Рабочие программы по географии

Рассмотрена

на заседании МО учителей

естественнонаучного цикла

от 28.08.2014 г

протокол N1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г

протокол N1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г № 62

Директор школы______________

  Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

10 класс

Объедкова Александра Владимировича

учителя

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М._______

____сентября 2014г

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г.

 Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

 Цель курса – сформировать у обучающихся понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

 Задачи курса:

·      освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

·      овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

·      воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

·      использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

 Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, кроме того, программа содержит перечень практических работ и тестов.

 Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 35 часов (1 ч. в неделю). В учебный процесс включены:

● Тесты – 4.

● Практические работы – 4.

Учебно-тематический план

 

№ n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тесты

Практические работы

1

Введение

1

 

 

2

Источники географической информации

3

 

 

3

Современная политическая карта мира

2

 

1

4

Природа и человек в современном мире

4

1

1

5

Население мира

4

1

1

6

Научно – техническая революция и мировое хозяйство

5

1

 

7

География мирового хозяйства

8

1

1

 

Итого

27

4

4

 

Содержание тем учебного курса

Введение - 1 час.

 Введение. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований.

Источники географической информации - 3 часа.

 Географическая карта – особый источник информации. Статистический метод географических исследований. Геоинформационные системы.

Современная политическая карта мира - 3 часа.

 Многообразие стран на политической карте мира. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

Природа и человек в современном мире - 6 часов.

 География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды. Население мира - 6 часов.

 Численность и воспроизводство населения мира. Состав населения. Национальный состав населения мира. Размещение и миграции населения. Городское и сельское население.

Научно – техническая революция и мировое хозяйство - 6 часов.

 Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Отраслевая структура Мирового хозяйства. Территориальная структура Мирового хозяйства. Факторы размещения.

География мирового хозяйства - 10 часов.

 География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира. Топливно-энергетический и металлургический комплексы. Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленности. Сельское хозяйство. География транспорта. Всемирные экономические отношения. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Главные центры мировой торговли.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:

 знать/понимать

Основные объекты исследования географической науки;

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

Проблемы современной урбанизации;

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

Тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

уметь

Приводить примеры методов географических исследований, средств и способов фиксации результатов исследований;

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения;

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

Правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ n/n

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

Введение. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований.

1

Вводный

Политическая карта мира, атласы, учебник

Физическая, экономическая география; методы географических исследований; география населения, промышленности, транспорта, с/х., сферы услуг; геоэкология

 

2

 

 

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (3 ч.)

2.

Географическая карта – особый источник информации.

1

Изучение нового материала

Различные типы карт, атласы, дополнительный материал

Способы получения географической информации: старые и новые; экспедиции; картография; топография

Методы географических исследований

2

 

 

3.

Статистический метод географических исследований.

1

Комбинированный

Различные типы карт, атласы, дополнительный материал

Стационарные наблюдения; камеральная обработка; картографические, топографические методы

Методы географических исследований

2

 

 

4.

Геоинформационные системы.

1

Изучение нового материала

Различные типы карт; дополнительный материал; атласы

ГИС; геоинформатика; моделирование

Статистический метод в географии

2

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (3 ч.)

5.

Многообразие стран на политической карте мира.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, учебник, атласы, слайды

Суверенное государство; группировка стран: по величине территории, численности населения, особенностям географического положения

Геоинформационные системы

1,2

 

 

6.

Типология стран мира. П/р.N 1 по теме «Обозначение на контурной карте мира развитых и развивающихся стран».

1

Комбинированный

Политическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты

ВВП; ИЧР;  экономически развитые страны; страны «Большой семерки»; развивающиеся страны; ключевые страны; НИС; нефтеэкспортирующие страны; «классические » развивающиеся страны; наименее развитые страны; страны с переходной экономикой

Источники географической информации

1,2

 

 

7.

Государственный строй. Формы правления.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, учебник, атласы, таблицы

Форма правления; республика; президентская и парламентская республики; монархия; конституционная, абсолютная, теократическая монархия; формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная; Содружество наций

Многообразие стран на политической карте мира

1,2

 

 

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (6 ч.)

8.

География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы.

1

Изучение нового материала

Карта природных ресурсов, политическая карта, учебник, атласы

Географическая среда; географический фатализм; географический нигилизм; окружающая среда; «обмен веществ»

Типология стран мира

1,2

 

 

9.

Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность.

