Рабочие программы по по информатике и ИКТ

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

10 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 10 классе ориентирован на учебный план, объемом 1 час в неделю всего 35 часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ и программа «Информатика и ИКТ общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов» составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

-         Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

-         Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

-         Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

-         Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.

 

Учебно-тематическое планирование

(10 класс 35 часов)

 

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

1. Введение. Структура информатики.

1

1

2. Информация. Представление информации

3

2

3. Измерение информации

3

2

4. Введение в теорию систем

2

1

5. Процессы хранения и передачи информации

3

2

6. Обработка информации

3

2

7. Поиск данных

1

1

8. Защита информации

2

1

9. Информационные модели и структуры данных

4

2

10. Алгоритм – модель деятельности

2

1

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

4

2

12. Дискретные модели данных в компьютере

4

2

13. Многопроцессорные системы и сети

2

1

14. Резерв

1

 

итого

 35

 

 

Содержание курса

Итоги изучения тем

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

 

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

 

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита в алфавитном подходе к измерению информации.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

 

Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

 

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

 

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

 

Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

 

Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

-         какая информация требует защиты

-         виды угроз для числовой информации

-         физические способы защиты информации

-         программные средства защиты информации

-         что такое криптография

-         что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

 

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

 

Тема 10. Алгоритм – модель деятельности

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

 

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

 

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

 

Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

 

В результате изучения информатики и информационно-коммникационных технологий в 10 классе на базовом уровне ученик должен:

1. Иметь представление о современной вещественно-энергетической и информационной картине мира, знать основные информационные процессы и их свойства.

2. Сформировать представление о моделировании как методе научного познания, знать основные виды информационных моделей и их свойства, уметь строить и анализировать модели, использовать их при решении задач из различных областей знаний.

3. Знать основные понятия, относящиеся к математическим аспектам информатики: двоичная арифметика, основы алгебры высказываний, логические схемы основных устройств компьютера.

4. Сформировать представление об алгоритмах как основе автоматизации информационных процессов, знать их свойства и основные формы записи; уметь строить и записывать алгоритмы, относящиеся к различным областям знаний.

5. Знать основные устройства компьютера и компьютерных сетей.

6. Знать основные виды современного программного обеспечения, уметь работать с базовым программным обеспечением компьютера.

7. Знать основные коммуникационные возможности компьютера, уметь пользоваться коммуникационным программным обеспечением, владеть основами информационной безопасности при работе в Сети.

 

Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 10 класс базовый курс (1 час в неделю всего 35 часа).

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые задания

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

1.                   

Техника безопасности. Введение. Структура информатики.

1

Комбинированный

Техника безопасности. Теория информации

 

 

 

 

2.                   

Информация.

1

Комбинированный

понятие «информация». Виды и свойства информации.

Информационные процессы

 

 

 

3.                   

Представление информации, языки

1

Комбинированный

Естественные и формализованные языки

Естественные языки

 

 

 

4.                   

Представление информации, языки, кодирование

1

Комбинированный

Кодирование и декодирование

 

 

 

 

5.                   

Измерение информации. Объёмный подход

1

Комбинированный

Единицы измерения информации, способы расчета информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Обработка информации.

 

 

 

6.                   

Измерение информации Содержательный подход

1

Комбинированный

содержательный подходов

Измерение информации

 

 

 

7.                   

Измерение информации.

1

Комбинированный

основные подходы к измерению информации; способы нахождения количества информации

 

 

 

 

8.                   

Понятие системы

1

Комбинированный

система

 

 

 

 

9.                   

Информационные процессы в системах

1

Комбинированный

Информационные процессы

 

 

 

 

10.               

Хранения информации

1

Комбинированный

Хранение информации, устройства для хранения

Единицы информации

 

 

 

11.               

Передача информации

1

Комбинированный

Передача информации, шум, избыточность кода

Единицы информации

 

 

 

12.               

Процессы хранения и передачи информации

1

Комбинированный

Хранения информации, передача информации

Единицы информации

 

 

 

13.               

Обработка информации

1

Комбинированный

Обработка информации, исполнители

Информационные процессы

 

 

 

14.               

Алгоритмы

1

Комбинированный

Понятие алгоритма.

 

 

 

 

15.               

Автоматическая обработка данных

1

Комбинированный

обработка данных

Обработка информации, исполнители

 

 

 

16.               

Поиск данных

1

Комбинированный

Поиск данных. Атрибуты данных, организация поиска. Методы поиска.

 

 

 

 

17.               

Защита информации. Виды угроз

1

Комбинированный

Виды угроз. Меры защиты. физические способы защиты информации, программные средства защиты информации

 

 

 

 

18.               

Меры защиты информации.

