Рассмотрена
на заседании МО
учителей
естественнонаучного
цикла
от
28. 08. 2014 г
протокол N1
|
Принята
на заседании
педагогического
совета
МКОУ
Подгоренская СОШ
от
30.08.2014 г
протокол N1
|
Утверждена
приказом
директора
МКОУ
Подгоренская СОШ
от
01.09.2014г №62
Директор
школы____________
/
Климова В.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского химико-географического
общества
«Глобусята»
Объедкова Александра Владимировича
учителя
МКОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Любому
обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача
семьи, в свою очередь, состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, задача же школы - поддержать
ребенка и развить его способности, подготовить почву для того,
чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия,
стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются
еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить
таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным
учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и
специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных
областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех,
кто интересуется различными областями науки и техники, помочь
претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на
дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть
свои способности. Для этой цели в школе создано при поддержке
ЕГФ ВГПУ и существует по настоящее время научное общество
обучающихся «Глобусята».
Главная
задача общества – дать ученику возможность развить свой
интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует
главное правило участия в научно- исследовательской деятельности
обучающихся – никакого принуждения и насилия над личностью
ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Глобусята».
Какое значение для обучающихся имеет научное общество?
Оно дает возможность осознать свою значимость, свою
принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и
творческой работы, развивает познавательный интерес,
любознательность, учит общению со сверстниками и
единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных
экспериментах и исследованиях.
Цель:
Привлечение
обучающихся к исследовательской деятельности и развития их
творческих способностей, формирование естественнонаучного
мышления и расширение кругозора.
Задачи:
1.
Расширение
кругозора обучающихся в области достижений науки.
2.
Выявление
наиболее одаренных обучающихся в различных областях науки и
развитие их творческих способностей.
3.
Активное
включение обучающихся школы в процесс самообразования и
саморазвития.
4.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы
обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих
областях науки.
5.
Организация
исследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации в области
естественных наук.
Ожидаемые результаты
·
Расширенные
знания по курсам химии, географии, биологии и экологии,
способность применения их на практике.
·
Умение
вести опросы, обрабатывать результаты и формировать выводы.
·
Умение
вести научные исследования географических объектов.
·
Умение
брать пробы воды, почвы, растительных и животных материалов.
·
Уметь
давать характеристику географического положения объекта.
·
Уметь
давать экологическую характеристику.
·
Сформировать навыки самостоятельной исследовательской
деятельности.
Содержание программы
Круглый стол
1. Характеристика климата, климатических факторов.
2. Истощение природных ресурсов.
3. Последствия загрязнения атмосферы.
4. Загрязнение воды - одна
из основных причин заболеваемости человека.
5. Роль зелёных насаждений в городе.
6. Экологическое и технологическое воздействия на биосферу.
7. Война и голод, основные социальные факторы, негативно
влияющие на человечество.
8. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как
фактора усугубляющего экологический кризис.
9. Учение о развитии ноосферы.
10.
Подведение итогов за 2 полугодие НОУ «Глобусята».
Беседы
1. Микроклимат, его значение.
2. Влияние климата на организм человека.
3. Значение почвы.
Тестирование
1. Экологические проблемы:
парниковый эффект, кислотные дожди.
Экскурсии
1.
Источники
загрязнения атмосферы.
2.
Источники
загрязнения водоёмов и подземных вод.
3. Эрозия почвы. Борьба с эрозией почв.
Семинары
1. Охрана природных ресурсов.
2. Значение воды в жизни человека.
3. Питьевые ресурсы и здоровье.
4. Правовая охрана почв.
5.
Оздоравливающая роль леса.
6. Потребность человечества в питании и ее влияние на биосферу.
7. Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу.
8. Экологическое и социальное разнообразие человечества как
показатель его устойчивости.
9. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Групповая исследовательская деятельность
1. «Выявление
парникового эффекта».
2. Меры охраны атмосферы.
Практическая работа
1. «Паспорт зелёных насаждений пришкольной территории».
Игра
1.
Подведение итогов за 1 полугодие НОУ «Глобусята».
2. Растения - индикаторы
окружающей среды.
3. «Альтернативные источники энергии».
4. «Социальное разнообразие - условие устойчивости человеческого
общества».
5. «Я в классе, я в мире».
6. Развитие экологического сознания в человечестве.
Индивидуальная реферативная работа
1.
Лекарственные растения.
2.
Деятельность человека как фактор эволюции
биосферы.
3.
Взаимодействие людей друг с другом на
основе жизненных, социальных и идеальных потребностей.
Виды деятельности
1.
Учебная деятельность:
исследовательские работы, различные источники информации –
способствуют освоению теоретических и практических знаний
обучающихся.
