Рассмотрена на заседании МО учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014 протокол №1 |
Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014 протокол №1 |
Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62 Директор школы _________Климова В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
10 класса
Маякова Александра Николаевича
учителя 1 квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
Согласована
с заместителем директора по УВР
Соловьёвой Т.М. ____________
___ сентября 2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 10 классе ориентирован на учебный план, объемом 1 час в неделю всего 35 часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ и программа «Информатика и ИКТ общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов» составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Учебно-тематическое планирование
(10 класс 35 часов)
Тема (раздел учебника) |
Всего часов |
Теория |
1. Введение. Структура информатики. |
1 |
1 |
2. Информация. Представление информации |
3 |
2 |
3. Измерение информации |
3 |
2 |
4. Введение в теорию систем |
2 |
1 |
5. Процессы хранения и передачи информации |
3 |
2 |
6. Обработка информации |
3 |
2 |
7. Поиск данных |
1 |
1 |
8. Защита информации |
2 |
1 |
9. Информационные модели и структуры данных |
4 |
2 |
10. Алгоритм – модель деятельности |
2 |
1 |
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение |
4 |
2 |
12. Дискретные модели данных в компьютере |
4 |
2 |
13. Многопроцессорные системы и сети |
2 |
1 |
14. Резерв |
1 |
|
итого |
35 |
|
Содержание курса
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита в алфавитном подходе к измерению информации.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
В результате изучения информатики и информационно-коммникационных технологий в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
1. Иметь представление о современной вещественно-энергетической и информационной картине мира, знать основные информационные процессы и их свойства.
2. Сформировать представление о моделировании как методе научного познания, знать основные виды информационных моделей и их свойства, уметь строить и анализировать модели, использовать их при решении задач из различных областей знаний.
3. Знать основные понятия, относящиеся к математическим аспектам информатики: двоичная арифметика, основы алгебры высказываний, логические схемы основных устройств компьютера.
4. Сформировать представление об алгоритмах как основе автоматизации информационных процессов, знать их свойства и основные формы записи; уметь строить и записывать алгоритмы, относящиеся к различным областям знаний.
5. Знать основные устройства компьютера и компьютерных сетей.
6. Знать основные виды современного программного обеспечения, уметь работать с базовым программным обеспечением компьютера.
7. Знать основные коммуникационные возможности компьютера, уметь пользоваться коммуникационным программным обеспечением, владеть основами информационной безопасности при работе в Сети.
Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 10 класс базовый курс (1 час в неделю всего 35 часа).
№ |
Изучаемая тема |
Количество часов |
Тип урока |
Ключевые задания |
Повторение |
Литература |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||||
1.
|
Техника безопасности. Введение. Структура информатики. |
1 |
Комбинированный |
Техника безопасности. Теория информации |
|
|
|
|
2.
|
Информация. |
1 |
Комбинированный |
понятие «информация». Виды и свойства информации. |
Информационные процессы |
|
|
|
3.
|
Представление информации, языки |
1 |
Комбинированный |
Естественные и формализованные языки |
Естественные языки |
|
|
|
4.
|
Представление информации, языки, кодирование |
1 |
Комбинированный |
Кодирование и декодирование |
|
|
|
|
5.
|
Измерение информации. Объёмный подход |
1 |
Комбинированный |
Единицы измерения информации, способы расчета информации. Алфавитный подход к определению количества информации |
Обработка информации. |
|
|
|
6.
|
Измерение информации Содержательный подход |
1 |
Комбинированный |
содержательный подходов |
Измерение информации |
|
|
|
7.
|
Измерение информации. |
1 |
Комбинированный |
основные подходы к измерению информации; способы нахождения количества информации |
|
|
|
|
8.
|
Понятие системы |
1 |
Комбинированный |
система |
|
|
|
|
9.
|
Информационные процессы в системах |
1 |
Комбинированный |
Информационные процессы |
|
|
|
|
10.
|
Хранения информации |
1 |
Комбинированный |
Хранение информации, устройства для хранения |
Единицы информации |
|
|
|
11.
