Рабочие программы по ОПК

Рассмотрена

на заседании МО

естественнонаучного цикла

от 28.08.2014 г

протокол № 1

Принята

на заседании педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г

протокол № 1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014 г № 62

Директор школы ________

 Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

 10 класс

Пономаревой Дарьи Сергеевны

 учителя

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М._____

___ августа 2014 г.

 

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта 2004 года среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), использована программа курса химии для изучения химии в X классе общеобразовательных учреждений авторы: О.С. Габриелян; Ф.Н. Маскаев (раздел «Органическая химия. 10класс.»). Программа рассчитана на 35 часов, включает 3 контрольных и 2 практических работ. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал химии, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне.

В состав УМК входят:

- учебник О.С. Габриелян, Ф.М. Маскаев Химия. 10 класс. Базовый уровень.

- О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений.

- электронные образовательные ресурсы.

 Настоящий УМК создан в формате требований непрерывности и преемственности в обучении химии.

Реализация принципа развивающего обучения достигается изучением основ теоретического содержания органической химии с последующим переходом к их использованию на конкретном фактологическом материале, где теоретические знания играют объясняющую и прогнозирующую роль.

Цели:

Изучение химии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

·                    освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·                    овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·                    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·                    воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

·                    применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа по химии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии при структурировании знаний вещества, гомологического ряда веществ.

Учебно – тематический план

 

№ п/п

Название темы

кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

 

Введение в органическую химию

1

 

 

1

Теория строения органических соединений

6

 

1

2

Углеводороды

7

 

1

3

Кислородосодержащие соединения

9

 

1

4

Азотосодержащие соединения

4

2

 

5

Химия и жизнь.

3

 

 

 

ИТОГО:

30

2

3

 

Содержание программы

За основу взята программа курса химии для 10 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Введение в органическую химию (1час)

Водный инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете химии. Основные методы при изучении органической химии.

Тема 1. Теория строения органических соединений (7 часов)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

Тема 2. Углеводороды (8 часов)

Природные источники углеводородов. Понятие «углеводород». Нефть. Состав и её промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов (на примере метана и этана: горение, замещение, разложение, дегидрирование). Алканы в природе. Применение.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена Изомерия алкенов: структурная. Положение π-связи, межклассовая. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этилена (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические и химические свойства изопрена и бутадиена -1,3(обесчвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки). Резина. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацителена . Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи и межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические и химические (горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация) свойства этина. Р-ция полимеризации винилхлорида и его применение. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Физические и химические (горение, галогенирование, нитрование) свойства бензола. Применение бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена .

Тема 3. Кислородсодержащие соединения (10 часов)

Состав, классификация, изомерия спиртов. Водородная связь. Химические свойства этанола (горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид), применение этанола. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин- представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле, физические и химические свойства (взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация с формальдегидом); применение. Классификация, номенклатура, Физические и химические свойства (окисление и восстановление), качественная реакции на альдегиды. Применение метаналя и этаналя. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура Физические и химические (общие св-ва с неорг. к-ми, р-ция этерификации) свойства уксусной кислоты. Карбоновые кислоты в природе, биологическая роль карбоновых кислот. Применение уксусной к-ты. Сложные эфиры.

Жиры. Мыла. Строение, получение, номенклатура. Физические и химические свойства, значение.

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства, омыление жиров, получение мыла. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Калорийность жиров.

Тема 4. Азотосодержащие соединения (6 часов)

Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола. Анилин - органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом - поликонденсация. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки как природные полимеры. Биологические функции белков. Калорийность белков. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Понятия РНК и ДНК, Синтез н/к в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль н/к в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Генетическая связь между классами органических соединений на примере переходов.

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гиперавитаминозы. Витамин С, как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Лекарственная химия: от агрохимии до химиотерапии. Аспирин. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.