2.
Активные формы:
семинары, дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры
- формируют опыт принятия целесообразных решений.
3.
Экскурсии: закрепляют
знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность
для освоения полевых наблюдений, экспериментов и сбора
фактического материала.
Формы работы
1.
Беседа.
2.
Круглый стол.
3.
Семинар.
4.
Групповая исследовательская деятельность.
5.
Практическая работа.
6.
Экскурсия.
7.
Тестирование.
8.
Игра.
9.
Индивидуальная реферативная деятельность.
Календарно – тематическое
планирование
НОУ «Глобусята»
на
I полугодие
Тема мероприятия
|
Сроки проведения
|
Форма работы
|
Естественная
среда и здоровье
человека
1.
Характеристика
климата,
климатических
факторов.
2. Микроклимат,
его значение.
3. Влияние
климата на
организм
человека.
|
сентябрь
|
Круглый стол
Беседа
Беседа
|
Антропогенная
среда и здоровье
человека
1. Истощение
природных
ресурсов.
2. Охрана
природных
ресурсов.
3. Экологические
проблемы:
парниковый
эффект,
кислотные дожди.
4.
«Выявление
парникового
эффекта».
|
октябрь
|
Круглый стол
Семинар
Тестирование
Групповая
исследовательская
деятельность
|
Загрязнение
атмосферы и
здоровье
человека
1. Источники
загрязнения
атмосферы.
2. Последствия
загрязнения
атмосферы.
3. Меры
охраны
атмосферы.
|
ноябрь
|
Экскурсия
Круглый стол
Групповая
исследовательская
деятельность
|
Загрязнение
водных ресурсов.
Охрана водных
ресурсов
1.
Значение воды в
жизни человека.
2.
Загрязнение воды
- одна из
основных причин
заболеваемости
человека.
3.
Источники
загрязнения
водоёмов и
подземных вод.
4. Питьевые
ресурсы и
здоровье.
5.
Подведение
итогов за 1
полугодие НОУ «Глобусята».
|
декабрь
|
Семинар
Круглый стол
Экскурсия
Семинар
Игра
|
Календарно – тематическое
планирование
НОУ «Глобусята»
на
II полугодие
Тема мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Форма работы
|
Охрана почвы
1. Значение
почвы.
2. Эрозия почвы.
Борьба с эрозией
почв.
3. Правовая
охрана почв.
|
Январь
|
Беседа
Экскурсия
Семинар
|
Растения и
здоровье
человека
1.
Оздоравливающая
роль леса.
2. Роль зелёных
насаждений в
городе.
3. Растения -
индикаторы
окружающей
среды.
4.
Лекарственные
растения.
5. «Паспорт
зелёных
насаждений
пришкольной
территории».
|
Февраль
|
Семинар
Круглый стол
Игра
Индивидуальная
реферативная
работа
Практическая
работа
|
Воздействие
человечества на
биосферу
1. Потребность
человечества в
питании и ее
влияние на
биосферу.
2. Потребность
человечества в
дыхании и ее
влияние на
биосферу.
3. Экологическое
и
технологическое
воздействия на
биосферу.
4.
«Альтернативные
источники
энергии».
5. Деятельность
человека как
фактор эволюции
биосферы.
|
Март
|
Семинар
Семинар
Круглый стол
Игра
Индивидуальная
реферативная
работа
|
Взаимосвязи
между людьми
1. Экологическое
и социальное
разнообразие
человечества как
показатель его
устойчивости.
2. «Социальное
разнообразие -
условие
устойчивости
человеческого
общества».
3.
Взаимодействие
людей друг с
другом на основе
жизненных,
социальных и
идеальных
потребностей.
4. «Я в классе,
я в мире».
5. Война и
голод, основные
социальные
факторы,
негативно
влияющие на
человечество.
|
Апрель
|
Семинар
Игра
Индивидуальная
реферативная
работа
Игра
Круглый стол
|
Познание мира и
экологическое
образование
1. Осознание
человечеством
масштаба своей
деятельности как
фактора
усугубляющего
экологический
кризис.
2. Учение
В.И.Вернадского
о биосфере.
3. Учение о
развитии
ноосферы.
4. Развитие
экологического
сознания в
человечестве.
5.
Подведение
итогов за 2
полугодие НОУ «Глобусята».
|
Май
2013 г.
|
Круглый стол
Семинар
Круглый стол
Игра
Круглый стол
|
Список литературы
1.
Алферова
С.И., Климова В.Н., Комарова С.Н. и др. «Программа деятельности
детского химико-географического общества МОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского района «Глобусята» на 2006 – 2008 год.
2.
Интернет –
ресурсы.
|