1

Урок-лекция

Карта «Природные ресурсы мира», физическая карта мира, учебник, атласы, таблицы

Природные ресурсы;  ресурсообеспеченность исчерпаемые ресурсы: невозобновляемые и возобновляемые; неисчерпаемые ресурсы; топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые;

Государственный строй. Формы правления

1,2

 

 

10.

Природно-ресурсный потенциал разных территорий. П/р.N 2 по теме «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

1

Комбинированный

Карта «Природные ресурсы мира», таблицы, учебник, атласы

Природно-ресурсный потенциал; топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые; исчерпаемые ресурсы: невозобновляемые и возобновляемые; неисчерпаемые ресурсы;

Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность

2

 

 

11.

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

1

Изучение нового материала

Карта природных ресурсов, атласы, таблицы, учебник, дополнительная литература

Гидросфера, опреснение; шельф; минеральные и энергетические ресурсы; биомасса океана; фитопланктон, зообентос и нектон; рекреация; природно-рекреационные ресурсы

Современная политическая карта мира

1,2

 

 

12.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература

Антропогенное загрязнение окружающей среды; количественное и качественное загрязнение окружающей среды; загрязнение: литосферы, гидросферы и атмосферы; экологическая политика

География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы

1,2

 

 

13.

Итоговый урок по темам «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире».

1

Обобщающий

Карта «Природные ресурсы», тесты, атласы

Контроль усвоения материала обучающимися

 

1,2

 

 

НАСЕЛЕНИЕ МИРА (6 ч.)

14.

Численность и воспроизводство населения мира. П/р.N 3 по теме «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в разных странах».

1

Комбинированный

Политическая карта мира, карта мира с разными типами воспроизводства населения, учебник, атласы, статистические материалы

Демография; воспроизводство населения; рождаемость, смертность и естественный прирост; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; первый и второй типы воспроизводства населения; демографическая политика; демографическая ситуация; демографический переход; качество населения; средняя продолжительность жизни

Природно-ресурсный потенциал разных территорий

1,2

 

 

15.

Состав населения.

1

Урок-лекция

Карта «Народы мира», политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы

Половой, возрастной, национальный и религиозный состав; трудовые ресурсы; экономически активное население (ЭАН); мировые и национальные религии; исламский экстремизм

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана

1,2

 

 

16.

Национальный состав населения мира.

1

Урок-лекция

Карта «Народы мира», политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы

Этнолингвистический состав; этнос; языковая группа; языковая семья; классификация народов; однонациональные государства; многонациональные государства; межнациональные отношения (конфликты)

Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды

1,2

 

 

17.

Размещение и миграции населения.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», атласы, учебник, статистические материалы

Плотность населения; размещение населения; «миграционный взрыв»; трудовые миграции; внешние и внутренние миграции населения; эмиграция; иммиграция; «утечка умов»

Природа и человек в современно мире

1,2

 

 

18.

Городское и сельское население.

1

Изучение нового материала

Карта «Крупнейшие агломерации мира», учебник, атласы, статистические материалы

Урбанизация; черты урбанизации; уровни урбанизации; темпы урбанизации; «городской взрыв»; деревенская форма расселения

Численность и воспроизводство населения мира

1,2

 

 

19.

Итоговый урок по теме «Население мира».

1

Обобщающий

Карта «Население мира», тесты, контурные карты, атласы

Контроль усвоения материала обучающимися

 

1,2

 

 

НАУНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (6 ч.)

20.

Научно-техническая революция.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, учебник, атласы

НТП; НТР; характерные черты и составные части НТР; наукоемкость; эволюционный и революционный пути развития; ГИС; геонформатика

Состав населения

1,2

 

 

21.

Мировое хозяйство.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы

Мировой рынок; Мировое хозяйство; географическое разделение труда; МГРТ; отрасль международной специализации; международная экономическая интеграция; единое экономическое пространство; ТНК

Национальный состав населения мира

1,2

 

 

22.

Отраслевая структура Мирового хозяйства.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы

Три типа структуры: аграрная, индустриальная и постиндустриальная структуры; двучленная модель мирового хозяйства: Север и Юг; трехчленная структура мирового хозяйства: Центр, Периферия и Полупериферия

Размещение и миграции населения

1,2

 

 

23.