Тема 5. Химия и жизнь (3 часа)

Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства личной гигиены. Химия и пища. Экология жилища. Химия и гигиена человека

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать / понимать

·                важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

·                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

·                основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

·                важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

уметь

·                называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

·                определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

·                характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

·                объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

·                выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

·                проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·                определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·                безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

·                приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

·                критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

дата проведения

план

факт

Введение в органическую химию (1 час)

1

Введение в органическую химию.

1

Вводный

Учебник, рабочая тетрадь, слайды

Что изучает органическая химия? Роль органической химии в жизни человека.

 

1 – 3

 

 

Теория строения органических соединений (7 часов)

2

Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

1

Комбинированный

Модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ.

Становление науки. Понятие «органическая химия». Предпосылки открытия ТСБ. Основные положения ТСБ

Что изучает органическая химия? Роль органической химии в жизни человека.

1 – 4

 

 

3

Классификация органических веществ.

1

Комбинированный

Коллекция органических веществ.

Понятие «алканы», «алкены», «алкодиены», «алкины», простые и сложные эфиры

Основные положения теории строения органических веществ

1 2

 

 

4

Основы номенклатуры.

1

Комбинированный

Модели молекул органических веществ.

основные правила номенклатуры в органической химии

Понятие «алканы», «алкены», «алкодиены», «алкины», простые и сложные эфиры

1 – 3

 

 

5

Изомерия, ее виды.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь, слайды

Понятие изомерии, структурная, пространственная, оптическая изомерии

основные правила номенклатуры в органической химии

1 3

 

 

6

Гомологи. Гомологический ряд.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь, слайды

Гомологический ряд, гомологическая разность.

Понятие изомерии, структурная, пространственная, оптическая изомерии

1 2

 

 

7

Типы химических реакций в органической химии.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь, слайды

Основные типы химических реакций в органической химии: обмена, присоединения, окисления и т.д.

Гомологический ряд, гомологическая разность.

1 – 4

 

 

8

Контрольная работа № 1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова».

1

Обобщающий

Учебник, тетрадь

повторение и закрепление изученного материала

 

1

 

 

Углеводороды (8 часов)

 

9

Природные источники углеводородов.

1

Изучение нового материала

Примеры УВ в разных агрегатных состояниях

Нефть, фракционная перегонка, крекинг, получение, строение и применение

 

1 – 3

 

 

10

Алканы.

1

Комбинированный

Модели молекул органических веществ

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства. Применение.

Природные источники углеводородов

1 – 3

 

 

11

Алкены.

1

Комбинированный

Изготовление модели молекулы пропена

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства. Применение.

Алканы химические и физические свойства

1 – 3

 

 

12

Алкадиены.

1

Комбинированный

Модели молекул органических веществ

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства. Применение.

Алкены химические и физические свойства

1 – 3

 

 

13

Алкины.

1

Комбинированный

Модели молекул органических веществ

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства. Применение.

Алкадиены химические и физические свойства

1 – 3

 

 

14

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».

1

Обобщающий

Учебник, тетрадь

повторение и закрепление изученного материала

 

1

 

 

15

Арены.

1

Комбинированный

Модель молекулы бензола

Понятие «Арены». Строение молекулы. Изомерия. Особенности номенклатуры.

Алкины химические и физические свойства

1 – 3

 

 

16

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической химии. Единства мира веществ

Понятие «Арены». Строение молекулы. Изомерия. Особенности номенклатуры.

1 – 3

 

 

Кислородсодержащие соединения (10 часов)

17

Одноатомные спирты.

1

Изучение нового материала

Учебник, рабочая тетрадь.

Определение «спирт». Классификация. Строение, получение, физические и химические свойства спиртов. Понятия «одноатомный и многоатомный спирт».

Понятие «функциональная группа».

1 – 3

 

 

18

Многоатомные спирты.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Классификация. Строение, получение, физические и химические свойства спиртов.

Лабораторные способы получения спиртов

1 – 3

 

 

19

Фенол.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие «Фенол». Строение, свойства, качественная реакция на фенолы

Строение, получение, физические и химические свойства спиртов.

1 2

 

 

20

Альдегиды.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие «альдегид», «кетон». Классификация, изомерия, номенклатура.

