Рабочая программа по
обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной
программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию для 5-9 классов Боголюбова
Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана
на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 9 класса
основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре
обществоведческого образования в средней школе.
Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в первом концентре. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.
Цели курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:
ü
развитие личности
в ответственный период социального взросления человека, её познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
ü
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
ü
освоение на
уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
ü
овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах
социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
ü
формирование
опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в
межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
ü
формировать аналитическое мышление школьника,
способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к
будущей профессиональной деятельности;
ü
воспитать
социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную
отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
Формы организации учебного
процесса:
ü
коллективная;
ü
групповая;
ü
индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные
формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Курс формирует следующие умения и
навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009
Базовый учебник и дополнительная
литература:
Л.Н.Боголюбов Обществознание 9 класс М.: «Просвещение» 2010
Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев; А.И.Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 класс Учебное пособие М.: «Русское слово» 2002
№ |
Дата |
Разделы, темы, количество часов Тип урока |
Понятия, термины |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Оборудование |
Домашнее задание |
Глава I. Политика
(10 часов) |
|||||||
1 |
|
Урок 1. Политика и право Урок исследование |
Политика,
политическая власть |
Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность
любой власти, ее роль в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания |
Актуализация знаний |
Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку |
§ 1, задания, эссе «Недолговечна та власть, которая
управляет во вред народу» |
2-3 |
|
Уроки 2-3. Государство Урок характеристика |
Государство, суверенитет, форма
правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство. |
Знать теории происхождения государства, предпосылки
его появления, функции, формы Уметь описывать основные политические объекты, выделяя
их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией,
выделять главное, заниматься проектной деятельностью |
Устный опрос, проверка эссе |
Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица
«Ступени развития общества» |
§ 2, задания и вопросы, Учебный проект «Идеальное государство» |
4 |
|
Урок 4. «Политические режимы» Урок лабораторного типа |
Тоталитаризм, террор, тоталитарный
режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая
и представительная. Конституция |
Знать сущность политических режимов Описывать и давать характеристику основным политическим
объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать,
работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы |
Устный опрос, проверка проектов |
Схема «Политические режимы», «Формы правления» |
§ 3, вопросы, задания Эссе «Если мужик может стать
королем, не думай, что в королевстве уже демократия». |
5-6 |
|
Уроки 5-6. Правовое государство Урок исследования |
Правовое государство, разделение властей, законодательная,
исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный,
арбитражный суд |
Знать признаки и сущность правового государства. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания |
Тестовый контроль |
Схемы «Государственная
власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация |
§ 4 Вопросы для повторения |
7 |
|
Урок
7. Гражданское общество и государство
Урок практикум |
Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная
палата |
Знать причины появления гражданского общества, его
признаки и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания |
Тестовый срез знаний |
Статистические данные |
§ 4, вопросы и задания § Проект «Наше участие в
формировании гражданского общества» |
8 |
|
Урок
8. Участие граждан в политической жизни
Урок проблема с элементами дискуссии |
Выборы, избирательное право, референдум, митинг,
цензура, политический экстремизм |
Знать факторы, определяющие степень участия в политической
жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой,
отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику
основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение
анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы |
Устный опрос, проверка проекта |
Пакет с дополнительным материалом |
§ 6, вопросы и задания к § 6 Мини-проект «Участие молодежи
в политической жизни» |
9 |
|
Уроки
9. Политические партии и движения
Урок исследование |
Общественно-политические движения, политическая партия,
оппозиция, многопартийность |
Знать
причины возникновения, признаки и особенности
партий. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать
и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. |
Устный опрос, проверка проекта |
Схема |
§ 67 практикум, проблема, мини-проект «Молодежная
партия» |
10 |
|
Урок 10. Урок обобщения и систематизации знаний по
теме «Политика» |
Основные понятия темы |
Знать основные положения темы «Политика». Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в
дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение |
Решение проблемных
заданий, проверка проектов. |
Презентация к уроку |
Эссе «Партия есть организованное общественное
мнение» |
Глава II. Право
(24 часа) |
|||||||
11 |
|
Урок
11. Право
Урок практикум |
Право, естественное право, категорический
императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права |
Знать смысловое значение понятия права, особенности
норм права. Использовать приобретенные знания для первичного
сбора и анализа информации. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. |
Проверка эссе |
Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница»
|
§ 8, вопросы и задания |
12 |
|
Урок
12. Правоотношения и субъекты права
Урок-практикум |
Правоотношение, субъекты правоотношений: физические
и юридические лица, правоспособность, дееспособность |
Знать элементы правоотношений их сущность и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в
дискуссии, решать проблемные |
Тестирование |
Таблица «Дееспособность» Презентация к уроку |
§ 9, вопросы и задания Эссе «Когда закон дает право,
он дает также и средство его защиты» |
13-14 |
|
Уроки 13-14. Правонарушения и юридическая ответственность |
Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность,
умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности |
Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать
и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. |
Устный опрос, проверка эссе |
Схема «Виды юридической ответственности» |
§ 10, вопросы и задания |
15 |
|
Урок
15. Правоохранительные органы
Урок-практикум |
Правоохранительные органы, народные заседатели, судья,
суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат |
Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в
дискуссии, решать проблемные |
Тестовый контроль |
Пакет с дидактическим материалом |
§ 11, вопросы и задания Эссе «Обвинитель и судья не
могут совмещаться в одном лице» |
16-17 |
|
Уроки
16-17. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
Уроки - практикумы |
Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность,
статус человека и гражданина. |
Знать основные положения Конституции РФ, принципы
основного закона жизни. Использовать приобретенные знания для полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей. Умение работать с текстом
учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии |
Актуализация темы |
Схемы «Жизненные блага» |
§ 12-13, вопросы и задания к параграфу |
18-20 |
|
Уроки
18-20. Права и свободы человека и гражданина
Уроки лабораторного типа |
Достойное существование, естественные права, ООН, права
и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека |
Знать, что права являются высшей ценностью человека,
классификация прав человека. Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать.
Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на
вопросы, участвовать в дискуссии |
Тестовый контроль |
Схема «Классификация прав человека» |
§ 14-15, вопросы и задания |
21-22 |
|
Уроки
21-22. Гражданские правоотношения
Урок практикум |
Имущественные отношения, собственность,
гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель,
сертификат качества |
Знать сущность, признаки и особенности гражданских
правоотношений Использовать приобретенные знания для общей ориентации
в актуальных общественных событиях и процессах. Умение работать с текстом
учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. |
Тестовый опрос |
Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» |
§ 15-16, вопросы и задания Эссе «Договор дороже денег». |
23-24 |
|
Уроки
23-24. Право на труд. Трудовые правоотношения
Уроки с элементами деловой игры |
Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка,
социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда |
Знать основы трудовых правоотношений. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать
и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Уметь анализировать, обобщать,
работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы |
Решение правовых задач и проверка эссе |
Пакет документов |
§ 17, вопросы и задания |
25-26 |
|
Уроки
25-26. Семейные правоотношения
Уроки с элементами - деловой игры |
Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский,
церковный браки, брачный договор |
Знать основы семейных правоотношений Решать познавательные и практические задачи на изученный
материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в
малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ |
Устный опрос |
Таблица, презентация |
§ 18 вопросы и задания, эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе» |
27-28 |
|
Уроки
27-28. Уголовно-правовые отношения
Урок исследование |
Уголовное право, преступление, общественная
опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель,
пособник, исполнитель, соучастники |
Знать основы уголовно-правовых отношений Решать познавательные и практические задачи на изученный
материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на
проблемные вопросы |
Тестовый контроль, проверка
эссе |
Схема «Виды административных наказаний» |
§ 19, вопросы и задания» |
29 |
|
Урок 29.
Социальные права
Урок деловая игра |
Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии,
пенсионный фонд |
Знать социальные права граждан РФ, особенности и
сущность социальной политики. Уметь работать с текстом учебника, работать в малых
группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ |
Устный опрос |
Материал Конституции РФ |
§ 21, вопросы и задания к § 21 |
30 |
|
Урок
30. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Урок лабораторного типа |
Конфликт, международное гуманитарное право, военные
преступления |
Знать основы международного гуманитарного права Уметь работать с текстом учебника, документами, работать
в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать
на проблемные вопросы |
Тестовый контроль |
Документы |
§ 22, вопросы и задания |
31-32 |
|
Урок 31
- 32. Правовое регулирование отношений в сфере образования
Урок
исследование |
Единый государственный экзамен, образование, дополнительные
образовательные услуги |
Знать основы правового регулирования в сфере образования Решать познавательные и практические задачи на изученный
материал, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять
таблицу, проводить сравнительный анализ |
Устный опрос |
Документы к параграфу |
§ 23, вопросы и задания Эссе «Потребность в
образовании лежит в каждом человеке» |
33 |
|
Урок 33.
Обобщение и систематизация по теме «Право»
Урок
обобщения |
Основные понятия по теме |
Знать теоретические и практические основы темы «Право» Объяснять взаимосвязи изученных правых объектов
Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы |
Устный опрос |
Дидактический материал |
Выводы к главе |
34 |
|
Урок 34. Урок повторения за курс 9 класса |
. |
|
|
|
|