Рассмотрена на заседании МО учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014 г протокол N1 |
Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от 29.08.2014 г протокол N1 |
Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014г № 62 Директор школы______________ Климова В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
10 класс
Объедкова Александра Владимировича
учителя
МКОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
Согласована
с зам. директора по УВР
Соловьевой Т.М._______
____сентября 2014г
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе стандарта
основного общего образования по географии (базовый уровень)
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Цель курса – сформировать у обучающихся понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи курса:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, кроме того, программа содержит перечень практических работ и тестов.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 35 часов (1 ч. в неделю). В учебный процесс включены:
● Тесты – 4.
● Практические работы – 4.
Учебно-тематический план
№ n/n |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Тесты |
Практические работы |
1 |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Источники географической информации |
3 |
|
|
3 |
Современная политическая карта мира |
2 |
|
1 |
4 |
Природа и человек в современном мире |
4 |
1 |
1 |
5 |
Население мира |
4 |
1 |
1 |
6 |
Научно – техническая революция и мировое хозяйство |
5 |
1 |
|
7 |
География мирового хозяйства |
8 |
1 |
1 |
|
Итого |
27 |
4 |
4 |
Содержание тем учебного курса
Введение - 1 час.
Введение. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований.
Источники географической информации - 3 часа.
Географическая карта – особый источник информации. Статистический метод географических исследований. Геоинформационные системы.
Современная политическая карта мира - 3 часа.
Многообразие стран на политической карте мира. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.
Природа и человек в современном мире - 6 часов.
География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды. Население мира - 6 часов.
Численность и воспроизводство населения мира. Состав населения. Национальный состав населения мира. Размещение и миграции населения. Городское и сельское население.
Научно – техническая революция и мировое хозяйство - 6 часов.
Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Отраслевая структура Мирового хозяйства. Территориальная структура Мирового хозяйства. Факторы размещения.
География мирового хозяйства - 10 часов.
География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира. Топливно-энергетический и металлургический комплексы. Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленности. Сельское хозяйство. География транспорта. Всемирные экономические отношения. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Главные центры мировой торговли.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать
●Основные объекты исследования географической науки;
●Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
●Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
●Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
●Проблемы современной урбанизации;
●Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
●Экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
●Тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
уметь
●Приводить примеры методов географических исследований, средств и способов фиксации результатов исследований;
●Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
●Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
●Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения;
●Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
●Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
●Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
●Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
●Правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
●Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
Календарно-тематическое планирование
№ n/n |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Оборудование |
Ключевые понятия |
Повторение |
Литература |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
|||||||||
1. |
Введение. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований. |
1 |
Вводный |
Политическая карта мира, атласы, учебник |
Физическая, экономическая география; методы географических исследований; география населения, промышленности, транспорта, с/х., сферы услуг; геоэкология |
|
2 |
|
|
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (3 ч.) |
|||||||||
2. |
Географическая карта – особый источник информации. |
1 |
Изучение нового материала |
Различные типы карт, атласы, дополнительный материал |
Способы получения географической информации: старые и новые; экспедиции; картография; топография |
Методы географических исследований |
2 |
|
|
3. |
Статистический метод географических исследований. |
1 |
Комбинированный |
Различные типы карт, атласы, дополнительный материал |
Стационарные наблюдения; камеральная обработка; картографические, топографические методы |
Методы географических исследований |
2 |
|
|
4. |
Геоинформационные системы. |
1 |
Изучение нового материала |
Различные типы карт; дополнительный материал; атласы |
ГИС; геоинформатика; моделирование |
Статистический метод в географии |
2 |
|
|
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (3 ч.) |
|||||||||
5. |
Многообразие стран на политической карте мира. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, учебник, атласы, слайды |
Суверенное государство; группировка стран: по величине территории, численности населения, особенностям географического положения |
Геоинформационные системы |
1,2 |
|
|
6. |