1

Комбинированный

Криптография. Цифровые подписи

кодирование

 

 

 

19.               

Информационные модели и структуры данных

1

Комбинированный

Информационные модели

 

 

 

 

20.               

Компьютерные информационные модели

1

Комбинированный

Виды моделирования:

 

 

 

 

21.               

Структуры данных

1

Комбинированный

Структуры данных, граф

 

 

 

 

22.               

Структуры данных – модели предметных областей

1

Комбинированный

Графы, деревья, сети, таблицы

 

 

 

 

23.               

Алгоритм – модель деятельности

1

Комбинированный

Понятие алгоритма.

Понятие алгоритма.

 

 

 

24.               

Примеры алгоритмов

1

Комбинированный

Свойства алгоритма

 

 

 

 

25.               

Компьютер. Техническое обеспечение

1

Комбинированный

Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектура ПК, контроллер, шина, память. Устройства.

сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др

 

 

 

26.               

Программное обеспечение компьютера.

1

Комбинированный

Виды программного обеспечения: прикладные, системные, системы программирования

Текстовые, графические редакторы

 

 

 

27.               

Системное программное обеспечение

1

Комбинированный

системное ПО, функции операционной системы

Виды программного обеспечения

 

 

 

28.               

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Перспективы развития.

1

Комбинированный

Перспективы развития компьютерной техники и программного обеспечения

Аппаратное обеспечение компьютера Виды программного обеспечения

 

 

 

29.               

Дискретные модели данных. Представление чисел

1

Комбинированный

Дискретные модели данных. Представления чисел в ПК, представление целых чисел,

Системы счисления

 

 

 

30.               

Представление текста и графики.

1

Комбинированный

Способы кодирования текста. Кодировочные таблицы. Графика в памяти ПК.

цветовые модели, различие растровой и векторной графики

 

 

 

31.               

Представление звука

1

Комбинированный

Способы кодирования графики и звука, дискретное (цифровое) представление звука

 

 

 

 

32.               

Развитие вычислительных систем

1

Комбинированный

Вычислительные системы

 

 

 

 

33.               

Организация локальных систем

1

Комбинированный

Локальные сети

сетевое оборудование

 

 

 

34.               

Организация глобальных систем

1

Комбинированный

Глобальные системы

Интернет, сетевое оборудование

 

 

 

35.               

Резерв

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.        Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2.        И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер (под общей ред. М. П. Лапчика). Методика преподавания информатики.

3.        Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания

4.        Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62

Директор школы

_________Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

11 класса

Маякова Александра Николаевича

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 11 классе ориентирован на учебный план, объемом 1 час в неделю всего 35 часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ и программа «Информатика и ИКТ общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов» составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

-         Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

-         Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

-         Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

-         Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

-         Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.

 

Учебно-тематическое планирование

 (11 класс 34 часов)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

1. Информационные системы

1

1

2. Гипертекст

2

1

3. Интернет как информационная система

5

3

4. Web-сайт

3

1

5. ГИС

2

1

6. Базы данных и СУБД

5

3

7. Запросы к базе данных

4

2

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

4

2

9. Корреляционное моделирование

2

1

10. Оптимальное планирование

1

1

11. Социальная информатика

4

3

12. Резерв

1

 

Итог

  34

 

 

Итоги изучения тем

 

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

 

Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

 

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

 

Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

 

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

 

Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

 

Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)

 

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

-                                 для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

 

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

 

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

 

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

 

В результате изучения информатики и информационно-коммникационных технологий в 11 класс на базовом уровне ученик должен:

1. Иметь представление о современной вещественно-энергетической и информационной картине мира, знать основные информационные процессы и их свойства.

2. Сформировать представление о моделировании как методе научного познания, знать основные виды информационных моделей и их свойства, уметь строить и анализировать модели, использовать их при решении задач из различных областей знаний.

3. Знать основные понятия, относящиеся к математическим аспектам информатики: двоичная арифметика, основы алгебры высказываний, логические схемы основных устройств компьютера.

4. Сформировать представление об алгоритмах как основе автоматизации информационных процессов, знать их свойства и основные формы записи; уметь строить и записывать алгоритмы, относящиеся к различным областям знаний.

5. Знать основные устройства компьютера и компьютерных сетей.

6. Знать основные виды современного программного обеспечения, уметь работать с базовым программным обеспечением компьютера.

7. Знать основные коммуникационные возможности компьютера, уметь пользоваться коммуникационным программным обеспечением, владеть основами информационной безопасности при работе в Сети.

8. Сформировать представление об информационных технологиях и роли в них современных средств информатизации, уметь организовывать технологический процесс преобразования информации с использованием компьютера.

9. Сформировать представление о социальных информационных технологиях, уметь приводить примеры таких технологий из различных областей человеческой деятельности.

