Рабочие программы по литературе

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

гуманитарного цикла

от 28.08.2014 г.

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г.

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МКУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014 г. №62

Директор школы ___________

Климова В.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс

Слепокуровой Ирины Ивановны

учителя 1 квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).

По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 105 часов.

Цели обучения:

Изучение литературы в 10 классе на базисном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание программы.

Введение.

«Прекрасное начало».

А. С. Пушкин.

Основные этапы творческой биографии. «Муза пламенной сатиры».

М. Ю. Лермонтов.

Особенности поэтического мира. «Падший ангел». Поэма «Демон».

Н. В. Гоголь.

«Страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема Петербурга.

А. Н. Островский.

Жизнь и судьба. «Бесприданница». «Гроза». История создания. Изображение «затерянного мира» в драме. Образ Катерины в свете литературной критики.

И. А. Гончаров.

Роман «Обломов». Проблематика романа. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская . Обломов и Агафья Пшеницына.

И. С. Тургенев.

Жизненный и творческий путь. Роман «Отцы и дети». Нигилизм Базарова, его социальные и нравственные истоки. Стихотворения в прозе – гимн вечной жизни.

Н. Г. Чернышевский.

Обзор романа «Что делать?».

Н. А. Некрасов.

Судьба поэта и его художественный мир. На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова.

Ф. И. Тютчев. А. И. Фет.

Мыслящая поэзия Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Гармония слияния человека с природой.

Н. С. Лесков.

Хождение «очарованной души». Повесть «Очарованный странник».

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Роман-хроника «История одного города». Сюжет и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста».

А. К. Толстой.

Историческая тема в произведениях Толстого. Сатирические произведения.

Л. Н. Толстой.

«Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру». История создания и проблематика эпопеи «Война и мир». Именины у Ростовых. Лысые Горы. «Дубина народной войны». «Мысль народная» в романе. Истинный и ложный патриотизм. «Мысль семейная» в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.

Ф. М. Достоевский.

Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Идея против жизни. Поединок со следователем. Вечная Сонечка.

А. П. Чехов.

Жизнь и творчество. Несмешные истории. Пьеса «Вишнёвый сад». Грустная оптимистическая комедия.

Учебно-тематический план

 

Наименование тем и разделов

Кол. часов

Развитие речи

1

Введение

2

 

2

А. С. Пушкин

4

 

3

М. Ю. Лермонтов

4

1

4

Н. В. Гоголь

3

 

5

А. Н. Островский

6

1

6

И. А. Гончаров

10

1

7

И. С. Тургенев

9

1

8

Н. Г. Чернышевский

1

 

9

Н. А. Некрасов

9

1

10

Ф. И. Тютчев, А. И. Фет

6

1

11

Н. С. Лесков

2

 

12

М. Е. Салтыков-Щедрин.

3

 

13

А. К. Толстой

2

 

14

Л. Н. Толстой

17

2

15

Ф. М. Достоевский

10

1

16

А. П. Чехов

9

2

17

Уроки повторения и обобщения материала

5

 

 

Итого:

105

11

 

Литература

1. Учебник «Литература 10 класс» Части 1-2, В.И.Сахаров, С.А.Зинин

2. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс, И.В.Золотарева, Т.И.Михайлов

3. «Русские писатели» Биобиблиографический словарь, П.А.Николаева

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата план.

Дата факт

Введение (2 час.)

1

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1

Уроки усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, видеоматериалы.

Историко-литературный процесс. Вечные темы русской классики.

Древнерусская литература.

1,2,3

 

 

2

«Прекрасное начало».

1

Урок-беседа.

Учебные таблицы.

«Золотой» век русской литературы.

Литература 18 века.

1,2,3

 

 

А. С. Пушкин (4 час.)

3

А. С. Пушкин. Основные этапы творческой биографии.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Видеоматериалы.

Тематические жанры лирики. Традиции романтической лирики.

Жизнь и творчество А. с. Пушкина.

1,2,3

 

 

4

Лирика А. С. Пушкина. «Муза пламенной сатиры». Годы странствий.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.

Основные мотивы лирики Пушкина.

