Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла от 28.08.2014 г. протокол №1 |
Принята на заседании педагогического совета МОУ Подгоренская СОШ от 29.08.2014 г. протокол №1 |
Утверждена приказом директора МОУ Подгоренская СОШ от 01.09.2014г. №62 Директор школы ___________ Климова В.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
11 класс
Соловьевой Тамары Михайловны
учителя I квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
Согласована
с заместителем директора по УВР
Соловьёвой Т.М. ____________
___ сентября 2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
6. Авторская программа под руководством А.И.Власенков, JI.M, Рыбченковой
Изучение русского языка в 11 классах направлено на достижение следующих
целей:
- Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;
- Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. Совершенствуются и развиваются следующие умения:
КОММУНИКАТИВНЫЕ (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
ИФОРМАЦИОННЫЕ (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению в динамично изменяющихся социально-экономических условиях, а значит, реализует все задачи, сформулированные в Уставе школы, его воспитательной программе, соответствует образовательным потребностям учащихся и их родителей(законных представителей)
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,
речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,
речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Место данного предмета в учебном плане школы
В школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2014-2015 году выделен 1 час в неделю (34 ч.).
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Развитие речи |
Контрольные работы |
1 |
Простое предложение |
12 |
|
2 |
2 |
Публицистический стиль речи |
4 |
2 |
|
3 |
Художественный стиль речи |
3 |
2 |
|
4 |
Сложное предложение |
5 |
1 |
|
5 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
3 |
|
Всего часов |
24 |
5 |
5 |
Содержание курса
Простое предложение (14 часов)
Интонация и ее роль в предложении. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению Контрольная работа. Диктант Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения Обособление определений. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными. Приложение и их обособление. Обособление обстоятельств.
Обособление дополнений. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи Порядок слов в предложении Итоговая контрольная работа Публицистический стиль (6 часов)
Особенности публицистического стиля Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками Художественный стиль (5 часов)
Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического произведения Изложение по тексту художественного стиля Сложное предложение (бчаса)
Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (повторение). Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.
Итоговая контрольная работа (3 часа)
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Развитие речи |
Контрольные работы |
1 |
Простое предложение |
12 |
|
2 |
2 |
Публицистический стиль речи |
4 |
2 |
|
3 |
Художественный стиль речи |
3 |
2 |
|
4 |
Сложное предложение |
5 |
1 |
|
5 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
3 |
|
Всего часов |
24 |
5 |
5 |
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикон и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
№ n/п |
Тема урока |
Кол во часов |
Тип урока |
Ключевые понятия |
Повторение |
Оборудование |
Литера тура |
Дата |
|||
План |
Факт |
||||||||||
1 |
Простое предложение. 12 час. Обобщающее повторение синтаксиса. Интонация. |
1 |
обобщающий |
Знать, что такое интонация и каково ее влияние на пунктуационное оформление текста. уметь расставлять знаки препинания в соответствии с произношением |
Знаки препинания |
Учебник |
1 |
|
|
||
2 |
Согласование сказуемых с подлежащим. |
1 |
комбинированный |
Знать главные члены предложения и способы их выражения, уметь определять грамматическую связь между главными членами, правильно писать н и нн в суффиксах прилагательных и причастий |
Главные члены предложения и способы их выражения, |
Учебник, Таблицы, ИД. |
|
|
|
||
3 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
обобщающий |
Знать главные и второстепенные члены предложения ; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом предложении , производить синтаксический разбор простого предложения |
Главные и второстепенные члены предложения |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
4 |
Управление при словах, близких по значению. |
1 |
комбинированный |
Уметь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками |
Трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками |
Учебник Таблицы, ИД. |
|
|
|
||
5 |
Контрольная работа. Диктант по теме «Главные члены предложения» |
1 |
контроль знаний |
Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы и орфографические правила |
Пунктуац. нормы и орфографические правила |
Тетради |
|
|
|
||
6 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
1 |
Работа над ошибками |
Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы и орфографические правила |
Пунктуац. нормы и орфографические правила |
тетради |
|
|
|
||
7 |
Однородные члены предложения и пунктуация при них. |
1 |
обобщающий |
Знать определение однородных членов предложения Уметь правильно ставить знаки препинания |
Однородные члены предложения |
Учебник Таблицы, ИД. |
|
|
|
||
8 |
Однородные и неоднородные определения. |
1 |
комбинированный |
Знать отличия однородных от неоднородных определений; Уметь правильно ставить знаки препинания |
Отличия однородных от неоднородных определений; |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
9 |
Обособление определений. |
1 |
обобщающий |
Знать об об обособленных членах предложения, Уметь применять в практике письма пункт, нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения |
Нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
