Рабочие программы по краеведению

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

естественнонаучного

цикла

от28.08.2014г

протокол N1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

От 29.08.2014г

протокол N1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г №62

Директор школы______________

 Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

10 класс

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М._______

____сентября 2014г

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

 Программа школьного курса «Краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического, обществоведческого и исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического и исторического образования, а так же с учетом изменений, проис­ходящих в общеобразовательной школе.

 Региональный курс «Краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии, истории и литературы. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у обучающихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций..

 Курс «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического, исторического и культурного образования.

 Основная цель курса – сформировать у обучающихся целостное представление о геокультурном, историческом и культурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества, хозяйства и культуры.

 На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности обучающегося. Решению этих задач во многом способствует нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

 Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у обучающихся знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области курс «Краеведение» рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Учебно-тематический план

 

№ n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Природные условия и ресурсы Воронежской области

11

3.

Историческое краеведение.

2

4.

Развитие образования.

3

5.

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области.

2

6.

Архитектура Воронежской области.

2

7.

Изобразительное искусство Воронежской области.

3

8.

Музыкальное искусство Воронежской области.

4

9.

Литература Воронежского края. Театр.

5

10.

Обобщение по курсу.

1

 

Содержание тем учебного курса

Введение – 2 часа

 Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.

Природные условия и ресурсы Воронежской области – 11 часов

 Физико-географическое положение Воронежской области. Экономико-географическое положение Воронежской области. Полезные ископаемые Воронежской области. Рельеф и геоморфологические процессы. Климат и агроклиматические ресурсы. Почвенный покров. Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области. Лесные ресурсы Воронежской области. Растительный покров. Разнообразие животного мира.

Историческое краеведение – 2 часа.

Воронежский край с древности до конца 18 века. Город Воронеж и Воронежский край после 1917 года.

Развитие образования – 3 часа.

Развитие образования в Воронежском крае в 19 веке. Становление советской школы.

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области – 2часа.

Источники развития художественных ремёсел и промыслов. Промыслы и ремёсла.

Архитектура Воронежской области – 2 часа.

Воронеж в 16-19 вв. Архитектурный облик города в 20 веке.

Изобразительное искусство Воронежской области – 3 часа.

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 века. Воронежское изобразительное искусство в 20 веке.

Музыкальное искусство Воронежской области - 4 часа.

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае. Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века. Музыка служит Победе. Современная профессиональная и любительская музыкальная культура Воронежского края.

Литература Воронежского края. Театр – 5 часов.

Литературные традиции Воронежского края. Писатели-земляки. Поэзия Воронежского края. Воронежский театр в 18-19 вв. Воронежский театр в 20 веке. Театры городов области.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения краеведения ученик должен:

 Знать:

- историю географических исследований в Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формиро­вания и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- исторические события, происходившие в истории края, даты этих событий;

- знаменательные персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры.

Уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять сравнение;

- аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку. Осуществлять ценностно0ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

Введение (2 часа)

1.

Место географического краеведения в системе общегеографических наук.

1

Вводный

Методическая литература; слайды

Место краеведения в системе наук

 

1

 

 

2.

История развития краеведения.

1

Вводный

Методическая литература; слайды

История развития краеведения

Место географического краеведения в системе общегеографических наук

1

 

 

Природные условия и ресурсы Воронежской области (11 часов)

3.

Физико-географическое положение Воронежской области.

1

Изучение нового материала

Карта Воронежской области, слайды.

Отношение Воронежской области к карте страны.

История развития краеведения

1,2

 

 

4.

Экономико-географическое положение Воронежской области.

1

Комбинированный

Презентации.

Положение Воронежской области относительно кары России.

Физико-географическое положение Воронежской области

1,2

 

 

5.

Полезные ископаемые Воронежской области.

1

Комбинированный

Презентации. Географические карты.

Полезные ископаемые Воронежского края.

Экономико-географическое положение Воронежской области

1,2

 

 

6.

Рельеф и геоморфологические процессы.

1

Комбинированный

Индивидуальные карточки.

