Рабочие программы по русскому языку

Рассмотрена

на заседании МО

учителей

гуманитарного цикла

от 28.08.2014 г.

протокол №1

Принята

на заседании

педагогического совета

МОУ Подгоренская СОШ

от 29.08.2014 г.

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МОУ Подгоренская СОШ

от 01.09.2014г. №62

Директор школы ___________

 Климова В.Н.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

11 класс

Соловьевой Тамары Михайловны

учителя I квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского муниципального района

Воронежской области

 Согласована

 с заместителем директора по УВР

 Соловьёвой Т.М. ____________

___ сентября 2014г.

 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2.  Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6. Авторская программа под руководством А.И.Власенков, JI.M, Рыбченковой

Изучение русского языка в 11 классах направлено на достижение следующих

целей:

-    Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

-    Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;

-    Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-    Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. Совершенствуются и развиваются следующие умения:

КОММУНИКАТИВНЫЕ (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

ИФОРМАЦИОННЫЕ (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)

Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению в динамично изменяющихся социально-экономических условиях, а значит, реализует все задачи, сформулированные в Уставе школы, его воспитательной программе, соответствует образовательным потребностям учащихся и их родителей(законных представителей)

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-        различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный,

морфологический,      синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,

речеведческий);

-        виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

-        составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

-        наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-        разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

морфологический,           синтаксический,   лингвистический,        лексико-фразеологический,

речеведческий);

-        лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-        разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:

просмотровое,               ознакомительное,         изучающее,            ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др;

-        аудирование;

-        информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.

-     создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

-     участие в дискуссии;

-     создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

-     составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Место данного предмета в учебном плане школы

В школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2014-2015 году выделен 1 час в неделю (34 ч.).

Наименование разделов и тем

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Простое предложение

12

 

2

2

Публицистический стиль речи

4

2

 

3

Художественный стиль речи

3

2

 

4

Сложное предложение

5

1

 

5

Итоговая контрольная работа

 

 

3

 

Всего часов

24

5

5

 

Содержание курса

Простое предложение (14 часов)

Интонация и ее роль в предложении. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению Контрольная работа. Диктант Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения Обособление определений. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными. Приложение и их обособление. Обособление обстоятельств.

Обособление дополнений. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи Порядок слов в предложении Итоговая контрольная работа Публицистический стиль (6 часов)

Особенности публицистического стиля Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками Художественный стиль (5 часов)

Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического произведения Изложение по тексту художественного стиля Сложное предложение (бчаса)

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (повторение). Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Итоговая контрольная работа (3 часа)

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Простое предложение

12

 

2

2

Публицистический стиль речи

4

2

 

3

Художественный стиль речи

3

2

 

4

Сложное предложение

5

1

 

5

Итоговая контрольная работа

 

 

3

 

Всего часов

24

5

5

 

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

-    учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

-    учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикон и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

-    учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

n/п

Тема урока

Кол во часов

Тип урока

Ключевые понятия

Повторение

Оборудование

Литера тура

Дата

План

Факт

1

Простое предложение. 12 час. Обобщающее повторение синтаксиса. Интонация.

1

обобщающий

 Знать, что такое интонация и каково ее влияние на пунктуационное оформление текста.  уметь расставлять знаки препинания в соответствии с произношением

Знаки препинания

Учебник

1

 

 

2

Согласование сказуемых с подлежащим.

1

комбинированный

 Знать главные члены предложения и способы их выражения,  уметь определять грамматическую связь между главными членами, правильно писать н и нн в суффиксах прилагательных и причастий

Главные члены предложения и способы их выражения,

Учебник,  Таблицы, ИД.

 

 

 

3

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

обобщающий

 Знать главные и второстепенные члены предложения ; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом предложении , производить синтаксический разбор простого предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Учебник таблицы

 

 

 

4

Управление при словах, близких по значению.

1

комбинированный

 Уметь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками

Трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками

Учебник Таблицы, ИД.

 

 

 

5

Контрольная работа. Диктант по теме «Главные члены предложения»

1

контроль знаний

 Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы и орфографические правила

Пунктуац. нормы и орфографические правила

Тетради

 

 

 

6

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Работа над ошибками

 Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы и орфографические правила

Пунктуац. нормы и орфографические правила

 тетради

 

 

 

7

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1

обобщающий

 Знать определение однородных членов предложения  Уметь правильно ставить знаки препинания

Однородные члены предложения

Учебник Таблицы, ИД.

 

 

 

8

Однородные и неоднородные определения.

1

комбинированный

 Знать отличия однородных от неоднородных определений;  Уметь правильно ставить знаки препинания

Отличия однородных от неоднородных определений;

Учебник таблицы

 

 

 

9

Обособление определений.

1

обобщающий

 Знать об об обособленных членах предложения,  Уметь применять в практике письма пункт, нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения

Нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения

Учебник таблицы

 

 

 

10

Синонимия простых предложений с обособленными определениями .