1,2,3

 

 

5

«Жребий русского поэта» (по творчеству А. С. Пушкина).

1

Урок – конференция.

Видеоматериалы.

Судьба поэта в свете исторических событий.

Судьба великого поэта.

1,2,3

 

 

6

«Поединок двух всадников» ( По поэме «Медный всадник »

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

«Петербургская тема» в творчестве Пушкина.

Драматические произведения.

1,2,3

 

 

М. Ю. Лермонтов (4 час.)

7

М. Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Тематические жанры лирики. Байронические мотивы лирики.

Жизнь и творчество поэта.

1,2,3

 

 

8

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова ( « Я не унижусь пред тобою…», «Из-под таинственной холодной полумаски…» ).

1

Урок усвоения новых знаний.

Аудиоматериалы.

 

Основные мотивы лирики.

1,2,3

 

 

9

« Падший ангел». Поэма «Демон».

1

Урок усвоения новых знаний.

Репродукция картины Врубеля, иллюстрации.

Романтическая поэма.

Жанр поэтической драмы.

1,2,3

 

 

10

Р/р Анализ одного из стихотворений А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова.

1

Урок развития речи.

 

 

Анализ поэтического произведения.

1,2,3

 

 

Н. В. Гоголь (3 час.)

11

Н. В. Гоголь. Художественный мир писателя.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты, иллюстрации, видеоматериалы.

Ирония, гротеск.

Жизнь и судьба.

1,2,3

 

 

12

«Страшный мир» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Образ города в повести.

1

Урок усвоения новых знаний.

Иллюстрации, учебные таблицы.

«Петербургская тема» в творчестве Гоголя. Фантасмагория.

Основные мотивы творчества.

1,2,3

 

 

13

Тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

1

Урок-конференция.

Учебные таблицы.

 

Повести Гоголя.

1,2,3

 

 

Социально-политическая ситуация в России во 2-й половине 19 века (1 час)

14

Социально-политическая ситуация в России во 2-й половине 19 века.

1

Интегрированный урок (история).

Фото- и видеоматериалы, учебные таблицы, исторические документы.

Литературный процесс. Литературная критика.

Историческая ситуация в России.

1,2,3

 

 

А. Н. Островский (6 час.)

15

А. Н. Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьесы «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница».

1

Уроки усвоения новых знаний.

Фотографии, иллюстрации, репродукции.

 

Творчество драматурга.

1,2,3

 

 

16

А. Н. Островский. Драма «Гроза». История создания.

1

Урок усвоения новых знаний.

Репродукции.

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского.

Драматические произведения.

1,2,3

 

 

17

Изображение «затерянного мира» в драме «Гроза». Знакомство с содержанием.

1

Урок усвоения новых знаний.

Репродукции.

 

Социальное положение в России.

1,2,3

 

 

18

Трагедия совести и её разрешение в драме Островского « Гроза».

1

Урок – конференция.

Учебные таблицы.

Семейно-бытовая коллизия.

Проблема совести в произведениях русской литературы.

1,2,3

 

 

19

Образ Катерины в свете литературной критики. « Гроза» - самое решительное произведение Островского. ( Н. А. Добролюбов).

1

Урок – семинар.

Репродукции.

Речевой жест.

Женские образы в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

20

Р/р Сочинение по творчеству А. Н. Островского.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

И. А. Гончаров (10 час.)

21

И. Н. Гончаров. Биография писателя. Расцвет реализма в литературе 2-й половины 19 века.

1

Урок – конференция.

Учебные таблицы.

Образная типизация.

Социально-политическая ситуация в России.

1,2,3

 

 

22

«Обыкновенная история». Обзор романа.

1

Урок – семинар.

Учебные таблицы.

Символика детали. Литературные предшественники Обломова.

Обзор романа.

1,2,3

 

 

23

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и посетители.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Характер Обломова и главная идея романа.

Жизнь помещичьей Руси.

1,2,3

 

 

24

Обломов и Захар.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Отношения Обломова и Захара.

Произведения о крепостном праве.

1,2,3

 

 

25

Сон Обломова.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Тихие мечты Обломова.