Рельеф края.

Экономико-географическое положение Воронежской области

1,2

 

 

7.

Рельеф и геоморфологические процессы.

1

Комбинированный

Карта Воронежской области.

Геоморфологические процессы.

Полезные ископаемые Воронежской области

1,2

 

 

8.

Климат и агроклиматические ресурсы.

1

Комбинированный

Доклады, сообщения.

Климатические особенности Воронежского края.

Рельеф и геоморфологические процессы

1,2

 

 

9.

Почвенный покров.

1

Комбинированный

Презентации.

Почвенный покров области.

Рельеф и геоморфологические процессы

1,2

 

 

10

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области.

1

Комбинированный

Фото- и видеоматериалы.

Водные ресурсы Воронежского края.

Климат и агроклиматические ресурсы

1,2

 

 

11

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области.

1

Комбинированный

Фото- и видеоматериалы.

Внутренние воды Воронежской области.

Почвенный покров

1,2

 

 

12

Лесные ресурсы Воронежской области.

1

Комбинированный

Фото- и видеоматериалы.

Леса Воронежской области.

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области

1,2

 

 

13

Растительный покров.

1

Комбинированный

Фото- и видеоматериалы.

Растительный покров края.

Лесные ресурсы Воронежской области

1,2

 

 

Историческое краеведение (2 ч.)

14

Воронежский край в 18 веке.

1

Комбинированный

Презентации.

Новый этап заселения Центрально-Чернозёмного края.

История Воронежского края Археология.

1,2, 3, 4.

 

 

15

Воронежский край после Октябрьской революции 1917 года.

1

Урок усвоения новых знаний.

Презентации.

Установление советской власти в крае. Заселение городов.

Установление Советской власти в стране.

1,2. 3, 4.

 

 

Развитие образования (3 ч.)

16

Развитие образования в Воронежском крае 17-18 вв.

1

Урок-семинар.

Слайды.

Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

Роль народного образования.

1,2, 3, 4

 

 

 

17

Развитие образования в Воронежском крае в19 веке.

1

Изучение нового материала

Сообщения.

Роль Воронежского земства в развитии образования в крае.

Земства, их роль в становлении образования.

1,2, 3, 4.

 

 

18

Становление советской школы в Воронежском крае.

1

Комбинированный

Сообщения.

Реформирование образования в советский период.

Декреты Советской власти.

1,2, 3,4.

 

 

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области (2 ч.)

19

Источники развития художественных ремёсел и промыслов.

1

Комбинированный

Презентации.

Традиции художественных ремёсел и промыслов.

Культура России в древности.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

20

Промыслы и ремёсла: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание, узорное ткачество, народный костюм.

1

Комбинированный

Наглядный материал.

Переход к промышленному производству.

Народное творчество, развитие ремёсел.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

Архитектура Воронежской области (2 ч.)

21

Архитектурная революция: Воронеж в 16-19 вв.

1

Комбинированный

Фото- и видеоматериалы.

Архитектура как вид искусства.

Развитие архитектуры в России.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

22

Архитектурный облик города в 20 веке.

1

Обобщающий

Фото- и видеоматериалы.

Особенности архитектурного развития города.

Великие зодчие.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

Изобразительное искусство Воронежской области (3 ч.)

23

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 в.

1

Изучение нового материала

Презентации.

Воронежские художники. Выставки работ.

Изобразительное искусство России в 18-19 вв.

1,2, 3, 4, 5

 

 

24

Воронежское изобразительное искусство в 20 в.

1

Комбинированный

Презентации.

Открытие свободных художественных мастерских и их деятельность.

Изобразительное искусство страны в 20 веке.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

25

Воронежское изобразительное искусство в наши дни.

1

Изучение нового материала

Презентации.

Поиск новых путей в искусстве.

Великие русские художники.

1,2,3, 4, 5.

 

 

Музыкальное искусство Воронежской области (4 ч.)

26

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае.

1

Комбинированный

Аудиоматериалы.

Истоки музыкальных традиций в Воронежском крае.