Территориальная структура Мирового хозяйства.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, учебник, атласы

Территориальная структура мирового хозяйства; экономически развитые страны; высокоразвитые, старопромышленные, аграрные районы и районы нового освоения; развивающиеся страны; региональная политика; депрессивные районы; «полюса роста»

Городское и сельское население

1,2

 

 

24.

Факторы размещения.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, учебник, атласы, раздаточный материал

Факторы размещения; старые факторы размещения: фактор территории, фактор ЭГП, природно-ресурсный фактор, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов, фактор территориальной концентрации; новые факторы размещения: фактор наукоемкости, экологический фактор; «приморская урбанизация»; технопарки; технополисы

Население мира

1,2

 

 

25.

Итоговый урок по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».

1

Обобщающий

Политическая карта мира, тесты, атласы

Контроль усвоения материала обучающимися

 

1,2

 

 

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 ч.)

26.

География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, карта «Промышленность мира», учебник, атласы

Промышленность; старые, новые и новейшие отрасли; территориальные пропорции; отраслевая и территориальная структура мировой промышленности

Мировое хозяйство

1,2

 

 

27.

Топливно-энергетический и металлургический комплексы.

1

Урок-лекция

Карты «Топливно-энергетический комплекс мира», «Полезные ископаемые мира», «Металлургический комплекс мира», физическая карта мира, учебник, атласы

ТЭК; мировой энергетический кризис; топливно-энергетический баланс мира; мировой сырьевой кризис; «Великие горнодобывающие державы»; черная и цветная металлургия; сырьевой, транспортный, экологический, энергетический фактор, ориентация на потребителя

Научно-техническая революция

1,2

 

 

28.

Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленности.

1

Изучение нового материала

Карты «Машиностроение мира», «Химическая промышленность мира», «Лесная промышленность мира», «Легкая промышленность мира», учебник, атласы, статистические материалы

Машиностроение; отраслевая структура машиностроения; старые, новые и новейшие отрасли машиностроения; территориальная структура мирового машиностроения; машиностроительные регионы; химическая промышленность; мировые регионы химической промышленности; лесные ресурсы; северный и южный лесной пояс; текстильная промышленность; мировые регионы текстильной промышленности

Отраслевая структура Мирового хозяйства. Территориальная структура Мирового хозяйства

1,2

 

 

29.

Сельское хозяйство. П/р.N 4 по теме «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции».

1

Комбинированный

Карта «Сельское хозяйство мира», учебник, атласы, статистические материалы

Сельское хозяйство; товарное и потребительское сельское хозяйство; агробизнес; «Зеленая революция»; растениеводство: зерновые, масличные, клубнеплодные, тонизирующие, волокнистые культуры; животноводство: разведение КРС, свиноводство, овцеводство; рыболовство; аквакультура

Факторы размещения

1,2

 

 

30.

География транспорта.

1

Урок-лекция

Карта «Транспорт мира», атласы, учебник

Транспорт; мировая транспортная система; контейнеризация; региональные транспортные системы; сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный; водный транспорт: морской и внутренний водный; воздушный транспорт

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

1,2

 

 

31.

Всемирные экономические отношения.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, атласы, учебник

Всемирные экономические отношения (ВЭО); новый мировой экономический порядок (НМЭП); открытая экономика; экспортная квота; свободная экономическая зона (СЭЗ)

География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира

1,2

 

 

32.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

1

Урок-лекция

Политическая карта мира, учебник, статистические материалы

ТНК; прямые инвестиции; география финансовых потоков; Группа Всемирного банка; Международный валютный фонд (МВФ); международное производственное сотрудничество; международные специализация и кооперирование производства; научно-техническое сотрудничество

 Топливно-энергетический и металлургический комплексы

1,2

 

 

33.

Главные центры мировой торговли.

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, атласы, учебники, раздаточный материал

Мировая торговля; структура мировой торговли; международные услуги; география мировой торговли; торговый баланс; Всемирная торговая организация (ВТО)

Машиностроение; химическая, лесная и легкая промышленности

1,2

 

 

34.

Систематизация изученного в курсе 10 класса.

1

Обобщающий

Политическая карта мира, атласы

Контроль усвоения материала обучающимися

 

1,2

 

 

35.

Итоговый урок за курс 10 класса.

1

Обобщающий

Политическая карта мира, тесты, атласы

Контроль усвоения материала обучающимися

 

1,2

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1. В.П. Максаковский. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Просвещение, 2009.

2. Е.А Жижина., Н.А Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.