Наводнение. Виды наводнений. Последствия наводнений. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика.

Лесной пожар. Пожароопасный сезон. Низовой пожар .Верховой пожар. Подземный пожар. Последствия пожаров

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Подготовка к землетрясению, поведение во время землетрясения, действия после. Признаки приближения ураганов и бурь. Правила поведения во время бури. Прогнозирование. Инженерные работы. Спасательные работы Правила пожарной безопасности. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре.

Основы здорового образа жизни.

Эмоции. Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние Конфликтные ситуации. Умение слушать. Компромисс. Ответственность несовершеннолетних

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Правила оказания первой медицинской помощи. Оказание мед.помощи при наружном кровотечении. Оказание медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего

Безопасность дорожного движения.

Движение пешеходов. Опасные бытовые привычки на дороге. Виды транспортных средств (велосипед, мопед, скутер, мотоцикл). Меры ответственности за нарушения правил дорожного движения. Взаимоуважение участников дорожного движения – залог безопасности на дороге. Преимущества пешехода перед транспортным средством. Водитель велосипеда – полноправный участник дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения. Дорожные (знаки приоритета).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

7 КЛАСС

 

В процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ учитель ставит перед собой цели, которые стремится достичь при ведении урока. Так же от учащихся требуется определенный уровень знаний, умений, навыков.

ЦЕЛИ

1.              Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера, их причинами, последствиями, влиянием на человека.

2.              Учить правильным действиям при возникновении стихийных бедствий.

Воспитывать у учащихся заботу о своем здоровье и безопасности

 

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

1.  Учащиеся должны иметь представление о различных стихийных бедствиях и более подробно знать о стихийных бедствиях, которые могут произойти в нашем городе.

2.              Учащиеся должны уметь правильно вести себя при стихийных бедствиях, знать о мерах по предупреждению тяжелых последствий.

3.              Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.

 

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 7 класс (17 часов)

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

 

Раздел – 1 Основы комплексной безопасности

 

 

 

1

Природные явления их характеристика.

1

Изучение нового материала. Лекция

Природные явления их характеристика (Геологические, метеорологические, гидрологические, биологические космические, природные явления).

погодные явления.

 

 

 

2

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

 Комбинированный

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация

погодные явления.

 

 

 

3

Землетрясение. Причины и последствия.

1

Комбинированный

Землетрясение, эпицентр землетрясения, шкала Меркали.

 

 

 

 

4

Вулканы. Обвалы и снежные лавины.

1

Комбинированный

Вулкан, типы вулканов Обвалы и снежные лавины

 

 

 

 

5

Ураганы, бури, смерчи причины и последствия..

1

Комбинированный

Ураганы бури, смерчи. Причины их возникновения. Последствия

 

 

 

 

6

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Сели и цунами и их характеристика

1

Комбинированный

Наводнение. Виды наводнений. Последствия. Сели и цунами и их характеристика

 

 

 

 

7

Лесные и торфяные пожары и их характеристики.

1

Комбинированный

Лесной пожар. Пожароопасный сезон. Низовой пожар .Верховой пожар. Подземный пожар. Последствия пожаров

пожары

 

 

 

 

Раздел II Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

 

 

 

8

Защита населения от последствий землетрясений, вулканов.

1

Комбинированный

Подготовка к землетрясению, поведение во время землетрясения, действия после

землетрясения, вулканы.

 

 

 

9

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

 

Признаки приближения ураганов и бурь. Правила поведения во время бури

ураганы и бури

 

 

 

10

Защита населения от последствий наводнений, селевых потоков.

1

Комбинированный

Прогнозирование. Инженерные работы. Спасательные работы

наводнения, селевые потоки

 

 

 

11

Защита населения от лесных и торфяных пожаров Профилактика

1

Комбинированный

Правила пожарной безопасности. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре.

пожары

 

 

 

 

Раздел III Основы здорового образа жизни

 

 

 

12

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние

1

Комбинированный

Эмоции. Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние

Здоровье.

 

 

 

13

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

1

Комбинированный

Конфликтные ситуации. Умение слушать. Компромисс. Ответственность несовершеннолетних

 

 

 

 

 

Раздел IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

 

 

 

14

Правила оказания первой медицинской помощи.

1

Комбинированный

Правила оказания первой медицинской помощи. Оказание мед.помощи при наружном кровотечении.

 

 

 

 

15

Оказание медицинской помощи при ушибах и переломах.

