Рабочие программы по основам безопасности жизнедеятельности

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

ОБЖ и физической культуры

от 28.08.2014г

протокол № 1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г

протокол № 1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г

№ 62

директор школы

_________ Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

10 класс

Маякова Александра Николаевича

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьевой Т.М. _________

_____ сентября 2014г

2014 – 2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности, на основе «Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнова, Б.О.Хренников

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, и является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх содержательных линий:

· безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

· основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

· основы военной службы.

Программа рассчитана на 69 учебных часов, в том числе 35-часовые сборы в 10-х классах. Таким образом, на занятия в учебное время отводится 34 часа в 10 классе.

Программа предусматривает совместное обучение юношей и девушек с класса.

Программа предполагает, для юношей 10-х классов, прохождение в конце обучения 35 часовых пятидневных сборов

 

Учебно-тематическое планирование

(10 класс)

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Современные средства поражения и их поражающие факторы

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время.

II.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

12

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Символы воинской чести

III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

6

Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Всего часов:

35

Содержание тем учебного курса

Раздел I.

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

1.3. Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами и в колоннах

1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

2.1.Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

3.1.Военные угрозы национальной безопасности России Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и го­сударства.

4.1.Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противо­действии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Тема 5. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

5.1 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Задачи, структура и предназначение.

5.2 Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Тема 6. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

6.1 Ядерное оружие. Виды. Поражающие факторы. Зоны радиоактивного загрязнения местности.

6.2 Химическое оружие. Боевые токсичные химические вещества. Бактериологическое оружие. Способы применения.

6.3 Современные обычные средства поражения. Виды. Предназначение, принципы действия.

Тема 7. Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время.

7.1 Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия по сигналам оповещения. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Размещение и правила поведения людей в убежищем.

7.2 Средства индивидуальной защиты населения. Классификация средств индивидуальной защиты. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Эвакуация населения.

 

Раздел II.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Тема 8. Основы военной службы.

8.1 История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные реформы.

8.2 Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.

9.1Сухопутные войска, их состав и предназначение.

9.2 Военно-воздушные Силы, их состав и предназначение.

9.3 Военно-Морской флот, его состав и предназначение.

9.4 Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение.

9.5 Воздушно – десантные войска, их состав и предназначение.

9.6 Космические войска, их состав и предназначение.

9.7 Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

10.1 Патриотизм и верность воинскому долгу –важные качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество, их роль в современной армии.

Тема 11. Символы воинской чести.

11.1 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевое знамя воинской части. История знамени. Ритуал вручения Боевого знамени.

11.2 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою, и военной службе. Государственные награды России.

11.3 Дни воинской славы России.

Раздел III

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема 12. Основы здорового образа жизни.

12.1 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека.

12.2 Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Биологические ритмы. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Тема 13. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

13.1 Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях и ее значение (практическое занятие)

13.2 Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях и ее значение (практическое занятие)

 

 

Выпускник должен:

Знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу “Внимание всем!”, комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользования бытовыми приборами и инструментами;

• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс (35 часа)

№ ур

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

План

факт

1

Автономное существование человека в природной среде.

1

Комбинированный

Цели курса основы безопасности жизнедеятельности

2

Практическая подготовка к автономному существованию.

1

Комбинированный

Автономным пребыванием человека в природе, добровольной и вынужденной автономии, причинами, приводящие человека к автономному существованию в природе

3

Обеспечение личной безопасности на дорогах

1

Комбинированный

наиболее вероятными ситуациями криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте, с правилами безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью

4

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

Комбинированный

ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях природного

ЧС природного характера

5

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

1

Комбинированный

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновении и возможные последствия

6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1

Комбинированный

Уголовная ответственность несовершеннолетних

ситуации криминогенного характера

7

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

Комбинированный

ситуации криминогенного характера

8

Законы и другие нормативно- правовые акты по обеспечению безопасности

1

Комбинированный

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1

Комбинированный

Конституция, закон

10

Гражданская оборона

1

Комбинированный

Гражданская оборона, структура функции

11

Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций

1

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

12

Ядерное оружие и его поражающие факторы

1

Комбинированный

Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм

Ядерное оружие

13

Химическое оружие и его поражающие факторы

1

Комбинированный

Бактериологическое (биологическое) оружие и его поражающие факторы

Химическое оружие

14

Биологическое оружие и его поражающие факторы

1

Комбинированный

обычные средства поражения

биологическое оружие

15

Современные обычные средства поражения

1

Комбинированный

16

Оповещение и информирование населения об опасностях Защитные сооружения гражданской обороны

1

Комбинированный

порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

17

Средства индивидуальной защиты населения Эвакуация населения.