|
Передача информации |
1 |
Комбинированный |
Передача информации, шум, избыточность кода |
Единицы информации |
|
|
|
12.
|
Процессы хранения и передачи информации |
1 |
Комбинированный |
Хранения информации, передача информации |
Единицы информации |
|
|
|
13.
|
Обработка информации |
1 |
Комбинированный |
Обработка информации, исполнители |
Информационные процессы |
|
|
|
14.
|
Алгоритмы |
1 |
Комбинированный |
Понятие алгоритма. |
|
|
|
|
15.
|
Автоматическая обработка данных |
1 |
Комбинированный |
обработка данных |
Обработка информации, исполнители |
|
|
|
16.
|
Поиск данных |
1 |
Комбинированный |
Поиск данных. Атрибуты данных, организация поиска. Методы поиска. |
|
|
|
|
17.
|
Защита информации. Виды угроз |
1 |
Комбинированный |
Виды угроз. Меры защиты. физические способы защиты информации, программные средства защиты информации |
|
|
|
|
18.
|
Меры защиты информации. |
1 |
Комбинированный |
Криптография. Цифровые подписи |
кодирование |
|
|
|
19.
|
Информационные модели и структуры данных |
1 |
Комбинированный |
Информационные модели |
|
|
|
|
20.
|
Компьютерные информационные модели |
1 |
Комбинированный |
Виды моделирования: |
|
|
|
|
21.
|
Структуры данных |
1 |
Комбинированный |
Структуры данных, граф |
|
|
|
|
22.
|
Структуры данных – модели предметных областей |
1 |
Комбинированный |
Графы, деревья, сети, таблицы |
|
|
|
|
23.
|
Алгоритм – модель деятельности |
1 |
Комбинированный |
Понятие алгоритма. |
Понятие алгоритма. |
|
|
|
24.
|
Примеры алгоритмов |
1 |
Комбинированный |
Свойства алгоритма |
|
|
|
|
25.
|
Компьютер. Техническое обеспечение |
1 |
Комбинированный |
Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектура ПК, контроллер, шина, память. Устройства. |
сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др |
|
|
|
26.
|
Программное обеспечение компьютера. |
1 |
Комбинированный |
Виды программного обеспечения: прикладные, системные, системы программирования |
Текстовые, графические редакторы |
|
|
|
27.
|
Системное программное обеспечение |
1 |
Комбинированный |
системное ПО, функции операционной системы |
Виды программного обеспечения |
|
|
|
28.
|
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Перспективы развития. |
1 |
Комбинированный |
Перспективы развития компьютерной техники и программного обеспечения |
Аппаратное обеспечение компьютера Виды программного обеспечения |
|
|
|
29.
|
Дискретные модели данных. Представление чисел |
1 |
Комбинированный |
Дискретные модели данных. Представления чисел в ПК, представление целых чисел, |
Системы счисления |
|
|
|
30.
|
Представление текста и графики. |
1 |
Комбинированный |
Способы кодирования текста. Кодировочные таблицы. Графика в памяти ПК. |
цветовые модели, различие растровой и векторной графики |
|
|
|
31.
|
Представление звука |
1 |
Комбинированный |
Способы кодирования графики и звука, дискретное (цифровое) представление звука |
|
|
|
|
32.
|
Развитие вычислительных систем |
1 |
Комбинированный |
Вычислительные системы |
|
|
|
|
33.
|
Организация локальных систем |
1 |
Комбинированный |
Локальные сети |
сетевое оборудование |
|
|
|
34.
|
Организация глобальных систем |
1 |
Комбинированный |
Глобальные системы |
Интернет, сетевое оборудование |
|
|
|
35.
|
Резерв |
1 |
Комбинированный |
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер (под общей ред. М. П. Лапчика). Методика преподавания информатики.
3. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания
4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.
