Программа

деятельности детского экологического объединения  

«Сыроежки»

МОУ Подгоренская СОШ

на 2014-2015 учебный год

Руководитель

учитель биологии

Сергеева Наталья Николаевн

 

Пояснительная записка

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал:  ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ...

Особая значимость и актуальность экологического воспитания на сегодняшний день требует развития более высокого уровня ответственности человека за состоянием природной среды, глобального, целостного взгляда на мир, на глобальные проблемы человечества, их проявление в регионе и своей местности, т. к. иждивенчески-потребительский образ жизни, недостаточная мировоззренческая культура, слабое развитие творческого мышления, препятствует восприятию экологических проблем, как личностно значимых. Поэтому возникает необходимость расширять контакт обучающихся с природой, вовлекать их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Поэтому для реализации  задач по экологическому образованию обучающихся в 2006 году, в рамках сотрудничества с ВГПУ (договор о сотрудничестве), на базе нашей школы было создано детское экологическое объединение  «Сыроежки». В течение последующих пяти лет осуществлялась тесная связь с данным ВУЗом через открытые мероприятия на базе школы, выездные экскурсии в другие учебные заведения, семинары, занятия со студентами и  преподавателями ВГПУ.  В 2011-2012 учебном  году связь с ВГПУ на прежнем уровне не поддерживается (договор не пролонгирован), но традиции в школе сохранились. Детское экологическое объединение продолжает существовать, заниматься исследовательской деятельностью, а результаты своей работы представлять на научно практической конференции в ВГПУ и слете  юных естествоиспытателей «Знай и умей» на базе Дерезовской СОШ Верхнемамонского района. Научным руководителем детского объединения является Алфёрова С.И. – декан ЕГФ ВГПУ.

 Программа деятельности научного объединения предполагает расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Работы научного объединения осуществляется в дни школьных каникул, в период летних полевых практик и в течение года во внеурочное время.

Цель

 Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Задачи:

1.         Развивать у обучающихся интерес к изучению живой природы, получению глубоких знаний по экологии и проблемам охраны биологических систем;

2.         Научить решать экологические задачи, по их результатам делать выводы;

3.         Продолжить развитие умения реферировать научные источники;

4.         Формировать умение наблюдать, проводить исследовательскую работу в биогеоценозах;

5.         Развивать потребность личного участия в охране окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

         знание экологических преимуществ и недостатков родного  села;

         знание антропогенных  факторов загрязнения нашего села;

         понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения;

         понимание необходимости вести здоровый образ жизни;

         умение вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;

         умение вести научные исследования по водным, лесным и другим экосистемам;

         умение делать анализы проб загрязнения воздуха, почвы, воды, жилища человека;

         умение видеть экологические опасности вокруг себя, умение их ликвидировать;

         умение   вести  диалог  с  общественными   лицами.

         сформированность   экологической  культуры;

         сформированность начальных навыков экологической исследовательской деятельности;

         глубокие  экологические знания.

Содержание программы

Экскурсии

Сезонные изменения в биогеоценозе

Знакомство с зимующими насекомыми, нахождение животных на снегу и под снегом.

Экологическая акция «Здоровое село – чистое село»

Семинары

Семинар «Перспективы неразумной деятельности человека», посвященный международному дню охраны озонового слоя.

Круглый стол, обсуждение направления исследовательских работ для участия в научно-практической конференции в ВГПУ.

Семинар на тему «Здоровое питание школьников»

Исследовательская деятельность

Практическая работа «Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха»

Проведение исследовательских работ по изучению экологического состояния территории школы.

Наблюдения за домашними питомцами

Обработка результатов исследовательской работы «Изучение численности и возрастной структуры амфибий на территории с.Подгорное». Подготовка к участию в научно-практической конференции в ВГПУ

Участие в научно-практической конференции в ВГПУ

Участие в слет юных естествоиспытателей в Дерезовке.

Сбор материала для исследовательский работ, которые проводятся в летний период.