Музыкальное искусство России, его становление.

1,2,3, 4, 5.

 

 

27

Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века.

1

Комбинированный

Аудиоматериалы.

Основные события музыкальной жизни.

Музыкальное искусство страны в начале 20 века.

1,2,3, 4, 5.

 

 

28

Музыка служит Победе.

1

Комбинированный

Аудиоматериалы.

Трудные военные годы.

Музыка периода ВОВ.

1,2,3, 4. 5.

 

 

29

Современная профессиональная и любительская музыкальная культура воронежской области.

1

Комбинированный

Аудиоматериалы.

Воронежская организация Союза композиторов России.

Современное музыкально искусство.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

Литература Воронежского края. Театр (5 ч.)

30

Литературные традиции Воронежского края.

1

Комбинированный

Фотоматериалы.

Литература России в 19 веке.

Русская литература. Великие писатели.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

31

Писатели-земляки.

1

Комбинированный

Фотоматериалы, мини-выставка книг воронежских писателей.

И. Бунин, А. Платонов.

Роль воронежских писателей в русской литературе.

1,2,3, 4, 5.

 

 

32

Поэты Воронежского края.

1

Обобщающий

Книги воронежских поэтов.

А. Кольцов, И. . Никитин.

Русская поэзия.

1,2,3,4, 5.

 

 

33

Воронежский театр в 18-19 вв.

1

Обобщающий

Презентации.

Новые формы театрализованных представлений.

Традиции русского театрального искусства.

1,2, 3, 4, 5.

 

 

34

Воронежский театр в 20 в. Театры городов области.

1

Обобщающий

Фото- и видеоматериалы

Новые черты театра в 20 веке.

 

1,2,3, 4, 5.

 

 

Обобщение по курсу(1 ч.)

35

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Обобщающий

 

 

 

1,2

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. География Воронежской области. – В.: ВГПУ, 1998.

2. Атлас Воронежской области. – В.: ВГПУ, 1994.

3.М. И. Баранникова. Историко-культурное краеведение. Воронеж, ВГПУ, 2012г.

4. Люби и знай родной свой край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008.

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

естественнонаучного

цикла

от28.08.2014 г

протокол N1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от29.08.2014 г

протокол N1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от01.09.2014 г №62

Директор школы______________

 Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

11 класс

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя 1квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с зам. директора по УВР

Соловьевой Т.М._______

____сентября 2014г

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

 Программа школьного курса «Краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, Федерального базисного учебного плана, федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне географического а так же с учетом изменений, проис­ходящих в общеобразовательной школе.

 Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории, географии и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он даёт возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно-ориентированными подходами. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у обучающихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического и исторического образования способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользо­вателя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

 Курс «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического, исторического и культорологического образования. Основная цель курса – сформировать у обучающихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

 На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности обучающегося. Решению этих задач во многом способствует нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

 Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической, исторической действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у обучающихся знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области курс «Краеведение» рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Учебно-тематический план

 

№ n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Население и хозяйство Воронежской области.

10

3.

Историческое краеведение.

4

4.

Народное просвещение.

4

5.

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области.

4

6.

Архитектура Воронежской области.

2

7.

Изобразительное искусство Воронежской области.

2

8.

Музыкальное искусство Воронежской области.

4

9.

Театр. Литература.

2

10.

Обобщение по курсу.

1

 

Итого

35

 

Содержание тем учебного курса

1.                   Введение - 2 часа.

История развития краеведения.

2.                  Население и хозяйство Воронежской области – 10 часов.

История заселения Воронежской области. Численность населения и его динамика. Демографическая ситуация в Воронежской области. Национальный и религиозный состав. Общая характеристика хозяйства Воронежской области.

3.                  Воронежский край в 18 веке. Города Воронежской области. Воронежский край после 1917 года. Воронежский край в годы Великой Отечественной войны.

4.                  Народное просвещение – 2 часа.

Развитие образования в Воронежском крае в 17-18 в. Развитие образования в Воронежском крае в 19 в. Образование в 20 в. Система образования в военные и послевоенные годы.

