Рабочие программы по биологии

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сергеевой Натальи Николаевны

учителя первой квалификационной категории

МОУ Подгоренская СОШ

по биологии

10 класс

Согласована

Зам.директора по УВР

__________Соловьева Т.М.

__________сентября 2014

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования и программы по биологии 10 класс, авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова и Л.В.Симонова, 2009 года издания.

Данная программа ориентирована на использование учебника Биология. 10 класс. Авторов: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. Вентана – Граф, 2011 год.

Рабочая программа расcчитана на 35 часов (1 час в неделю). В ходе изучения данного курса запланировано 6 лабораторных работ и 1 экскурсия.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различные ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

В соответствии с программой, планирование направленно на выработку обучающимися основных компетенций в области биологии, а также на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.

Учебно-тематический план

 

Содержание

Количество часов

Количество лабораторных

Количество экскурсий

Введение в курс общебиологических явлений

6

2

Биосферный уровень организации жизни

9

3 (фрагменты урока)

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

1 (фрагмент урока)

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

3(фрагменты урока)

1 (1 час)

ИТОГО

35

6

4 (4 часа)

Содержание программы

Раздел 1. Введение в курс общебиологических явлений (6 часов)

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

Раздел 3.Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов)

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни. (12)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

Введение в курс общебиологических явлений

6

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. Содержание и построение курса общей биологии.

1

вводный

Портрет Ж.Б.Ламарка Презентация: Наука биология.

Естественная история Биология – комплексная наука

Общая биология (9 класс)

1

2.

Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь»

1

комбинир

Табл. «Единство хим.состава»

Дискретность Энергозависимость Раздражимость

Свойства живого

3

Уровни организации живой материи

1

комбинир

Табл. «Уровни организации жизни»

Структурные уровни организации живой материи

Уровни организации жизни (9 класс)

1

4.

Значение практической биологии. Методы биологических исследований.

1

комбинир

презентация

Бионика Биотехнология Наблюдение Эксперимент Сравнение Моделирование

Наука биология методы биологических познаний

5.

Определение видов растений и животных. Значение биологических знаний.

1

Лаб.раб.

Электронный определитель растения

Таксон Систематика определитель

Видовой состав растений

1

6.

Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе.»

1

экскурсия

Карандаш Блокнот

Видовое разнообразие

Видовой состав

1

Биосферный уровень организации жизни

9

7.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

1

комбинир

Табл. «Границы биосферы»

Биосфера – живая оболочка земли. Особенности живого вещества.

Биосфера (9кл)

3

8

Происхождение живого вещества

1

комбинир

Портрет Пастера, Кювье

Теория биогенеза и абиогенеза Паспермии Стационарного состояния

Ученые - биологи

3

9

Физико–химическая эволюция в развитии биосферы

1

комбинир

Табл. «Эволюция Земли»

Формирование планеты Земля

Строение Земли

2,3

10

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

комбинир

Портрет Северцева

Прокариоты Автотрофы Ароморфоз Фотосинтез

Строение прокариот

4

11.

История развития жизни на Земле

1

комбинир

Схема «Шкала геологического времени Земли»

Эры эоны

эволюция

.12.

Биосфера как глобальная экосистема. Механизмы устойчивости биосферы.

1

вводный

Схема «Компоненты экосистемы» Схема «Отрицательная обратная связь»

продуценты, консументы, редуценты

продуценты, консументы, редуценты

2

13.

Человек как житель биосферы. Лабораторная работа №1 «Условия жизни в биосфере»

1

комбинир

Видеофильм «глобальная экология»

Антропогенное воздействие

антропогенез

1,2

14

Особенности организации биосферного уровня живой материи

1

комбинир

Табл. «Границы биосферы»

Структурные элементы Значение

биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

15

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1

комбинир

Табл. «Биосфера» Презентация

Проблемы экологии

история развития жизни на Земле

1

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

16

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

вводный

презентация

Биоценоз Биотоп биогеоценоз

биосфера

17.

Биогеоценоз как биосистема и экосистема. Строение биогеоценоза.

1

комбинир

Табл. Круговорот веществ

Биогеоценоз Экосистема Пищевые связи Трофический уровень

биосистема

18.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

1

комбин

видеофильм

Пищевые связи

адаптация

19

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Лабораторная работа №2 «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

1

комбинир

Табл. «Мимикрия у насекомых»

Симбиоз Комменсализм Антагонизм

Адаптации

1,3

20.

Механизмы устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозах.

1

комбинир

Видеофильм «Видовое разнообразие природных зон»

Жизненное пространство Видовой состав Взаимодействие видов

Механизмы устойчивости биосферы

2

21

Многообразие водных экосистем и биогеоценозов суши

1

комбинир

видеофильм

Биогеоценоз соленых и пресных водоемов Древесные Травянистые

биосистема

22

Искусственные биогеоценозы-агроценозы. Лабораторная работа №3 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе»

1

комбинир

презентация

Агробиогеоценозы

Агробиогеоценозы

23

Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.