1

комбинированный

 Знать синонимику простого предложения с обособл. определениями и придат. определительными

Синонимика простого предложения с обособл. определениями и придат. определительными

Учебник Таблицы, ИД.

 

 

 

11

Приложение и их обособление.

1

 

 Знать и уметь применять в практике письма правила обособления приложений

Правила обособления приложений

Учебник таблицы

 

 

 

12

Обособление обстоятельств.

1

Комбинированный

 Знать и уметь применять на практике правила обособления обстоятельств

Правила обособления обстоятельств

Учебник Таблицы, ИД.

 

 

 

13

Пунктуация при обращениях.

1

повторительно - обобщающий

 Знать и уметь применять на практике правила выделения обращений и междометий

Правила выделения обращений и междометий

Учебник Таблицы, ИД

 

 

 

14

Порядок слов в предложении.

1

Урок изучения нового

 Знать стилистические функции порядка слов в предложении,  Уметь применять их в письменной речи

Функции порядка слов в предложении,

Учебник Таблицы, ИД

 

 

 

15

Контрольная работа Диктант с лексико-грамматическим заданием.

1

контроль знаний

 Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Лексикограмматические правила.

Тетради

 

 

 

Публицистический стиль речи (4 часа)

16

Особенности публицистического стиля и средства выразительности.

1

Урок развития речи

 Знать жанры публ. стиля, уметь определять тексты этого жанра

Жанры публицистического стиля

Учебник таблицы

 

 

 

17

Жанры публицистического стиля. Очерк.

1

Урок развития речи

 Знать жанры публицистического стиля. Уметь писать портретный очерк

Жанры публицистического стиля.

Учебник таблицы

 

 

 

18

Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля

1

комбинированный

 Знать средства выразительности, уметь находить в тексте лексические и пунктуационные средства выразительности

Эмоциональные средства выразительности

Учебник Таблицы, Ид

 

 

 

19

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила дискуссии.

1

Урок развития речи

 Знать правила устного выступления, доклада, дискуссии, уметь составлять устное выступление, доклад Знать и уметь определять на практике виды тропов и сти- лист.фигур

Правила устного выступления

Учебник таблицы

 

 

 

20

Изложение текста публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками

1

Урок развития речи

 Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме

Работа над изложением

Тетради

 

 

 

21

Написание изложения публицистического стиля

1

Урок развития речи

 Уметь формулировать мысли по теме

Как писать сочинение

Тетради

 

 

 

Художественный стиль речи (3 часа)

22

Общая характеристика художественного стиля.

1

Урок развития речи

 Знать признаки худож. стиля, уметь находить текст худ. стиля. Уметь подробно излагать текст

Признаки художественного стиля

Учебник, ИД.

 

 

 

23

Виды тропов и стилистических фигур.

1

комбинированный

 Знать выразительные словообразовательные средства.  Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств, производить и художественно-стилистический анализ текстов.

Выразительные словообразовательные средства.

Словарь, ИД.

 

 

 

24

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

1

повторительно - обобщающий

 Знать и уметь применять в речи предложения разных типов

Лирическое произведение, его особенности

Тексты стихотворений, ИД.

 

 

 

25

Изложение по тексту художественного стиля.

1

Урок развития речи

 Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.

Выделение главного в тексте

Тетради

 

 

 

26

Написание изложения по тексту художественного стиля

1

Урок развития речи

 Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.

Выделение главного в тексте

Тетради

 

 

 

Сложное предложение (5 час.)

27

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

повторительно - обобщающий

 Знать виды сложных предложений уметь применять в практике письма правила постановки знаков препинания

Виды сложных предложений

Учебник Таблицы, ИД

 

 

 

28

Сочинение - рассуждение по тексту.

1

Урок развития речи

 Знать особенности рассуждения Уметь строить текст

План написания сочинения -рассуждения

Тетради

 

 

 

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

комбинированный

 Знать о возможности употребления авторских знаков

Виды придаточных

Учебник таблицы

 

 

 

30

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

комбинированный

 Знать о возможности употребления авторских знаков

Виды придаточных

Учебник таблицы

 

 

 

31

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем.

1

обобщающий

 Знать о возможности употребления авторских знаков

Возможности употребления авторских знаков

Учебник таблицы

 

 

 

32

Предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

обобщающий

 Уметь находить границы придаточных, определять их вид

Виды подчинения

Учебник таблицы

 

 

 

33- 34

Итоговая контрольная работа.

3

контроль знаний

 Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Орфографические, пунктуационные, лексикограмматические навыки

КИМы

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1.А.И.Власенков,      Л.М.Рыбченкова. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы 2011г

2.Н.В.Егорова, А.П.Дмитриева, ИБ.Золотарева Поурочные разработки по русскому языку.

3.Л.Ф.Коновалова.      Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ.

4.М.В.Козулина.           Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ.

5.Г.Т.Егораева.Русский         язык. Подготовка к выполнению части С.