1

Комбинированный

защитные сооружения гражданской обороны.. Виды защитных сооружений

Гражданская оборона

18

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Комбинированный

Виды защитных сооружений

Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны

19

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Комбинированный

правила поведения в защитных сооружениях

Виды защитных сооружений

20

Сухопутные войска, их состав и предназначение.

1

Комбинированный

основные средства защиты органов дыхания и правила их использования

LINK Word.Document.8 Документ7 OLE_LINK1 \a \r \* MERGEFORMAT Виды защитных сооружений

21

Военно-воздушные Силы, их состав и предназначение.

1

Комбинированный

Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

основные средства защиты органов дыхания и правила их и

22

Военно-Морской флот, его состав и предназначение.

1

Комбинированный

Организация поведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуации. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения

Гражданская оборона

23

Ракетные войска стратегического назначения, их состав и предназначение

1

Комбинированный

план гражданской обороны образовательного учреждения и обязанности учащихся

Гражданская оборона

24

Воздушно – десантные войска, их состав и предназначение

1

Комбинированный

Гражданская оборона

25

Космические войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил

1

Комбинированный

Здоровье человека физическое, духовное, социальное.

26

Патриотизм и верность воинскому долгу –важные качества защитника Отечества

1

Комбинированный

Влияние окружающей среды на здоровье

Здоровье

27

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Комбинированный

Основные их классификация и профилактика

Здоровье

28

Государственные награды России.

1

Комбинированный

Механизм передачи инфекций

инфекционные заболевания,

29

Дни воинской славы России.

1

Комбинированный

Профилактика инфекционных заболеваний

инфекционные заболевания

30

Здоровье человека

1

Комбинированный

Влияние инфекционных заболеваний на здоровье человека

инфекционные заболевания

31

Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека

1

Комбинированный

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровье человека физическое, духовное, социальное.

32

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Комбинированный

Познакомить учащихся о значении правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств

Здоровье человека физическое, духовное, социальное.

33

Биологические ритмы. Вредные привычки

1

Комбинированный

34

Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях и ее значение

1

Комбинированный

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Биологические ритмы и работоспособность человека

Здоровье человека

35

Повторение

1

Комбинированный

Повторение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ план проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися 10 класса МОУ Подгоренская СОШ (35 часов)

Наименование тем

Содержание занятия

Кол-во часов

Место проведения

Вид занятий

Руководитель занятия

Материальное обеспечение

1 день

Основы подготовки гражданина к военной службе

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов со всеми участниками

На территории лагеря

Рассказ, объяснение

Начальник учебного сбора учитель ОБЖ Маяков А.Н.

Карты, плакаты

Основы обеспечения безопасности военной службы

Довести до обучаемых опасные факторы военной службы, организацию обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности

1 ч

На территории лагеря

Практическое занятие

Командир взвода

Территория лагеря.

Суточный наряд

Назначение и состав суточного наряда воинской части

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Помещения и оборудование территории лагеря

Огневая подготовка

Автомат Калашникова, работа час гей и механизма автомата: чистка, смазка, хранение автомата

Место для занятий по огневой подготовке

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Фильм, плакаты по огневой подготовке

Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действие солдата в бою. Обязанности солдата в бою. Передвижение солдата в бою.

Тактическое поле

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Макеты автоматов, противогазы, сапёрные лопатки

Строевая подготовка

Строй, его элементы. Отработка строевых приёмов и движение без оружия

1 ч

Площадка для строевой подготовки

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Плакаты и стенды по строевой подготовке

2 день

Суточный наряд роты Обязанности лиц суточного наряда

Подготовка суточного наряда

1 ч

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Территория лагеря. Уставы ВС РФ

Организация караульной службы. Обязанности часового.