1

комбинир

Видеофильм «биогеоценозы суши»

Антропогенное воздействие

Влияние человека

1

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

24

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №4«Характеристика вида»

1

вводный

презентация

вид

вид

25

Популяция как форма существования и структурная единица вида.

1

комбинир

Видеофильм «Популяции растений и животных»

Популяция Географическая Экологическая Элементарная

структурные уровни организации живого.

1

26

Популяция как основная единица эволюции.

1

комбинир

Видеофильм «Популяции растений и животных»

Дивергенция Микроэволюция Макроэволюция

эволюция

2,4

27.

Видообразование.

1

комбинир

презентация

Аллопатрическое Симпатрическое

вид

28

Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия.

1

комбинир

Табл. Система живых организмов

Систематика

29

Человек как уникальный вид живой природы.

1

Комбинир

Схема «Эволюция семейства гоминид»

Систематическое положение человека разумного

антропогенез

30.

Особенности популяционно-видового уровня жизни

1

обощаюш

Схема «Место популяции в природе»

популяция

вид

31

Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции.

1

комбинир

видообразование

32

Формы естественного отбора.

1

комбинир

презентация

Движущий и стабилизирующий отбор

Естественный отбор

3

33

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. Лабораторная работа №5 «Значение искусственного отбора»

1

комбинир

видеофильм

Методы селекции

селекция

3

34

Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции. Лабораторная работа №6 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов»

1

комбинир

Табл «Направления эволюции»

Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

эволюция

4

35

Изучение видов и причины гибели.

1

комбинир

презентация

видообразование

видообразование

3

ИТОГО

35

Учебно-методическое обеспечение

1.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах. Часть 1. Книга для учителя. Воронеж 2005 г.

2. Рабочая тетрадь по биологии Н.Ф.Бодрова , 2010 год Воронеж

ЭОР

3. Видеоэнциклопедия «Биосферные заповедники»

4. Видеоэнциклопедия для народного образования. Экологические системы. Леннаучфильм.

5. Видеоэнциклопедия. Программа ООН по окружающей среде. Глобальная экология. ООО Видеостудия «Кварт»

6. Электронное издание «Биология 6-11 класс» Республиканский медиацентр.

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сергеевой Натальи Николаевны

учителя первой квалификационной категории

МОУ Подгоренская СОШ

по биологии

11 класс

 

Согласована

Зам.директора по УВР

__________Соловьева Т.М.

__________сентября 2014

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования, базовый уровень и программы по биологии 11 класс, базовый уровень, авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова и Л.В.Симонова, 2009 года издания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология. 11 класс. Авторов: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова и Л.В. Симонова. «Вентана-Граф» 2011 г.

Планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю). В ходе изучения данного курса запланировано 2 лабораторные работы .

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различные ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

В основе отбора содержания также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

В соответствии с программой, планирование направленно на выработку обучающимися основных компетенций в области биологии, а также на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.

Учебно-тематический план

 

Содержание

Количество часов

Количество лабораторных

Организменный уровень организации живой материи

17

1 (фрагмент урока)

Клеточный уровень жизни

10

1 (фрагмент урока)

Молекулярный уровень жизни

8

ИТОГО

35

2

Содержание программы:

Организменный уровень организации живой материи (17 часов)

Клеточный уровень жизни (10 часов)

Молекулярный уровень жизни (8 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся, изучивших курс

Обучающиеся должны знать:

* основные биологические теории, идеи и принципы.

* методы биологических наук;

* строение, многообразие и особенности биосистем;

* выдающиеся биологические открытия и современные исследования в биологической науке.

Обучающиеся должны уметь:

* использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

* самостоятельно проводить биологические исследования;

* анализировать и использовать биологическую информацию.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

Организменный уровень жизни

17

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. Организм как биосистема.

1

вводный

Таблицы: «Бактерии», «Грибы, лишайники», «тип Хордовые», «Скелет собаки».

Структурные элементы Основные процессы Организация Значение

Биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой уровни жизни

4

2.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

1

комбинир

Видеофильм «Простейшие»

Пиноцитоз Фагоцитоз Таксис

Тип Простейшие (7 класс)

4

3.

Специализация процессов жизнедеятельности у многоклеточных организмов

1

комбинир

Презентация «системы органов»

Системы органов многоклеточных организмов

Системы органов многоклеточных организмов

4

4.

Развитие организма от рождения до смерти. Оплодотворение и его значение.

1

комбинир

Презентация: «Типы размножения»

Типы размножения

Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение (6 класс)

5.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма

1

комбинир

презентация

гомеостаз

Рост развитие

2

6.

Размножение организмов.

1

лекция

Видеофильм Вредные привычки и их последствия

Половое и бесполое размножение

мутации

4

7.

Обобщающий урок по теме: «Размножение и развитие организма». Тестирование.

1

обобщающий

тесты

Оплодотворение Рост Развитие мутагены

Материал по теме: «Размножение и развитие организмов»

8.