Типология стран мира. П/р.N 1 по теме «Обозначение на контурной карте мира развитых и развивающихся стран». |
1 |
Комбинированный |
Политическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты |
ВВП; ИЧР; экономически развитые страны; страны «Большой семерки»; развивающиеся страны; ключевые страны; НИС; нефтеэкспортирующие страны; «классические » развивающиеся страны; наименее развитые страны; страны с переходной экономикой |
Источники географической информации |
1,2 |
|
|
7. |
Государственный строй. Формы правления. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, учебник, атласы, таблицы |
Форма правления; республика; президентская и парламентская республики; монархия; конституционная, абсолютная, теократическая монархия; формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная; Содружество наций |
Многообразие стран на политической карте мира |
1,2 |
|
|
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (6 ч.) |
|||||||||
8. |
География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы. |
1 |
Изучение нового материала |
Карта природных ресурсов, политическая карта, учебник, атласы |
Географическая среда; географический фатализм; географический нигилизм; окружающая среда; «обмен веществ» |
Типология стран мира |
1,2 |
|
|
9. |
Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. |
1 |
Урок-лекция |
Карта «Природные ресурсы мира», физическая карта мира, учебник, атласы, таблицы |
Природные ресурсы; ресурсообеспеченность исчерпаемые ресурсы: невозобновляемые и возобновляемые; неисчерпаемые ресурсы; топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые; |
Государственный строй. Формы правления |
1,2 |
|
|
10. |
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. П/р.N 2 по теме «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов». |
1 |
Комбинированный |
Карта «Природные ресурсы мира», таблицы, учебник, атласы |
Природно-ресурсный потенциал; топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые; исчерпаемые ресурсы: невозобновляемые и возобновляемые; неисчерпаемые ресурсы; |
Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность |
2 |
|
|
11. |
Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. |
1 |
Изучение нового материала |
Карта природных ресурсов, атласы, таблицы, учебник, дополнительная литература |
Гидросфера, опреснение; шельф; минеральные и энергетические ресурсы; биомасса океана; фитопланктон, зообентос и нектон; рекреация; природно-рекреационные ресурсы |
Современная политическая карта мира |
1,2 |
|
|
12. |
Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература |
Антропогенное загрязнение окружающей среды; количественное и качественное загрязнение окружающей среды; загрязнение: литосферы, гидросферы и атмосферы; экологическая политика |
География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы |
1,2 |
|
|
13. |
Итоговый урок по темам «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире». |
1 |
Обобщающий |
Карта «Природные ресурсы», тесты, атласы |
Контроль усвоения материала обучающимися |
|
1,2 |
|
|
НАСЕЛЕНИЕ МИРА (6 ч.) |
|||||||||
14. |
Численность и воспроизводство населения мира. П/р.N 3 по теме «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в разных странах». |
1 |
Комбинированный |
Политическая карта мира, карта мира с разными типами воспроизводства населения, учебник, атласы, статистические материалы |
Демография; воспроизводство населения; рождаемость, смертность и естественный прирост; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; первый и второй типы воспроизводства населения; демографическая политика; демографическая ситуация; демографический переход; качество населения; средняя продолжительность жизни |
Природно-ресурсный потенциал разных территорий |
1,2 |
|
|
15. |
Состав населения. |
1 |
Урок-лекция |
Карта «Народы мира», политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы |
Половой, возрастной, национальный и религиозный состав; трудовые ресурсы; экономически активное население (ЭАН); мировые и национальные религии; исламский экстремизм |
Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана |
1,2 |
|
|
16. |
Национальный состав населения мира. |
1 |
Урок-лекция |
Карта «Народы мира», политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы |
Этнолингвистический состав; этнос; языковая группа; языковая семья; классификация народов; однонациональные государства; многонациональные государства; межнациональные отношения (конфликты) |
Загрязнение и охрана окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды |
1,2 |
|
|
17. |
Размещение и миграции населения. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», атласы, учебник, статистические материалы |
Плотность населения; размещение населения; «миграционный взрыв»; трудовые миграции; внешние и внутренние миграции населения; эмиграция; иммиграция; «утечка умов» |
Природа и человек в современно мире |
1,2 |
|
|
18. |
Городское и сельское население. |
1 |
Изучение нового материала |
Карта «Крупнейшие агломерации мира», учебник, атласы, статистические материалы |
Урбанизация; черты урбанизации; уровни урбанизации; темпы урбанизации; «городской взрыв»; деревенская форма расселения |
Численность и воспроизводство населения мира |
1,2 |
|
|
19. |
Итоговый урок по теме «Население мира». |
1 |
Обобщающий |
Карта «Население мира», тесты, контурные карты, атласы |
Контроль усвоения материала обучающимися |
|
1,2 |
|
|
НАУНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (6 ч.) |
|||||||||
20. |
Научно-техническая революция. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, учебник, атласы |
НТП; НТР; характерные черты и составные части НТР; наукоемкость; эволюционный и революционный пути развития; ГИС; геонформатика |
Состав населения |
1,2 |
|
|
21. |
Мировое хозяйство. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы |
Мировой рынок; Мировое хозяйство; географическое разделение труда; МГРТ; отрасль международной специализации; международная экономическая интеграция; единое экономическое пространство; ТНК |
Национальный состав населения мира |
1,2 |
|
|
22. |
Отраслевая структура Мирового хозяйства. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы |
Три типа структуры: аграрная, индустриальная и постиндустриальная структуры; двучленная модель мирового хозяйства: Север и Юг; трехчленная структура мирового хозяйства: Центр, Периферия и Полупериферия |
Размещение и миграции населения |
1,2 |
|
|
23. |
Территориальная структура Мирового хозяйства. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, учебник, атласы |
Территориальная структура мирового хозяйства; экономически развитые страны; высокоразвитые, старопромышленные, аграрные районы и районы нового освоения; развивающиеся страны; региональная политика; депрессивные районы; «полюса роста» |
Городское и сельское население |
1,2 |
|
|
24. |
Факторы размещения. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, учебник, атласы, раздаточный материал |
Факторы размещения; старые факторы размещения: фактор территории, фактор ЭГП, природно-ресурсный фактор, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов, фактор территориальной концентрации; новые факторы размещения: фактор наукоемкости, экологический фактор; «приморская урбанизация»; технопарки; технополисы |
Население мира |
1,2 |
|
|
25. |
Итоговый урок по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство». |
1 |
Обобщающий |
Политическая карта мира, тесты, атласы |
Контроль усвоения материала обучающимися |
|
1,2 |
|
|
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 ч.) |
|||||||||
26. |
География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, карта «Промышленность мира», учебник, атласы |
Промышленность; старые, новые и новейшие отрасли; территориальные пропорции; отраслевая и территориальная структура мировой промышленности |
Мировое хозяйство |
1,2 |
|
|
27. |
Топливно-энергетический и металлургический комплексы. |
1 |
Урок-лекция |
Карты «Топливно-энергетический комплекс мира», «Полезные ископаемые мира», «Металлургический комплекс мира», физическая карта мира, учебник, атласы |
ТЭК; мировой энергетический кризис; топливно-энергетический баланс мира; мировой сырьевой кризис; «Великие горнодобывающие державы»; черная и цветная металлургия; сырьевой, транспортный, экологический, энергетический фактор, ориентация на потребителя |
Научно-техническая революция |
1,2 |
|
|
28. |
Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленности. |
1 |
Изучение нового материала |
Карты «Машиностроение мира», «Химическая промышленность мира», «Лесная промышленность мира», «Легкая промышленность мира», учебник, атласы, статистические материалы |
Машиностроение; отраслевая структура машиностроения; старые, новые и новейшие отрасли машиностроения; территориальная структура мирового машиностроения; машиностроительные регионы; химическая промышленность; мировые регионы химической промышленности; лесные ресурсы; северный и южный лесной пояс; текстильная промышленность; мировые регионы текстильной промышленности |
Отраслевая структура Мирового хозяйства. Территориальная структура Мирового хозяйства |
1,2 |
|
|
29. |
Сельское хозяйство. П/р.N 4 по теме «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции». |
1 |
Комбинированный |
Карта «Сельское хозяйство мира», учебник, атласы, статистические материалы |
Сельское хозяйство; товарное и потребительское сельское хозяйство; агробизнес; «Зеленая революция»; растениеводство: зерновые, масличные, клубнеплодные, тонизирующие, волокнистые культуры; животноводство: разведение КРС, свиноводство, овцеводство; рыболовство; аквакультура |
Факторы размещения |
1,2 |
|
|
30. |
География транспорта. |
1 |
Урок-лекция |
Карта «Транспорт мира», атласы, учебник |
Транспорт; мировая транспортная система; контейнеризация; региональные транспортные системы; сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный; водный транспорт: морской и внутренний водный; воздушный транспорт |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство |
1,2 |
|
|
31. |
Всемирные экономические отношения. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, атласы, учебник |
Всемирные экономические отношения (ВЭО); новый мировой экономический порядок (НМЭП); открытая экономика; экспортная квота; свободная экономическая зона (СЭЗ) |
География отраслей Мирового хозяйства. Промышленность мира |
1,2 |
|
|
32. |
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. |
1 |
Урок-лекция |
Политическая карта мира, учебник, статистические материалы |
ТНК; прямые инвестиции; география финансовых потоков; Группа Всемирного банка; Международный валютный фонд (МВФ); международное производственное сотрудничество; международные специализация и кооперирование производства; научно-техническое сотрудничество |
Топливно-энергетический и металлургический комплексы |
1,2 |
|
|
33. |
Главные центры мировой торговли. |
1 |
Изучение нового материала |
Политическая карта мира, атласы, учебники, раздаточный материал |
Мировая торговля; структура мировой торговли; международные услуги; география мировой торговли; торговый баланс; Всемирная торговая организация (ВТО) |
Машиностроение; химическая, лесная и легкая промышленности |
1,2 |
|
|
34. |
Систематизация изученного в курсе 10 класса. |
1 |
Обобщающий |
Политическая карта мира, атласы |
Контроль усвоения материала обучающимися |
|
1,2 |
|
|
35. |
Итоговый урок за курс 10 класса. |
1 |
Обобщающий |
Политическая карта мира, тесты, атласы |
Контроль усвоения материала обучающимися |
|
1,2 |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. В.П. Максаковский. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Просвещение, 2009.
2. Е.А Жижина., Н.А Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.