Наряд караулов. Подготовка караулов. Часовой, его обязанности.

1 ч

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Территория лагеря, уставы ВС

Строевая подготовка

Отработка правил воинского приветствия без оружия, на месте и в движении

1 ч

Площадка строевой подготовки

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Строевой устав, плакаты.

Огневая подготовка

Правила стрельбы, ведение огня из автомата Меры безопасности при стрельбе

2 ч

Место для занятий по огневой подготовки

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Автоматы Калашникова, плакаты схемы

Тактическая подготовка

Команды, подаваемы на передвижение в бою. Порядок их выполнения Выбор места для стрельбы, самоокапывание и маскировка Инженерное оборудование позиции отделения

Тактическое поле

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Макеты автоматов, сапёрные лопатки

3 день

Размещение, жизнь и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих. Распорядок дня.

В воинской части

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Помещение воинской части

Огневая подготовка

Стрельба из пневматического оружия. Автомата Калашникова Назначение и устройство ручных осколочных гранат, Ф-1, РГД-5 Приемы и способы метания

5 ч

На стрельбище

Практическое занятие

Учитель ОБЖ.

Пневматическое оружие, мишени. Учебные гранаты

4 день

Суточный наряд роты, обязанности лиц суточного наряда

Подготовка суточного наряда

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Устав внутренних служб

Организация караульной службы

Наряд караулов Подготовка караулов Часовой и его обязанности

1 ч

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Устав гарнизонной и караульной службы

Строевая подготовка

Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении

1 ч

Строевая площадка

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Строевой устав, плакаты

Огневая подготовка

Разборка и сборка автомата Калашникова

Место для занятии по огневой подготовке

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Тактическая подготовка

Способы ведения разведки Обязанности наблюдателя. Способы изучения местности Доклад определение расстояния до цели.

Тактическое поле

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Противогаз, саперные лопатки.

Медицинская подготовка

Раны полученные в бою. Оказание 1 медицинской помощи при осколочных и пулевых ранениях. Переноска раненого

Участок местности

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Бинты, шины, повязки, носилки.

5 день

Суточный наряд роты, обязанности лиц суточного наряда

Подготовка суточного наряда

1 ч

На территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Устав внутренних служб

Организация караульной службы

Наряд караулов. Подготовка караулов Часовой и его обязанности

1 ч

а территории лагеря

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Устав гарнизонной и караульной службы

Строевая подготовка

Строи взвода

Строевая площадка

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Строевой устав, плакаты

Медицинская подготовка

Раны полученные в бою. Оказание 1 медицинской помощи при осколочных и пулевых ранениях. Переноска раненого

Участок местности

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Бинты, шины, повязки, носилки.

зомп

Надевание ОЗК Преодоление зараженного участка местности.

2 ч

Участок местности

Практическое занятие

Учитель ОБЖ

Костюмы ОЗК, противогазы

 

Литература

1. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).10 класс. М.: Просвещение 2011

2. С.К. Миронов и др. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы. М.: Экзамен 2011

3. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности. / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006.

4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы.

5. Айзман Р. И. и др. (под общей редакцией Р. И. Айзмана), С. Г. Кривощекова. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие

6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

ОБЖ и физической

культуры

от 28.08.2014г

протокол № 1

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г

протокол № 1

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г

 № 62

директор школы

_________ Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

11 класс

Маякова Александра Николаевича

учителя первой квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

Согласована

с заместителем директора по УВР

Соловьевой Т.М. _________

_____ сентября 2014г

2014 – 2015 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537), Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), федеральными законами в области безопасности жизнедеятельности и постановлений правительства Российской Федерации о подготовке и организации обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При разработке программы учтены требования к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Рабочая программа 11 класса рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

 

Ц е л и.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

· воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Тематический план

Раздел, тема

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

16

1

Основы здорового образа жизни

6

2

Основы медицинских знаний и правила оказания помощи

10

II.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

18

3

Воинская обязанность

6

4

Особенности военной службы

7

5

Военнослужащий –защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил Российской Федерации.