Основные понятия генетики.

1

вводный

Презентация: «Генетика»

Наследственность Изменчивость

2

9

Изменчивость признаков организма и ее типы.

1

комбинир

Презентация «Опыты Менделя»

изменчивость

генетика

4

10

Генетические закономерности.

1

комбинир

Презентация «Опыты Менделя»

Правило чистоты гамет Моногибридное скрещивание

Гибридологический метод

4

11

Взаимодействие генов

1

комбинир

Презентация «Взаимодействие генов»

Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов

Понятия генетики

4

12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике»

1

комбинир

Презентация «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»

Аутосомы Половые хромосомы Гомогаметный Гетерогаметный

Решение задач по генетике

2

13.

Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения медицинской генетики

1

комбинир

иллюстрации с изображением больных наследственными заболеваниями

Мультифакторные заболевания Хромосомные болезни

Моносомия полисомия

2,4

14

Мутагены. Факторы, определяющие здоровье человека и образ жизни.

1

комбинир

иллюстрации с изображением больных наследственными заболеваниями

Гомеостаз Наследственные патологии Аномалии

мутагены

4

15

Царство Вирусы: разнообразие и значение.

1

вводный

Презентация «Вирусы»

Неклеточная форма жизни

Царства природы

2

16.

Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений»

1

комбинир

Иллюстрации с изображениями людей, животных и растений, пораженных вирусами

Эпидемии Грипп ОРВИ Гепатит Краснуха полиомиелит

ВИЧ, грипп, СПИД, ящур

2

17.

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень жизни». Теестирование.

1

Контроль знаний

Задания «Проверьте себя»

Материал по теме

Материал по теме

4

Клеточный уровень жизни.

9

18.

Клеточный уровень организации живой материи. Клетка как этап эволюции.

1

вводный

Презентация «История развития цитологии»

Цитология

Наука о клетке

2

19.

Многообразие клеток. Ткани.

1

комбинир

Презентация «Строение клетки»

Ядро Цитоплазма Органоиды

Строение клетки

3

20.

Структура и функции клеток и внутриклеточных образований.

1

комбинир

Презентация «Строение клетки»

Клеточная мембрана Надмембанный и субмембранный слой

Строение мембраны

2

21

Особенности клеток прокариот и эукариот

1

комбинир

Презентация «Строение бактериальной клетки»

Прокариоты Мезосомы эукариоты

бактерии

2

22.

Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Лабораторная работа №2 «Фазы митоза»

1

комбинир

Презентация «Клеточный цикл»

Интерфаза Митоз

Деление соматической клетки

4

23.

Особенности образования половых клеток.

1

комбинир

Анимация «Мейоз»

Коньюгация Кроссинговер

Мейоз

4

24.

Структура и функции хромосом. Биоэтические проблемы.

1

комбинир

Презентация

хромосома

мутации

25.

Царство бактерий. Их роль в природе и жизни человека.

26.

Многообразие одноклеточных растительных и животных организмов. Их роль в природе.

27.

Развитие цитологии. Обобщающий урок по теме: «Клеточных уровень жизни». Тестирование.

1

обобщаю

Задания «Проверьте себя»

Материал по данному разделу

Материал по данному разделу

5

Молекулярный уровень жизни

8

28.

Молекулярный уровень жизни. Основные биологические молекулы.

1

вводный

Презентация

Химический состав организмов.

Материал по данному разделу

29.

Процессы синтеза в живых системах.

1

вводный

Презентация «Биосинтез белка»

Транскрипция Трансляция

Биосинтез белка (9 кл)

4

30.

Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах.

1

комбинир

Табл. «Строение митохондрии»

Клеточное дыхание Гликолиз

митохондрии

31.

Регуляторы биомолекулярных процессов.

1

комбинир

Табл. «Обмен веществ»

Анаболизм Катаболизм

метаболизм

32.

Естественные и искусственные биополимеры.

1

комбинир

Табл. «Уровни организации живой материи»

Биомолекулы Характеристика уровня

Уровни организации живого

3

33.

Химические элементы в оболочках Земли.

1

вводный

Презентация «Геохимические заболевания»

Геохимические заболевания

Роль химических элементов

4

34.

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема

1

комбинир

Презентация «Химические загрязнения»

Диоксины Пестициды Фторопласты

Ядовитые вещества

4

35.

Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации жизни»

1

обобщающий

Задания «Проверьте себя»

Материал по данному разделу.

5

Итого:

35

Учебно-методическое обеспечение:

1. Биология. Базовый уровень. 11 класс. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. «Вентана – Граф», 2011 год

2. Н.Ф.Бодрова. Методическое пособие для учителя. 10-11 класс. Часть 2. Воронеж, 2005 год.

3. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. «Генетика в задачах». Учебное пособие к курсу биологии. Москва «Глобус», 2009 г.

ЭОР

6. Электронное издание «Биология 6-11 класс» Республиканский медиацентр.