ПРОЕКТ
в редакции
от 13 января
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Приоритетная задача Российской
Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями,
которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные
ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом
решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры
воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого,
ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине,
общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям
людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана
определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и
политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности
современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Конституция Российской Федерации
провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из
общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к
памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость новым поколениям.
Стратегия, опираясь на Конституцию
Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о
правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах
родителей.
Стратегия
направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных
законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998
года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации,
иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон «Об
образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как
неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и
как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитанию уделяется большое
внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного
образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны
с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей
национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли
семьи в воспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов
Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление
таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная
жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать
усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования
российской идентичности подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство
семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей
ребѐнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия
закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским
вызовам и рискам современного детства.
Стратегия ориентирована на
качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания,
обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания
отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ,
предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход
к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает
качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на
эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их
духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному
личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности,
умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности,
успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.
II. Цель, задачи и основа
Стратегии
Цель Стратегии:
Определить
приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные
направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации
Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности,
укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей,
их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа
Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи Стратегии:
создать условия для консолидации
усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего
поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечить поддержку семейного
воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию
детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
повысить эффективность
воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской
Федерации;
сформировать социокультурную инфраструктуру,
содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные
возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных,
экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить равный доступ к
инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства,
включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты государственной
политики в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к
человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим
достижениям;
поддержка определяющей роли семьи
в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их
преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных
интересов каждого ребѐнка;
обеспечение соответствия
воспитания в системе образования традиционным российским культурным,
духовно-нравственным и семейным ценностям;
обеспечение
условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного
развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей,
отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
формирование позиции личности по
отношению к окружающей действительности;
воспитание языковой культуры
детей;
развитие сотрудничества субъектов
системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных,
традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и
спорта, СМИ, бизнес-сообществ)
в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения
граждан Российской Федерации.
III. Основные направления развития
воспитания
1. Развитие социальных институтов
воспитания
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и
защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми
иными лицами;
повышение социального статуса и
общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
сохранение, укрепление и развитие
культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и
духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
популяризация лучшего
педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и
приемных;
содействие укреплению связей между
поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание условий для расширения
участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других
организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
содействие повышению
педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных
организаций;
расширение инфраструктуры
семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов
по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих
укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных
ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и
консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским,
психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе
образования:
обновление содержания воспитания,
внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере
воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента
федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие разработке и реализации
образовательных программ, включению в образовательные программы элементов,
направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим
поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных
семейных и нравственных ценностей;
полноценное использование
воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
расширение вариативности
воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной
траектории развития личности ребѐнка, с учѐтом его потребностей, интересов и
способностей;
совершенствование условий для
выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в
интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную,
физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала
системы дополнительного образования;
развитие у подрастающего поколения
интереса к чтению;
создание условий для повышения у
детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными
компетенциями;
создание условий для
психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и
оздоровления детей.
Расширение воспитательных
возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного
развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ,
в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации
традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в
информационном пространстве;
применение разнообразных средств
защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при
предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений
в сфере воспитания:
улучшение условий для эффективного
взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными
организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях
содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных
общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в
образовательных организациях;
широкое привлечение детей к
участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих,
культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях,
волонтерском движении;
расширение государственно-частного
партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного
процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое
воспитание:
формирование у детей целостного
мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу,
государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям,
к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его
сохранению и развитию;
создание условий для воспитания у
детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества,
для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои
конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической
культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
развитие программ патриотического
воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
разработка и реализация
вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной
адаптации детей мигрантов;
формирование мотивов, нравственных
и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным
социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
воспитание у
детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу,
матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
развитие в детской среде
ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа
милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих
жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного
отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам,
преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к
людям с ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между
государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными
общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного
воспитания детей.
Приобщение детей к культурному
наследию:
создание равных для всех детей
возможностей доступа к культурным ценностям;
увеличение доступности детской
литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
поддержка мер по созданию и
распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных
мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных,
нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержка производства
художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных
фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
совершенствование деятельности
библиотек;
создание условий для сохранения и
поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура
здоровья:
формирование у подрастающего
поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни;
создание равных условий для
занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления
детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной
инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
привитие культуры безопасной
жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
формирование в детской среде
системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом,
развитие культуры здорового питания и трезвости;
распространение позитивных моделей
участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к
труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и
навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным
видам трудовой деятельности;
развитие умения работать совместно
с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному
самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
становление и развитие у ребенка
экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
формирование у детей экологической
картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности
за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
IV. Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
развитие и совершенствование
федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере
воспитания детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации
в области воспитания;
совершенствование законодательной
защиты определяющей роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и
обучение детей, защиту их прав и интересов в системе воспитания.
Организационно-управленческие:
разработка и реализация
комплексных планов мер по реализации Стратегии на трѐхлетние
периоды;
принятие субъектами Российской
Федерации в рамках региональных программ комплексных планов развития воспитания
в соответствии со Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации
условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности в
образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления;
консолидация усилий воспитательных
институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективная координация
межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
сетевое взаимодействие
общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и
иных организаций в сфере воспитания;
укрепление сотрудничества семьи,
образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное изучение и
распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;
создание системы показателей,
критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе
образования;
организация мониторинга
эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях.
Кадровые:
дальнейшее повышение престижа
профессий педагога, воспитателя;
создание атмосферы уважения к
педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
развитие кадрового потенциала, в
части воспитательной компетентности педагога, разработка и введение
профессиональных стандартов специалиста в области воспитания;
содействие развитию педагогических
компетенций у родителей;
модернизация системы
педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки
специалистов в сфере воспитания с целью обеспечить соответствие содержания
воспитательной деятельности вызовам современного общества;
Научно-методические:
проведение научных исследований в
области воспитания и социализации детей;
развитие исследований в области
семьи и семейного воспитания детей;
проведение прикладных исследований
по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребѐнка;
разработка методического
обеспечения реализации Стратегии;
Финансово-экономические:
создание в субъектах и
муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития
эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение
многоканального финансирования системы воспитания из федерального, региональных
и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного
партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;
создание и продуктивное
использование гибкой системы стимулирования субъектов воспитательного процесса.
Информационные:
использование современных
информационных и коммуникационных технологий, электронных
информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех
субъектов системы воспитания;
развитие сетевого взаимодействия
образовательных организаций в интересах ребенка, дистанционных форм воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация информационной
поддержки Стратегии воспитания с привлечением значимых общероссийских и
региональных СМИ;
усиление воспитательного
потенциала медиа-образования в
образовательных организациях.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:
значимость воспитания в
общественном сознании;
укрепление российской гражданской
идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и
сплоченности российского общества;
повышение общественного престижа
семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных
ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие
общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и
консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре,
правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и
использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
доступность для всех категорий
детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных
потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания,
материального положения семьи, состояния здоровья;
разработка и успешная реализация
федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных
детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки,
культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и
финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового
потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде
позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных
явлений;
развитие и поддержка
социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение
преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
повышение эффективности научных
исследований в сфере воспитания;
повышение уровня информационной
безопасности детей;
формирование системы осуществления
мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.