3

6

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов

1

7

Психологические основы подготовки к военной службе

1

8

Повторение

1

Всего часов:

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

 

уметь:

· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для ведения здорового образа жизни;

· оказания первой медицинской помощи;

· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

· вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 11 класс (34 часа)

наименование разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

факт

Основы здорового образа жизни

6

1

Правила личной гигиены и здоровье

1

Комбинированный

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды.

Личная гигиена

2

Нравственность и здоровье

1

Комбинированный

Нравственность и здоровье

Здоровье

3

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

Комбинированный

Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения.

4

Основные заболевания, передающиеся половым путем

1

Комбинированный

Инфекции передающиеся половым путём. Сифилис, гонорея

5

ВИЧ –инфекция.

1

Комбинированный

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Инфекции передающиеся половым путём

6

СПИД и его профилактика.

СПИД и его профилактика.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

10

7

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

Комбинированный

причины острой сердечной недостаточности. Приемы оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте

Первая медицинская помощь

8

Первая медицинская помощь при ранениях

1

9

Первая помощь при травматическом шоке.

1

Комбинированный

приемы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях

Первая медицинская помощь

10

Правила остановки кровотечения. Иммобилизация

1

Комбинированный

Правила остановки кровотечения иммобилизация и переноска пострадавшего

Первая медицинская помощь

11

Первая медицинская помощь при травмах

1

Комбинированный

оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах.

Первая медицинская помощь

12

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота

1

Комбинированный

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота

Первая медицинская помощь

13

Первая медицинская помощь при травмах спины

1

Комбинированный

Первая медицинская помощь при травмах спины

Первая медицинская помощь

14

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1

Комбинированный

Уметь правильно определять пульс оказания первой медицинской помощи при остановке сердца

Первая медицинская помощь

15

Клиническая смерть, причины, признаки.

1

Комбинированный

Клиническая смерть, причины, признаки. Последовательность оказания экстренной реанимации.

16

Первая помощь при острой сердечной недостаточности

1

Комбинированный

Первая помощь при острой сердечной недостаточности

Воинская обязанность

6

17

Основные понятия о воинской обязанности

1

Комбинированный

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны

18

Организация воинского учета и его предназначение

1

Комбинированный

Воинский учет

Воинский учет

19

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе

Воинский учет

20

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка

21

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

1

Комбинированный

порядок организации медицинского обследования Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан

22

Увольнение с военной службы и пребывания в запасе

1

Комбинированный

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Особенности военной службы

6

23

Правовые основы военной службы

1

Комбинированный

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.

Конституции

24

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ

1

Комбинированный

Уставы Вооруженных сил

Правовые основы военной службы

25

Прохождение военной службы по призыву

1

Комбинированный

Порядок прохождения военной службы

служба по призыву

26

Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба

1

Комбинированный

особенности прохождения военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба

служба по призыву

27

Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды.

1

Комбинированный

28

Права и ответственность военнослужащих

1

Комбинированный

Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего

Военнослужащий – защитник Отечества.

3

29

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1

Комбинированный

Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего

уставы

30

Требования воинской деятельности, к качествам гражданина

1

Комбинированный

Общие требования воинской деятельности

виды воинской деятельности

31

Международная деятельность вооружённых сил РФ

1

Комбинированный

Международная деятельность Вооруженных Сил. Миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.

Функции и основные задачи Вооруженных Сил

Международное гуманитарное право. Психологические основы подготовки к военной службе

3

32

Международное гуманитарное право

1

Комбинированный

Ограничения методов и средств ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Международные отличительные знаки

Правовые основы военной службы

33

Морально-этические качества военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование

1

34

Повторение

1

Комбинированный

Литература

1. А Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).11 класс М.: Просвещение 2011

2. С.К. Миронов и др. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы.

3. Айзман Р. И. и др. (под общей редакцией Р. И. Айзмана), С. Г. Кривощекова. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие.

4. А.В.Шигаев. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности.

5. А.В.Шигаев. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов ОБЖ.

6. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы

7. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др