Рассмотрена на заседании МО учителей естественнонаучного цикла от 28.08.2014 протокол №1 |
Принята на заседании педагогического совета МКОУ Подгоренская СОШ от29.08.2014 протокол №1 |
Утверждена приказом директора МКОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014 №62 Директор школы _________Климова В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
11 класса
Маякова Александра Николаевича
учителя 1 квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
Согласована
с заместителем директора по УВР
Соловьёвой Т.М. ____________
___ сентября 2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 11 классе ориентирован на учебный план, объемом 1 час в неделю всего 35 часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ и программа «Информатика и ИКТ общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 – 11 классов» составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Учебно-тематическое планирование
(11 класс 34 часов)
Тема (раздел учебника) |
Всего часов |
Теория |
1. Информационные системы |
1 |
1 |
2. Гипертекст |
2 |
1 |
3. Интернет как информационная система |
5 |
3 |
4. Web-сайт |
3 |
1 |
5. ГИС |
2 |
1 |
6. Базы данных и СУБД |
5 |
3 |
7. Запросы к базе данных |
4 |
2 |
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование |
4 |
2 |
9. Корреляционное моделирование |
2 |
1 |
10. Оптимальное планирование |
1 |
1 |
11. Социальная информатика |
4 |
3 |
12. Резерв |
1 |
|
Итог |
34 |
|
Итоги изучения тем
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
В результате изучения информатики и информационно-коммникационных технологий в 11 класс на базовом уровне ученик должен:
1. Иметь представление о современной вещественно-энергетической и информационной картине мира, знать основные информационные процессы и их свойства.
2. Сформировать представление о моделировании как методе научного познания, знать основные виды информационных моделей и их свойства, уметь строить и анализировать модели, использовать их при решении задач из различных областей знаний.
3. Знать основные понятия, относящиеся к математическим аспектам информатики: двоичная арифметика, основы алгебры высказываний, логические схемы основных устройств компьютера.
4. Сформировать представление об алгоритмах как основе автоматизации информационных процессов, знать их свойства и основные формы записи; уметь строить и записывать алгоритмы, относящиеся к различным областям знаний.
5. Знать основные устройства компьютера и компьютерных сетей.
6. Знать основные виды современного программного обеспечения, уметь работать с базовым программным обеспечением компьютера.
7. Знать основные коммуникационные возможности компьютера, уметь пользоваться коммуникационным программным обеспечением, владеть основами информационной безопасности при работе в Сети.
8. Сформировать представление об информационных технологиях и роли в них современных средств информатизации, уметь организовывать технологический процесс преобразования информации с использованием компьютера.
9. Сформировать представление о социальных информационных технологиях, уметь приводить примеры таких технологий из различных областей человеческой деятельности.
10. Знать основные понятия социальной информатики: социальные коммуникации, информационные ресурсы общества, информационная защита, видеть позитивные и негативные аспекты информатизации.
Учебно-тематический план по «информатика и информационно-коммуникационные технологии» 11 класс базовый курс (1 час в неделю всего 34 часа).
№ |
Изучаемая тема |
Количество часов |
Тип урока |
Ключевые понятия |
Повторение |
Литература |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||||
1.
|
Техника безопасности. Информационные системы |
1 |
Комбинированный |
Техника безопасности. Информационная система. |
|
|
|
|
2.
|
Гипертекст |
1 |
Комбинированный |
Гипертекст, ссылка. |
гиперссылки |
|
|
|
3.
|
Закладки и гиперссылки |
1 |
Комбинированный |
закладка, указатель ссылки и адресная часть гиперссылки, организация гиперссылок |
гиперссылки |
|
|
|
4.
|
Интернет как информационная система |
1 |
Комбинированный |
Интернет. IP-адрес. |
|
|
|
|
5.
|
Службы Интернета |
1 |
Комбинированный |
Информационные службы. Электронная почта. Электронный адрес. Почтовый сервер. |
гиперссылки |
|
|
|
6.
|
WWW – Всемирная паутина |
1 |
Комбинированный |
World Wide Web, адресация в Интернете Браузер - инструмент работы с WWW |
Открытие, сохранение Web-страниц. Перемещение в Сети |
|
|
|
7.