 

1,2,3

 

 

26

Обломов и Ольга Ильинская.

1

Урок – семинар.

 

Раскрытие характера Обломова через отношения с Ольгой.

Тема любви в русской литературе.

1,2,3

 

 

27

Обломов и Штольц.

1

Урок – семинар.

 

Штольц – деятель новой формации.

Проблема выбора в изображении писателей.

1,2,3

 

 

28

Обломов и Агафья Пшеницына.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Агафья Пшеницына как идеал простой русской женщины.

Женские образы в русской литературе.

1,2,3

 

 

29

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Философские основы романа.

Тема личного выбора в литературе.

1,2,3

 

 

30

Р/р Сочинение по творчеству И. А. Гончарова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

И. С. Тургенев (9 час.)

31

И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фото- и видеоматериалы, портреты.

Социально-психологический роман.

Судьба писателя в свете крепостного права.

1,2,3

 

 

32

От поэзии к правде. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы». Цикл «Записки охотника».

1

Урок усвоения новых знаний.

Иллюстрации.

Принцип «тайной психологии».

Стихотворения в прозе.

1,2,3

 

 

33

Роман «Отцы и дети». Работа с текстом.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Проблема «отцов и детей» в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

34

Нигилизм Базарова. Его социальные, нравственные и философские истоки.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Материалистическая философия жизни Базарова.

Новая формация в русском обществе.

1,2,3

 

 

35

Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования.

1

Урок – конференция.

Учебные таблицы.

«Говорящие» исторические даты в романе «Отцы и дети».

Проблематика произведений автора.

1,2,3

 

 

36

Любовь в жизни героев романа.

1

Урок – семинар.

Иллюстрации.

Тема любви в творчестве Тургенева.

Любовь в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

37

Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Русская критика о романе.

Новый тип героя в русской литературе.

1,2,3

 

 

38

Стихотворения в прозе – гимн вечной жизни.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Стихотворения в прозе как особый жанр русской литературы.

Ранее изученные стихотворения в прозе.

1,2,3

 

 

39

Р/р Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

Н. Г. Чернышевский ( 1 час.)

40

Н. Г. Чернышевский. Обзор романа « Что делать?».

1

Урок – семинар.

Учебные таблицы, иллюстрации, репродукции.

Идеологический роман. Литературная утопия.

 

1,2,3

 

 

Н. А. Некрасов ( 9 час.)

41

Н. А. Некрасов. Судьба поэта и его художественный мир.

1

Урок усвоения новых знаний.

Фотоматериалы, портреты.

Народность литературного творчества.

Судьба поэта в свете крепостнических отношений.

1,2,3

 

 

42

«Кнутом иссечённая Муза». ( Тема скорби и страданий в творчестве Некрасова).

1

Урок усвоения новых знаний.

Репродукции.

Основные темы творчества поэта.

Стихи Некрасова разных лет.

1,2,3

 

 

43

Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова.

1

Урок – конференция.

Репродукции.

Образ пророка в лирике Некрасова.

Тема гражданственности в русской литературе.

1,2,3

 

 

44

На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Русский эпос как особый жанр в литературе.

Народные мотивы в творчестве русских писателей.

1,2,3

 

 

45

Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Корчагиной.

1

Урок – семинар.

Иллюстрации.

Тема женской судьбы.

Женские образы в русской литературе.

1,2,3

 

 

46

Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта - Оболдуева и князя Утятина.

1

Урок-семинар.

Иллюстрации.

Образы помещиков как олицетворение строя в целом.

Произведения о помещичьей Руси.

1,2,3

 

 

47

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.

1

Урок-семинар.

Иллюстрации.

Образ народа в поэме.

Народные герои в литературе.

1,2,3

 

 

48

«Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Некрасов – народный поэт.

Жизнь и творчество.

1,2,3

 

 

49

Р/р Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет (6 час.)

50

«Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, портреты.

Интеллектуальная лирика.

Ранее изученные стихи Тютчева.

1,2,3

 

 

51

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.

1

Урок-семинар.

 

Лирическая миниатюра.

Лирика Тютчева.

1,2,3

 

 

52

А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и образно-стилистическое богатство лирики Фета.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Лирическая исповедь.