1

Комбинированный

Оказание медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего

 

 

 

 

 

Безопасность дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

16

Движение пешеходов. Опасные бытовые привычки на дороге

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

17

Средства регулирования дорожного движения

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. А Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс М.: Просвещение 2011
  2. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности.
  3. А.В.Шигаев. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов ОБЖ.
  4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др

 

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

8 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Преподавание ОБЖ ведётся в 8 классе по 1 часу в неделю (35 часов в год),

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Тематическое планирование по ОБЖ 8 класс

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Р –1

Основы комплексной безопасности

13

 

Пожарная безопасность

3

 

Безопасность на дорогах

5

 

Безопасность на водоёмах

3

 

Экология и безопасность

2

Р II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

12

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

12

Р III

Основы здорового образа жизни

6

 

Здоровый образ жизни и его составляющие

6

Р IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

3

 

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3

 

Повторение

1

 

Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Пожарная безопасность

Значение огня в жизни человека, пожары в жилом секторе, их последствия, основные причины возникновения пожаров. Значение и профилактика пожаров, основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения РФ от пожаров.Основные права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности,

Безопасность на дорогах

ДТП и их последствия, основные причины ДТП, направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Организация дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира. Роль водителя ТС в обеспечении ДД, велосипедист-водитель ТС, Обязанности по безопасности велосипедиста

Безопасность на водоёмах

Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС

Правила безопасного купания в различных водоемах, водные походы, возможные аварийные ситуации во время водных походов Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде, освобождение от захвата, способы транспортировки пострадавшего.

Экология и безопасность

Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды, загрязнение атмосферы, влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки.

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

Причины возникновения ЧС техногенного характера, объекты экономики, классификация ЧС техногенного характера. Радиационно-опасные объекты, возможные последствия аварий, влияние ионизирующего излучения на организм человека. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты, последствия аварий, основные причины аварий.

Гидротехнические сооружения и их предназначение, аварии и причины, возможные последствия. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности, нормы радиационной безопасности, рекомендации специалистов МЧС. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий, средства индивидуальной защиты, рекомендации специалистов МЧС. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво-и пожароопасных объектах, мероприятия по повышению безопасности функционирования, рекомендации специалистов МЧС. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий, мероприятия по ликвидации последствий, рекомендации специалистов МЧС Федеральная автоматизированная система централизованного сообщения, региональные и территориальные системы, локальная система оповещения. Эвакуация, особенности организации эвакуации, размещение эвакуированного населения. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях ЧС, защитные сооружения ГО, предназначение, правила поведения в убежищах

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень, определение здоровья, здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека, элементы образа жизни человека, обеспечивающие его благополучие, ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Репродуктивное здоровье, семья в современном обществе и ее функция, влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. ЗОЖ –индивидуальная система поведения человека, факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, направления формирования индивидуальной программы ЗОЖ. Основные неинфекционные заболевания и их влияние на здоровье человека, основные причины возникновения неинфекционных заболеваний, общие меры профилактики. Общие понятия о вредных привычках, биологический механизм формирования наркомании, последствия вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании, качества, которые необходимо формировать для отказа от наркотиков. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности, общие понятия о культуре БЖ, уровень культура БЖ как критерий определения уровня здоровья и безопасности.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

ПМП и ее предназначение, общие правила оказания ПМП, средства используемые при оказании ПМП

Вещества АХОВ, признаки отравления, ПМП, которую нужно оказать при отравлении аммиаком и хлором. Травма, виды травм, средства для оказания ПМП, ПМП при утоплении, случаи выполнения искусственного дыхания, правила поведения искусственного дыхания.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

·                    потенциальные опасности техногенного характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

·                    меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

·                    организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации;

·                    основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

·                    приемы и правила оказания первой помощи.

уметь:

·                    соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда);

·                    действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

·                    предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

·                    доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

·                    перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайных ситуаций;

·                    оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                    выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

·                    безопасного пользования различными бытовыми приборами;

·                    подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы и.т.д);

оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях

 

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 8 класс (35 часов)

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

 

Раздел – 1 Основы комплексной безопасности

 

 

 

 

Пожарная безопасность – 3 часа

 

 

 

1

Пожары в жилых и общественных зданиях

1

Изучение нового материала.

Значение огня в жизни человека, пожары в жилом секторе, их последствия, основные причины возникновения пожаров

пожары

 

 

 

2

Профилактика пожаров

1

 Комбинированный

Значение и профилактика пожаров, основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения РФ от пожаров

пожары

 

 

 

3

Права и обязанности граждан по пожарной безопасности.