5.                  Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области – 4 часа.

Источники развития художественных ремёсел и промыслов. Промыслы и ремёсла. Народный костюм.

6.                  Архитектура Воронежской области – 2 часа.

Воронеж в 17-19 вв. Архитектурный облик города в 20 веке.

7.                  Изобразительное искусство Воронежской области – 2 часа.

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 века. Воронежское изобразительное искусство в 20 веке.

8.                  Музыкальное искусство Воронежской области – 4 часа.

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае. Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века. Музыка служит Победе. Современная профессиональная и любительская музыкальная культура Воронежской области.

9.                  Театр. Литература – 2 часа.

Воронежский театр в 20 веке. Литература Воронежского края. Обобщение по курсу.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения краеведения ученик должен:

 Знать:

- историю географических исследований в Воронежской области;

- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

- знаменитые персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для истории культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий.

Уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности суждения. Давать собственную оценку географическим и историческим событиям;

- анализировать природные закономерности и явления.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за отдельными географическими и историческими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

- решения социально значимых географических, исторических и культуроведческих задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

 - составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Колич часов

Тип урока

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Литература

Дата провед.

план

факт

Введение (2 часа).

1.

Место географического краеведения в системе общегеографических наук.

1

Вводный урок по курсу.

Карта края.

Система географических наук. Место краеведения.

Географическое краеведение как наука.

1,2

7. 09

2.

История развития краеведения.

1

Урок-лекция.

Фотоматериалы.

Исторические кони краеведения.

Местоположение Воронежского края.

1,2

14. 09

Население и хозяйство Воронежской области (10 часов).

3.

История заселения и хозяйственного освоения Воронежской области.

1

Урок-презентация.

Карта края.

Заселение и освоение Воронежского края.

Исторические факты о Воронежском крае.

1,2

21. 09

4.

История заселения и хозяйственного освоения Воронежской области

1

Комбинированный урок.

Карта края.

История освоения Воронежского края.

Исторические факты о Воронежском крае.

1,2

28. 09

5.

Численность населения и его динамика.

1

Урок-исследование

Диаграммы

Численность населения края.

География Воронежской области.

1,2

5. 10

6.

Численность населения и его динамика.

1

Урок закрепления изученного.

Диаграммы

Динамика заселения.

Роль численности населения для развития края.

1,2

12. 10

7.

Демографическая ситуация в Воронежской области.

1

Урок-исследование

Архивные данные.

Демографическая ситуация в крае.

Понятие демографии.

1,2

19. 10

8.

Демографическая ситуация в Воронежской области.

1

Урок закрепления изученного.

 

Демографические процессы в области.

Понятие демографии.

1,2

26. 10

9.

Расселение населения.

1

Комбинированный.

Карта края.

Движение населения в крае.

 

1,2

9. 11

10.

Национальный и религиозный состав.

1

Урок-исследование

Архивные материалы.

Национальный состав.

Национальный состав России.

1,2

16.11

11.

Национальный и религиозный состав.

1

Урок-конференция

 

Религии.

Религии на территории России.

1,2

23.11

12.

Общая характеристика хозяйства Воронежской области.

1

Презентация.

Карта края.

Общая характеристика хозяйства.

Хозяйство страны.

1,2

30.11

Историческое краеведение (4 часа).

13.

Воронежский край с древности до конца 18 века.

1

Комбинированный.

Карта края.

Воронеж в древности.

Россия до конца 18 века.

3, 4, 5

8.12

14.

Города Воронежской области.

1

Презентация.

ИКТ

Возникновение и развитие городов.

Возникновение и развитие городов.

3,4, 5

15.12

15.

Город Воронеж и край после 1917 года.

1

Урок-конференция.

Архивные материалы.

Влияние Октябрьской революции на развитие края.

Возникновение и развитие городов.

3, 4, 5

22.12

16.

Воронежский край в годы Великой Отечественной войны.

1

Презентация

ИКТ

Воронеж в годы ВОВ.

Страна в годы ВОВ.