Понятие «Фенол». Строение, свойства, качественная реакция на фенолы

1 – 3

 

 

21

Карбоновые кислоты.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие «карбоновые кислоты». Строение молекулы, классификация, номенклатура

Понятие «альдегид», «кетон». Классификация, изомерия, номенклатура

1 – 3

 

 

22

Генетическая связь кислородсодержащих соединений.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической химии

Понятие «карбоновые кислоты». Строение молекулы, классификация, номенклатура

1 – 3

 

 

23

Сложные эфиры. Жиры.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие «эфир». Сложные эфиры в природе и технике. Понятие «жиры» получение и применение в жизни человека

генетические ряды кислородосодержащих органических соединений

1 2

 

 

24

Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие соединения».

1

Обобщающий

Учебник, тетрадь.

повторение и закрепление изученного материала

 

1

 

 

25

Углеводы.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Источники, строение, классификация. Строение молекул.

 

1 – 3

 

 

26

Крахмал. Целлюлоза.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Строение, применение и основные свойства полисахаридов. Крахмал и целлюлоза, роль в жизни человека.

Источники, строение, классификация. Строение молекул

1 – 3

 

 

Азотосодержащие соединения (6 часов)

27

Амины.

1

Изучение нового материала

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие «амины». Классификация, применение, получение. основные физические и химические свойства.

 

1 – 3

 

 

28

Аминокислоты.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Понятие аминокислот. Строение молекул. Номенклатура. Свойства.

Понятие «амины». Классификация, применение, получение. основные физические и химические свойства.

1 – 3

 

 

29

Практическая работа № 1 по теме «Решение экспериментальных задач по курсу органической химии». Инструктаж по технике безопасности.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь. Примеры витаминов: фрукты, овощи. Комплекс витаминов

решение экспериментальных задач по органической химии

 

1 – 3

 

 

30

Высокомолекулярные соединения.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна и пластмассы»

Понятие «Полимер», «Мономер», примеры высокомолекулярных соединений, свойства и роль в жизни человека.

Понятие аминокислот. Строение молекул. Номенклатура. Свойства.

1 – 3

 

 

31

Практическая работа № 2 по теме «Определение пластмасс и волокон». Инструктаж по технике безопасности.

1

Комбинированный

Коллекция «Волокна и пластмассы»

Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон

 

1 – 3

 

 

32

Обобщающий урок по теме «Азотосодержащие соединения»

1

Обобщающий

Учебник, рабочая тетрадь.

Повторение и систематизация знаний

 

1 – 3

 

 

Химия и жизнь (3 часа)

33

Химия и здоровье.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

История открытия лекарственных средств. Антибиотики. Значение лекарств в жизни человечества.

 

1 – 3

 

 

34

Химия в быту.

1

Комбинированный

Учебник, рабочая тетрадь.

Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве.

История открытия лекарственных средств. Антибиотики. Значение лекарств в жизни человечества.

1 – 3

 

 

35

Повторение основных вопросов курса

1

Обобщающий

Учебник, рабочая тетрадь.

Повторение и систематизация знаний за курс 10 класса

 

1 – 3

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1.                  Учебник О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев «Химия. 10 класс. Базовый уровень»

2.                   О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаева «Химия. Методическое пособие. Базовый уровень. 10 класс»

3.                  Электронные образовательные ресурсы:

·                    Компакт-диск «Уроки химии Кирилл и Мифодий» (10-11 класс)

·                    Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса)

·                    Компакт-диск «Органическая химия. Предельные, непредельные, аром. углеводороды» 1 ч.

·                    Компакт-диск «Органическая химия. Углеводы» 4 ч. (11 опытов, 27 мин.)

·                    Компакт-диск «Органическая химия. Азотсодержащие органические вещества. Белки. Синтетические вещества»

·                    Компакт-диск «Органическая химия. Альдегиды и карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» 3 ч.

·                    Компакт-диск «Органическая химия. Природные источники углеводородов. Спирты и фенолы» 2 ч