Ранее изученные стихи Фета.

1,2,3

 

 

53

«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Гармония слияния человека с природой.

1

Урок усвоения новых знаний.

 

Мелодика стиха.

Стихотворения о природе.

1,2,3

 

 

54

« И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность любовного чувства в лирике Фета.

1

Урок- семинар.

Музыкальное сопровождение.

Поэтика стиха Фета.

Любовная лирика русских поэтов.

1,2,3

 

 

55

Р/р Сочинение по творчеству Фета и Тютчева.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

Н. С. Лесков (2 часа)

56

Н. С. Лесков. «Русский антик ». Очерк жизни и творчества.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты, фотоматериалы.

Литературный сказ.

Сказ «Левша»

1,2,3

 

 

57

« Хождение очарованной души». Повесть Лескова « Очарованный странник ».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Жанр путешествия.

Народность творчества Лескова.

1,2,3

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

58

М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты, иллюстрации.

Сарказм. Ирония Гротеск. Статистическая сказка.

Сказки.

1,2,3

 

 

59

Роман-хроника « История одного города».

1

Уроки усвоения новых знаний.

Иллюстрации.

Роман-хроника как жанр литературы.

Помещичья Русь.

1,2,3

 

 

60

Сюжеты и проблематика « Сказок для детей изрядного возраста».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы, иллюстрации.

Сюжет и проблематика произведения

Сказки.

1,2,3

 

 

А. К. Толстой (2 часа)

61

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и о любви.

1

Самостоятельная практическая работа.

 

Лирика позднего романтизма.

Социально-политическое положение России.

1,2,3

 

 

62

Историческая тема в произведениях А. К. Толстого. Сатирические произведения.

1

Урок-конференция.

Видеоматериалы.

Историческая песня.

Исторические произведения русских писателей.

1,2,3

 

 

Л. Н. Толстой ( 17 час.)

63

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты, фото-, видеоматериалы.

Толстой – классик мировой литературы.

Ранее изученные произведения Толстого.

1,2,3

 

 

64

« Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к « Войне и миру».

1

Обзорный урок.

Учебные таблицы.

Историческая тематика произведений Толстого.

Исторические произведения русских писателей.

1,2,3

 

 

65

История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Творческая зрелость писателя

Исторические события начала 19 века.

1,2,3

 

 

66

Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург, июль 1805 года.

1

Урок-семинар.

Видеоматериалы.

Слепость и беззащитность мира перед надвигающейся опасностью.

Жизнь высшего света в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

67

Именины у Ростовых Лысые Горы.

1

Урок-семинар.

Видеоматериалы.

«Мысль семейная» на примере Ростовых.

Жизнь помещичьей Руси.

1,2,3

 

 

68

Изображение войны 1805-1807 г. г. Смотр войск под Браунау.

1

Урок-семинар.

Видеоматериалы.

Отсутствие национальной идеи в романе.

Произведения о войне.

1,2,3

 

 

69

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Урок-конференция.

Учебные таблицы.

Границы мира и войны в романе.

Отношение героев к себе в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

70

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

Урок-лекция.

Иллюстрации, видеоматериалы.

Быт поместного дворянства.

Изображение помещичьей Руси.

1,2,3

 

 

71

Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе.

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Война как индикатор общества.

Произведения о войне.

1,2,3

 

 

72

«Дубина народной войны». Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Изображение народа в романе.

Изображение народных героев.

1,2,3

 

 

73

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир».

1

Урок-семинар.

Видеоматериалы.

Лучшие представители народа в романе.

Изображение народных героев.

1,2,3

 

 

74

Истинный и ложный патриотизм.

1

Урок-конференция.

Видеоматериалы.

Толстой – великий реализм.

Патриотические произведения.

1,2,3

 

 

75

«Мысль семейная» в романе. Эпилог.

1

Урок-конференция.

Видеоматериалы.

Роль семьи для Толстого.

Жизнь поместного дворянства.

1,2,3

 

 

76

Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого.

1

Урок-семинар.

Учебные таблицы, видеоматериалы.

Вслед за любимыми героями.

Женские образы в русской литературе.