10 |
Синонимия простых предложений с обособленными определениями . |
1 |
комбинированный |
Знать синонимику простого предложения с обособл. определениями и придат. определительными |
Синонимика простого предложения с обособл. определениями и придат. определительными |
Учебник Таблицы, ИД. |
|
|
|
||
11 |
Приложение и их обособление. |
1 |
|
Знать и уметь применять в практике письма правила обособления приложений |
Правила обособления приложений |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
12 |
Обособление обстоятельств. |
1 |
Комбинированный |
Знать и уметь применять на практике правила обособления обстоятельств |
Правила обособления обстоятельств |
Учебник Таблицы, ИД. |
|
|
|
||
13 |
Пунктуация при обращениях. |
1 |
повторительно - обобщающий |
Знать и уметь применять на практике правила выделения обращений и междометий |
Правила выделения обращений и междометий |
Учебник Таблицы, ИД |
|
|
|
||
14 |
Порядок слов в предложении. |
1 |
Урок изучения нового |
Знать стилистические функции порядка слов в предложении, Уметь применять их в письменной речи |
Функции порядка слов в предложении, |
Учебник Таблицы, ИД |
|
|
|
||
15 |
Контрольная работа Диктант с лексико-грамматическим заданием. |
1 |
контроль знаний |
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. |
Лексикограмматические правила. |
Тетради |
|
|
|
||
Публицистический стиль речи (4 часа) |
|||||||||||
16 |
Особенности публицистического стиля и средства выразительности. |
1 |
Урок развития речи |
Знать жанры публ. стиля, уметь определять тексты этого жанра |
Жанры публицистического стиля |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
17 |
Жанры публицистического стиля. Очерк. |
1 |
Урок развития речи |
Знать жанры публицистического стиля. Уметь писать портретный очерк |
Жанры публицистического стиля. |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
18 |
Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля |
1 |
комбинированный |
Знать средства выразительности, уметь находить в тексте лексические и пунктуационные средства выразительности |
Эмоциональные средства выразительности |
Учебник Таблицы, Ид |
|
|
|
||
19 |
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила дискуссии. |
1 |
Урок развития речи |
Знать правила устного выступления, доклада, дискуссии, уметь составлять устное выступление, доклад Знать и уметь определять на практике виды тропов и сти- лист.фигур |
Правила устного выступления |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
20 |
Изложение текста публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками |
1 |
Урок развития речи |
Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме |
Работа над изложением |
Тетради |
|
|
|
||
21 |
Написание изложения публицистического стиля |
1 |
Урок развития речи |
Уметь формулировать мысли по теме |
Как писать сочинение |
Тетради |
|
|
|
||
Художественный стиль речи (3 часа) |
|||||||||||
22 |
Общая характеристика художественного стиля. |
1 |
Урок развития речи |
Знать признаки худож. стиля, уметь находить текст худ. стиля. Уметь подробно излагать текст |
Признаки художественного стиля |
Учебник, ИД. |
|
|
|
||
23 |
Виды тропов и стилистических фигур. |
1 |
комбинированный |
Знать выразительные словообразовательные средства. Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств, производить и художественно-стилистический анализ текстов. |
Выразительные словообразовательные средства. |
Словарь, ИД. |
|
|
|
||
24 |
Урок-практикум. Анализ лирического произведения. |
1 |
повторительно - обобщающий |
Знать и уметь применять в речи предложения разных типов |
Лирическое произведение, его особенности |
Тексты стихотворений, ИД. |
|
|
|
||
25 |
Изложение по тексту художественного стиля. |
1 |
Урок развития речи |
Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста. |
Выделение главного в тексте |
Тетради |
|
|
|
||
26 |
Написание изложения по тексту художественного стиля |
1 |
Урок развития речи |
Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста. |
Выделение главного в тексте |
Тетради |
|
|
|
||
Сложное предложение (5 час.) |
|||||||||||
27 |
Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
1 |
повторительно - обобщающий |
Знать виды сложных предложений уметь применять в практике письма правила постановки знаков препинания |
Виды сложных предложений |
Учебник Таблицы, ИД |
|
|
|
||
28 |
Сочинение - рассуждение по тексту. |
1 |
Урок развития речи |
Знать особенности рассуждения Уметь строить текст |
План написания сочинения -рассуждения |
Тетради |
|
|
|
||
29 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
1 |
комбинированный |
Знать о возможности употребления авторских знаков |
Виды придаточных |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
30 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
1 |
комбинированный |
Знать о возможности употребления авторских знаков |
Виды придаточных |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
31 |
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем. |
1 |
обобщающий |
Знать о возможности употребления авторских знаков |
Возможности употребления авторских знаков |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
32 |
Предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. |
1 |
обобщающий |
Уметь находить границы придаточных, определять их вид |
Виды подчинения |
Учебник таблицы |
|
|
|
||
33- 34 |
Итоговая контрольная работа. |
3 |
контроль знаний |
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. |
Орфографические, пунктуационные, лексикограмматические навыки |
КИМы |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы 2011г
2.Н.В.Егорова, А.П.Дмитриева, ИБ.Золотарева Поурочные разработки по русскому языку.
3.Л.Ф.Коновалова. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ.
4.М.В.Козулина. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ.
5.Г.Т.Егораева.Русский язык. Подготовка к выполнению части С.