 

Комбинированный

Основные права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности,

пожары

 

 

 

 

Безопасность на дорогах – 5 часа

 

 

 

4

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

Комбинированный

ДТП и их последствия, основные причины ДТП, направления деятельности государства в области безопасности на дорогах

Правила дорожного движения

 

 

 

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

Комбинированный

Организация дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира

Правила дорожного движения

 

 

 

6

Велосипедист – водитель транспортного средства.

1

Комбинированный

Роль водителя ТС в обеспечении ДД, велосипедист-водитель ТС, Обязанности по безопасности велосипедиста

Правила дорожного движения

 

 

 

7

Элементы дорог. Дорожные знаки

1

Комбинированный

Элементы дорог. Дорожные знаки

Правила дорожного движения

 

 

 

8

Опасные ситуации на дороге и маневрирование

1

Комбинированный

транспортные средства – источник повышенной опасности, маневрирование

Элементы дорог. Дорожные знаки

 

 

 

 

Безопасность на водоёмах – 3 часа

 

 

 

9

Безопасное поведение на водоёмах

1

Комбинированный

Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС

 

 

 

 

10

Безопасный отдых на водоёмах.

1

Комбинированный

Правила безопасного купания в различных водоемах, водные походы, возможные аварийные ситуации во время водных походов

Правила поведения у водоёмов.

 

 

 

11

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

Комбинированный

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде, освобождение от захвата, способы транспортировки пострадавшего

 

 

 

 

 

Экология и безопасность – 2 часа

 

 

 

12

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

Комбинированный

Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды, загрязнение атмосферы, влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека

 

 

 

 

13

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки.

 

 

 

 

 

Раздел II Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

 

 

 

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 12 часов

 

 

 

14

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Комбинированный

Причины возникновения ЧС техногенного характера, объекты экономики, классификация ЧС техногенного характера

причины возникновения пожаров

 

 

 

15

Аварии на радиационно опасных объектах

1

Комбинированный

Радиационно-опасные объекты, возможные последствия аварий, влияние ионизирующего излучения на организм человека

 

 

 

 

16

Аварии на химически опасных объектах

1

Комбинированный

Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества.

Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия

 

 

 

 

17

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах

1

Комбинированный

Взрыво- и пожароопасные объекты, последствия аварий, основные причины аварий

причины возникновения пожаров

 

 

 

18

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

Комбинированный

Гидротехнические сооружения и их предназначение, аварии и причины, возможные последствия

наводнения, селевые потоки

 

 

 

19

Обеспечение радиационной безопасности населения.

1

Комбинированный

Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности, нормы радиационной безопасности, рекомендации специалистов МЧС

 

 

 

 

20

Обеспечение химической защиты населения.

1

Комбинированный

Общие мероприятия по защите населения от химических аварий, средства индивидуальной защиты, рекомендации специалистов МЧС

 

 

 

 

21

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

1

Комбинированный

Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво-и пожароопасных объектах, мероприятия по повышению безопасности функционирования, рекомендации специалистов МЧС

пожары

 

 

 

22

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических объектах.

1

Комбинированный

Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий, мероприятия по ликвидации последствий, рекомендации специалистов МЧС

наводнения, селевые потоки

 

 

 

23

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

1

Комбинированный

Федеральная автоматизированная система централизованного сообщения, региональные и территориальные системы, локальная система оповещения

 

 

 

 

24

Эвакуация населения.

1

Комбинированный

Эвакуация, особенности организации эвакуации, размещение эвакуированного населения

 

 

 

 

25

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций.

1

Комбинированный

Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях ЧС, защитные сооружения ГО, предназначение, правила поведения в убежищах

 

 

 

 

 

Раздел III Основы здорового образа жизни

 

 

 

 

Здоровый образ жизни и его составляющие –6 часов

 

 

 

26

Общие понятия о здоровье

1

Комбинированный

Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень, определение здоровья, здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность

Здоровье

 

 

 

27

Индивидуальное здоровье человека. Репродуктивное здоровье.

1

Комбинированный

Основные составляющие индивидуального здоровья человека, элементы образа жизни человека, обеспечивающие его благополучие, ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека Репродуктивное здоровье, семья в современном обществе и ее функция

 

 

 

 

28

Здоровый образ жизни.