1,2,3

 

 

77

Р/р Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

78

Р/р Написание сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

Ф. М. Достоевский ( 10 час.)

79

Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

1

Урок усвоения новых знаний.

Портреты. Фотоматериалы.

Достоевский – реалист в высшем смысле.

Судьба писателя.

1,2,3

 

 

80

Обзор романа Достоевского «Бедные люди».

1

Обзорный урок.

Иллюстрации.

Униженные и оскорблённые в творчестве Достоевского.

Социально-политическое положение в стране.

1,2,3

 

 

81

Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Роман «Преступление и наказание» как исповедь автора.

Произведения о народе.

1,2,3

 

 

82

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Город как главный герой повествования.

Изображение Петербурга Пушкиным и Гоголем.

1,2,3

 

 

83

Мир «униженных и оскорблённых» в романе.

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Мир униженных и оскорблённых как движущая сила общества.

Народная тема в произведениях русских писателей.

1,2,3

 

 

84

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1

Урок усвоения новых знаний.

Видеоматериалы.

Раскольников – тип «нового» человека.

Тип нового человека в русской прозе.

1,2,3

 

 

85

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

1

Урок-семинар.

Учебные таблицы.

«Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её».

 

1,2,3

 

 

86

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

1

Урок-семинар.

Учебные таблицы.

Вечные ценности в романе.

Женские образы в русской литературе.

1,2,3

 

 

87

«Преступление и наказание» как роман-предупреждение.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Открытый финал романа.

Проблема совести в творчестве русских писателей.

1,2,3

 

 

88

Р/р Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

А. П. Чехов (9 час.)

89

А. П. Чехов. Жизнь и творчество.

1

Урок-лекция.

Фотоматериалы.

Чехов как глубочайший художник в русской литературе.

Жизнь и судьба.

1,2,3

 

 

90

Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник».

1

Урок усвоения новых знаний.

Иллюстрации.

Несмешные истории.

Ранние рассказы.

1,2,3

 

 

91

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по рассказу «Ионыч».)

1

Урок-конференция.

Иллюстрации.

Прямолинейная сатира Чехова.

Рассказы о детях.

1,2,3

 

 

92

А. П. Чехов «Три сестры». Между жизнью и мечтой.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Итоги жизни в драме.

Жанр драмы.

1,2,3

 

 

93

А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта в комедии.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Итог и вершина чеховской драматургии.

Драматические произведения русских писателей.

1,2,3

 

 

94

«Здравствуй, новая жизнь!» Образ сада и философская проблематика пьесы.

1

Урок усвоения новых знаний.

Учебные таблицы.

Мастерство Чехова-драматурга.

Ранние рассказы.

1,2,3

 

 

95

Система образов в комедии.

1

Урок-семинар.

Видеоматериалы.

Суть характеров комедии.

Сюжет и композиция в драматических произведениях.

1,2,3

 

 

96

Р/р Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

97

Р/р Написание сочинения по творчеству А. П. Чехова.

1

Урок развития речи.

 

 

 

1,2,3

 

 

Уроки повторения и обобщения материала ( 5 час.)

98

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. ( Г. Ибсен, Ги де Мопассан, Артур Рембо).

1

Обзорный урок-лекция.

 

Место зарубежной литературы в жизни общества.

 

 

 

 

99

Итоговое повторение. Русская поэзия 19 века.

1

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

 

100

Итоговое повторение. Русская проза 19 века.

1

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

 

101

Место русской литературы 19 века в системе мировой литературы.

1

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

 

102

Обобщение изученного материала по разделу «Русская литература 19 века»

1

Комбинированный урок.

 

 

 

 

 

 

103

Рекомендации по внеклассному чтению на лето.

1

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

 

104

Обобщение изученного по курсу.

1

Урок-беседа.

 

 

 

 

 

 

105

Обобщение изученного по курсу. конференция

1

Урок-практикум.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Учебник «Литература 10 класс» Части 1-2, В.И.Сахаров, С.А.Зинин

2.Поурочные разработки по русской литературе 10 класс, И.В.Золотарева, Т.И.Михайлов

3.«Русские писатели» Биобиблиографический словарь, П.А.Николаева