Викторины

Интеллектуальная  игра по биологии и экологии

«Растения леса».

Экологическая игра «Сохраним природу -сохраним жизнь»

Викторина «Наш дом-Земля»

Внеклассные мероприятия

Экологический суд над человечеством

Экологический КВН

Общешкольное мероприятие, посвященное ко дню Земли.

Виды деятельности

1.     Учебная деятельность: исследовательские работы, устные журналы - способствуют освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, изучение методик проведения полевых работ.

2.     Активные формы: семинары, дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.

3.     Общественно-полезная деятельность: постановка под руководством учителя опытов на пришкольном участке по изучению экологического состояния территории школы, проведение экологических акций для борьбы с мусором.

4.     Экскурсии: закрепляют знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность для освоения полевых наблюдений, экспериментов и  сбора фактического материала.

Формы работы

1.     Беседы

2.     Семинары

3.     Исследовательская деятельность

4.     Групповая работа

5.     Проведение опытов

6.     Игры

Календарно – тематическое планирование

 

Мероприятия

Сроки

Форма работы

Осенние экскурсии в сосновый бор

Круглый стол, обсуждение направления исследовательских работ для участия в научно-практической конференции в ВГПУ.

Семинар «Перспективы неразумной деятельности человека», посвященный международному дню охраны озонового слоя.

Сентябрь

Экскурсия

Беседа

Доклады

Презентации

Наблюдения за домашними питомцами

Викторина «Наш дом-Земля»

Практическая работа «Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха»

октябрь

Сочинения

Тестирование

Практическая работа

«Экологический суд над человечеством»

Самостоятельный подбор информации по индивидуальным заданиям

ноябрь

Групповая

Индивидуальная

Знакомство с зимующими насекомыми, нахождение животных на снегу и под снегом.

Экологический КВН

декабрь

Экскурсия

Игра

Проведение исследовательских работ по изучению экологического состояния территории школы.

январь

Исследовательская работа

Обработка результатов исследовательской работы «Изучение численности и возрастной структуры амфибий на территории с.Подгорное». Подготовка к участию в научно-практической конференции в ВГПУ

февраль

Групповая

 

Внеклассное мероприятие «Природа хочет жить»

Участие в научно-практической конференции в ВГПУ

март

Устный журнал

Защита исследовательской работы

Интеллектуальная  игра по биологии и экологии

«Растения леса».

Экологическая акция «Здоровое село – чистое село»

Общешкольное мероприятие, посвященное ко дню Земли.

апрель

Игра

Поход в сосновый бор

Театрализованное представление

Семинар на тему «Здоровое питание школьников»

Экологическая игра «Сохраним природу -сохраним жизнь»

май

Семинар

Групповая

Участие в слет юных естествоиспытателей в Дерезовке.

Сбор материала для исследовательский работ проводимых в летний период

июнь

Поездка в Дерезовку

Полевая работа

 

Литература:

1.     И.П.Чередниченко «Экология». Волгоград 2009 г.

2.     Е.В.Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Москва «Глобус»2008 г.

3.     Учебно - методические видеофильмы «Экологические исследования школьников в природе» Часть 1:Осенний сезон

4.     Учебно - методические видеофильмы «Экологические исследования школьников в природе» Часть 2: Зимний сезон

5.     Учебно - методические видеофильмы «Экологические исследования школьников в природе» Часть 3: Весенний сезон

6.     Учебно - методические видеофильмы «Экологические исследования школьников в природе» Часть 4: Летний сезон»

7.     Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся.И.П.Чередниченко.Издательство «Учитель» 2009 год.

8.     Программа деятельности детского экологического объединения МОУ Подгоренская СОШ Калачеевского района Воронежской области «Сыроежки» на 2010-2012 год. ВГПУ. Естественно - географический факультет. 2010 год

9.     Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Методическое пособие. Е.В.Тяглова. Издательство «Глобус» 2008 год.