3, 4, 5

 

Народное просвещение (4 часа).

17.

Развитие просвещения в Воронежском крае в 17-18 вв.

1

Комбинированный.

Архивные материалы.

Становление образования в крае.

Развитие образования в России до конца 18века.

3,4, 5

 

18.

Развитие образования в Воронежском крае в 19 веке.

1

Комбинированный.

Архивные материалы.

Развитие образования в крае.

Развитие образования в стране в 19 веке. Земства.

3, 4, 5

 

19.

Образование в 20 веке.

1

Урок-конференция.

ИКТ.

Образование в крае в 20 веке.

Образование в стране в 20веке.

3, 4, 5

 

20.

Система образования в военные и послевоенные годы.

1

Презентация.

ИКТ.

Система современного образования.

Страна после ВОВ.

3, 4, 5

 

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области (4 часа).

21.

Источники развития художественных ремёсел и промыслов.

1

Комбинированный.

Фотоматериалы.

Возникновение художественных ремёсел и промыслов.

Народное творчество.

3, 4, 5

 

22.

Промыслы и ремёсла.

1

Презентация.

ИКТ.

Многообразие промыслов и ремёсел.

Народные промыслы .

3, 4, 5

 

23.

Народный костюм.

1

Презентация.

ИКТ.

Народный костюм.

История народного костюма.

3, 4, 5

 

24.

Урок-презентация: художественные ремёсла.

1

Презентация.

ИКТ.

Развитие художественных ремёсел.

Развитие художественных ремёсел.

3, 4, 5

 

Архитектура Воронежской области (2 часа).

25.

Архитектурная революция: Воронеж в 16-19 вв.

1

Комбинированный.

Фотоматериалы.

Развитие архитектуры в крае.

Архитектура как вид культуры.

3, 4, 5

 

26.

Архитектурный облик города в 20 веке.

1

Урок-конференция.

Фотоматериалы.

Облик Воронежа.

Городское строительство.

3, 4, 5

 

Изобразительное искусство Воронежской области (2 часа).

27.

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 века.

1

Урок усвоения нового материала.

Репродукции

Истоки изобразительного искусства края.

Изобразительное искусство как отрасль культуры.

3, 4, 5

 

28.

Воронежское изобразительное искусство в 20 веке.

1

Комбинированный.

Репродукции

Изобразительное искусство края в 20 веке.

ИЗО в 20 веке. Лучшие традиции.

3, 4. 5

 

Музыкальное искусство Воронежской области (4 часа).

29.

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае.

1

Урок усвоения новых знаний.

Аудиоматериалы.

Становление музыкальных традиций в крае.

Лучшие музыкальные традиции страны.

3, 4, 5

 

30.

Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века.

1

Урок-концерт.

Аудиоматериалы.

Развитие музыкальной культуры в 20 веке.

Музыкальная жизнь России в 20 веке.

3, 4, 5

 

31.

Музыка служит Победе.

1

Презентация.

Аудиоматериалы.

Музыка в годы ВОВ.

Музыка в годы ВОВ.

3, 4, 5

 

32.

Современная профессиональная и любительская музыкальная культура Воронежской области.

1

Практическое занятие.

Аудиоматериалы.

Современная музыка.

Современные музыкальные направления.

3, 4, 5

 

Театр. Литература (2 часа).

33.

Воронежский театр в 20 веке.

1

Урок усвоения новых знаний.

ИКТ.

Развитие Воронежского театра.

Театр в России.

3, 4, 5

 

34.

Литература Воронежского края.

1

Комбинированный.

ИКТ.

Литература края. Писатели-земляки.

Развитие литературы.

3, 4, 5

 

35.

Обобщение по курсу.

1

Урок-обобщение.

 

 

 

3, 4, 5

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. География Воронежской области. – В.: ВГПУ, 1998.

2. Атлас Воронежской области. – В.: ВГПУ, 1994.

3. М. И Баранникова, Историко-культурное краеведение. Воронеж, 2012.

4. «Люби и знай родной край». Учебное пособие. Воронеж, 2008 г.