|
Поисковые системы |
1 |
Комбинированный |
Средства поиска информации в Сети Поисковые машины |
|
|
|
|
8.
|
Поиск в Интернете |
1 |
Комбинированный |
Поисковый каталог, поисковый указатель. Запросы |
|
|
|
|
9.
|
Web – сайт |
1 |
Комбинированный |
Публикация в Интернете. Средства создания Web-страниц |
web-страница |
|
|
|
10.
|
Проектирование сайта |
1 |
Комбинированный |
Web-сайт. Элементы сайта |
web-страница |
|
|
|
11.
|
Разработка сайта |
1 |
Комбинированный |
средства для создания Web-страниц |
web-страница |
|
|
|
12.
|
Геоинформационные системы |
1 |
Комбинированный |
Геоинформационные системы |
|
|
|
|
13.
|
Использование геоинформационных систем |
1 |
Комбинированный |
Геоинформационные системы |
|
|
|
|
14.
|
База данных |
1 |
Комбинированный |
База данных, фактографическая, документальная, распределенная, централизованная БД,. |
Геоинформационные системы |
|
|
|
15.
|
Системы управления базами данных |
1 |
Комбинированный |
СУБД, реляционная БД, поле, запись |
База данных |
|
|
|
16.
|
Проектирование базы данных |
1 |
Комбинированный |
Таблица, запрос, форма, отчет, макросы и модули |
База данных |
|
|
|
17.
|
Создание базы данных |
1 |
Комбинированный |
создавать структуру БД и заполнять ее данными |
База данных |
|
|
|
18.
|
Создание и использование форм |
1 |
Комбинированный |
работать с формами |
База данных |
|
|
|
19.
|
Запросы к базе данных |
1 |
Комбинированный |
Редактор запросов |
формы |
|
|
|
20.
|
Логические условия выбора данных |
1 |
Комбинированный |
правила создания запросов |
Логическое высказывание, логическая операция |
|
|
|
21.
|
Условия выбора и сложные логические выражения |
1 |
Комбинированный |
виды логических выражений для создания сложных запросов |
конъюнкция, дизъюнкция, отрицание |
|
|
|
22.
|
Создание сложных запросов |
1 |
Комбинированный |
создания сложных запросов |
запросы |
|
|
|
23.
|
Моделирование зависимостей |
1 |
Комбинированный |
Модель, моделирование |
|
|
|
|
24.
|
Модели статистического прогнозирования |
1 |
Комбинированный |
Модель, моделирование, статистика |
|
|
|
|
25.
|
Статистическое моделирование |
1 |
Комбинированный |
Статистические модели |
|
|
|
|
26.
|
Моделирование корреляционных зависимостей |
1 |
Комбинированный |
Корреляционное моделирование |
|
|
|
|
27.
|
Корреляционное моделирование |
1 |
Комбинированный |
Корреляционное моделирование |
|
|
|
|
28.
|
Моделирование зависимостей между величинами |
1 |
Комбинированный |
Моделировани |
|
|
|
|
29.
|
Оптимальное планирование |
1 |
Комбинированный |
Оптимальное планирование |
|
|
|
|
30.
|
Информационные ресурсы |
1 |
Комбинированный |
Информационные ресурсы. Рынок ресурсов |
Интернет |
|
|
|
31.
|
Информационное общество |
1 |
Комбинированный |
Информационное общество. Развитие и массовое использование информационных технологий. |
|
|
|
|
32.
|
Правовое регулирование в информационной сфере |
1 |
Комбинированный |
О правовой охране программ для ЭВМ, информация, авторское право |
|
|
|
|
33.
|
Информационная безопасность |
1 |
Комбинированный |
основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. |
физические способы защиты информации, программные средства защиты информации |
|
|
|
34.
|
Повторение |
1 |
Комбинированный |
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер (под общей ред. М. П. Лапчика). Методика преподавания информатики.
3. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания
4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, плакаты и др.