1

Комбинированный

ЗОЖ –индивидуальная система поведения человека, факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, направления формирования индивидуальной программы ЗОЖ

Здоровье

 

 

 

29

Профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

Комбинированный

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на здоровье человека, основные причины возникновения неинфекционных заболеваний, общие меры профилактики

Здоровый образ жизни

 

 

 

30

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

Комбинированный

Общие понятия о вредных привычках, биологический механизм формирования наркомании, последствия вредных привычек Нормативно-правовая база по профилактике наркомании, качества, которые необходимо формировать для отказа от наркотиков

Здоровый образ жизни

 

 

 

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1

Комбинированный

Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности, общие понятия о культуре БЖ, уровень культура БЖ как критерий определения уровня здоровья и безопасности

Здоровый образ жизни

 

 

 

 

Раздел IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

 

 

 

 

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях – 4 часа

 

 

 

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.

1

Комбинированный

ПМП и ее предназначение, общие правила оказания ПМП, средства используемые при оказании ПМП

Здоровье

 

 

 

33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами.

1

Комбинированный

Вещества АХОВ, признаки отравления, ПМП, которую нужно оказать при отравлении аммиаком и хлором

Первая медицинская помощь

 

 

 

34

Первая медицинская помощь при травмах и утоплении.

1

Комбинированный

Травма, виды травм, средства для оказания ПМП, ПМП при утоплении, случаи выполнения искусственного дыхания, правила поведения искусственного дыхания

Первая медицинская помощь

 

 

 

35

Повторение.

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. А Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс М.: Просвещение 2011
  2. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности.
  3. А.В.Шигаев. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов ОБЖ.
  4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы
  5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др

 

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

9 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537), Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), федеральными законами в области безопасности жизнедеятельности и постановлений правительства Российской Федерации о подготовке и организации обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При разработке программы учтены требования к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Рабочая программа 9 класса рассчитана на 17 учебных часов (0,5 час в неделю).

 

Содержание учебной программы ОБЖ

 

Раздел

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

11

1.

Национальная безопасность России в мировом сообществе

2

2.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

2

3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

1

4.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

2

5.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

2

6.

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

2

II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

6

7.

Основы здорового образа жизни

2

8.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

9.

Безопасность дорожного движения

2

Всего часов:

17

Тематический план

Раздел I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Тема 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тема 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Тема 7. Основы здорового образа жизни.

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при передозировке психоактивных веществ.

Тема 9. Безопасность дорожного движения.

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Общие требования к водителям, управляющим велосипедом, мопедом, мотоциклом. Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами и в колоннах. Элементы дорог. Разметка проезжей части. Перекрестки. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Дорожные знаки (знаки дополнительной информации).

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс (17 часов)

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

 

Национальная безопасность России в мировом сообществе

2

 

 

 

 

 

 

1

Россия в мировом сообществе..

1

комбинированный

Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны

 

 

 

 

2

Национальные интересы России в современном мире и их содержание.

1

комбинированный

Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

 

 

 

 

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России.

2

 

 

 

 

 

 

3

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

1

комбинированный

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека

 

 

 

 

4

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1

комбинированный

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации природного характера

 

 

 

 

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

1

 

 

 

 

 

 

5

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

комбинированный

Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

 

 

 

 

 

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

2

 

 

 

 

 

 

6

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1

комбинированный

Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

 

 

 

7

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны..

1

комбинированный

Гражданская оборона. МЧС России

 

 

 

 

 

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

2

 

 

 

 

 

 

8

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

1

комбинированный

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

Гражданская оборона. МЧС России

 

 

 

9

Эвакуация населения

1

комбинированный

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Инженерная защита населения

 

 

 

 

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом.

2

 

 

 

 

 

 

10

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

1

комбинированный

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

 

 

 

 

11

Система борьбы с терроризмом. Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

комбинированный

Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

 

 

 

 

Основы здорового образа жизни

2

 

 

 

 

 

 

12

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

комбинированный

Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

 

 

 

 

13

Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения

1

комбинированный

Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности Репродуктивное здоровье

 

 

 

 

 

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

2

 

 

 

 

 

 

14

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при отравлении

1

комбинированный

Первая помощь при отравлении

 

 

 

 

15

 Первая помощь при травмах, при утоплении

1

комбинированный

Первая помощь при травмах, при утоплении

Первая помощь при отравлении

 

 

 

 

Безопасность на дорогах

2

 

 

 

 

 

 

16

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

1

комбинированный

Движение пешеходов группами и в колоннах Причины дорожно-транспортного травматизма

 

 

 

 

17

Элементы дорог. Дорожные знаки

1

комбинированный

Элементы дорог Современные транспортные средства – источник повышенной опасности Дорожные знаки (знаки дополнительной информации)

Обязанности пешеходов и пассажиров