10. Знать основные понятия социальной информатики: социальные коммуникации, информационные ресурсы общества, информационная защита, видеть позитивные и негативные аспекты информатизации.

 

Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 11 класс базовый курс (1 час в неделю всего 34 часа).

 

Изучаемая тема

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

Факт

1.                   

Техника безопасности. Информационные системы

1

Комбинированный

Техника безопасности. Информационная система.

 

 

 

 

2.                   

Гипертекст

1

Комбинированный

Гипертекст, ссылка.

гиперссылки

 

 

 

3.                   

Закладки и гиперссылки

1

Комбинированный

закладка, указатель ссылки и адресная часть гиперссылки, организация гиперссылок

гиперссылки

 

 

 

4.                   

Интернет как информационная система

1

Комбинированный

Интернет. IP-адрес.

 

 

 

 

5.                   

Службы Интернета

1

Комбинированный

Информационные службы. Электронная почта. Электронный адрес. Почтовый сервер.

гиперссылки

 

 

 

6.                   

WWW – Всемирная паутина

1

Комбинированный

World Wide Web, адресация в Интернете Браузер - инструмент работы с WWW

Открытие, сохранение Web-страниц. Перемещение в Сети

 

 

 

7.                   

Поисковые системы

1

Комбинированный

Средства поиска информации в Сети Поисковые машины

 

 

 

 

8.                   

Поиск в Интернете

1

Комбинированный

Поисковый каталог, поисковый указатель. Запросы

 

 

 

 

9.                   

Web – сайт

1

Комбинированный

Публикация в Интернете. Средства создания Web-страниц

web-страница

 

 

 

10.               

Проектирование сайта

1

Комбинированный

Web-сайт. Элементы сайта

web-страница

 

 

 

11.               

Разработка сайта

1

Комбинированный

средства для создания Web-страниц

web-страница

 

 

 

12.               

Геоинформационные системы

1

Комбинированный

Геоинформационные системы

 

 

 

 

13.               

Использование геоинформационных систем

1

Комбинированный

Геоинформационные системы

 

 

 

 

14.               

База данных

1

Комбинированный

База данных, фактографическая, документальная, распределенная, централизованная БД,.

Геоинформационные системы

 

 

 

15.               

Системы управления базами данных

1

Комбинированный

СУБД, реляционная БД, поле, запись

База данных

 

 

 

16.               

Проектирование базы данных

1

Комбинированный

Таблица, запрос, форма, отчет, макросы и модули

База данных

 

 

 

17.               

Создание базы данных

1

Комбинированный

создавать структуру БД и заполнять ее данными

База данных

 

 

 

18.               

Создание и использование форм

1

Комбинированный

работать с формами

База данных

 

 

 

19.               

Запросы к базе данных

1

Комбинированный

Редактор запросов

формы

 

 

 

20.               

Логические условия выбора данных

1

Комбинированный

правила создания запросов

Логическое высказывание, логическая операция

 

 

 

21.               

Условия выбора и сложные логические выражения

1

Комбинированный

виды логических выражений для создания сложных запросов

конъюнкция, дизъюнкция, отрицание

 

 

 

22.               

Создание сложных запросов

1

Комбинированный

создания сложных запросов

запросы

 

 

 

23.               

Моделирование зависимостей

1

Комбинированный

Модель, моделирование

 

 

 

 

24.               

Модели статистического прогнозирования

1

Комбинированный

Модель, моделирование, статистика

 

 

 

 

25.               

Статистическое моделирование

1

Комбинированный

Статистические модели

 

 

 

 

26.               

Моделирование корреляционных зависимостей

1

Комбинированный

Корреляционное моделирование

 

 

 

 

27.               

Корреляционное моделирование

1

Комбинированный

Корреляционное моделирование

 

 

 

 

28.               

Моделирование зависимостей между величинами

1

Комбинированный

Моделировани

 

 

 

 

29.               

Оптимальное планирование

1

Комбинированный

Оптимальное планирование

 

 

 

 

30.               

Информационные ресурсы

1

Комбинированный

Информационные ресурсы. Рынок ресурсов

Интернет

 

 

 

31.               

Информационное общество

1

Комбинированный

Информационное общество. Развитие и массовое использование информационных технологий.

 

 

 

 

32.               

Правовое регулирование в информационной сфере

1

Комбинированный

О правовой охране программ для ЭВМ, информация, авторское право

 

 

 

 

33.               

Информационная безопасность

1

Комбинированный

основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

физические способы защиты информации, программные средства защиты информации

 

 

 

34.               

Повторение

1

Комбинированный

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.      Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2.      И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер (под общей ред. М. П. Лапчика). Методика преподавания информатики.

3.      Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания

4.      Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.